Общество как самоорганизующаяся система

 

Современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему.

Первые представления о системности общества зародились еще в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли мыслители XIX – XX вв.: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс.

Социальная система представляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы. От всех природных систем (физических, биологических) общество отличается особой сложностью в силу многообразия социальных отношений,
в которые включаются люди, и имеет иерархический характер. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, т. е. состоит из взаимосвязанных, опосредующих друг друга и целое частей, при этом обладая особыми интегральными системными свойствами, не свойственными ее частям, а присущими системе в целом, сплачивающими ее в целостность.

Особая специфика социальной системы состоит в уникальности ее основного
элемента – человека, который обладает свободой выбора форм и способов деятельности, придающей развитию общества в значительной степени неопределенность, непредсказуемость.

В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре большие подсистемы (сферы): материально-производственную, социальную, политическую и духовную. Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику. Материально-производственная сфера связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания жизни; социальная – сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера связана с коммуникативной и регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества; духовная сфера – это производство знаний, норм, традиций, ценностей, благодаря которым кристаллизуются приоритеты, обеспечивающие сохранение и приумножение положительного опыта собственно человеческого жизнеосуществления.

Предшествующий анализ теоретических моделей социума показал, что взгляды социальных философов на роль системообразующего качества, придающего целостность, связь и непрерывность человеческой истории, чрезвычайно разнообразны. Идеалистическая модель в качестве фундамента рассматривает духовные ценности, натуралистическое направление – природные факторы, техницистское направление – технику, материалистическая модель заявляет об определяющей роли материального производства. Можно сказать, что история представляет собой сложный результат взаимодействия экономического, социального, политического и духовного факторов.

Обратимся к анализу социума как системного целого и его подсистем, их роли в жизни общества и индивидов.

Материально-производственная сфера общества. Ее компонентами являются: труд как комплексное социальное явление, способ производства материальных благ, механизм функционирования материально-производственной сферы в целом.

Исходной предпосылкой и итогом исследования материально-производственной сферы выступает труд, созидательная деятельность человека. Труд включает в себя следующие простые моменты: 1) целесообразную деятельность человека, воплощающего в себе все богатство общественных отношений и связей, или сам труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результат труда. Процесс труда включает в себя два ряда отношений. Определенное отношение человека к природе – первая сторона труда. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную природу. Вторая сторона труда – общественный характер отношения людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Необходимо подчеркнуть при этом нерасторжимость единства социального и природного во всех элементах и сторонах труда. Труд играет фундаментальную роль в социально-историческом бытии человека:
а) это процесс созидания самого человека и самого общества; осуществляя свою трудовую деятельность в условиях наличного бытия, человек постоянно стремится выйти за его пределы; б) труд есть всеобщеисторический момент. Развитие общественного труда подчиняется действию закономерностей определенных ступеней общественного развития;
он испытывает влияние со стороны конкретных исторических ситуаций.

 

Опираясь на свое знание истории, рассмотрите особенности процесса труда в античности, Средневековье, в Новое и наше время.

 

Базовым понятием для уяснения способов организации труда выступает предложенное К. Марксом понятие способа производства материальных благ, представляющего единство двух видов отношений – отношений людей к природе и отношений людей друг к другу.
Эти отношения зафиксированы в категориях соответственно «производительные силы» и «производственные отношения».

Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личностный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).

Постоянное усложнение задач деятельности человека заставляет его создавать все более сложные средства труда, осваивать новые предметы труда. В тесном взаимодействии с развитием вещественных элементов труда развивается и сам человек. Производительные силы имеют определенный уровень и характерразвития. Уровень развития производительных сил характеризует состояние, степень развития предметных и личностных элементов труда и проявляется в производительности труда. Характер производительных сил означает способ соединения этих элементов (общественный или частный).

В процессе производства материальных благ люди вступают в отношения друг с другом – производственные отношения, включающие отношения собственности, взаимного обмена деятельностью, распределения и потребления произведенных предметов и услуг.
Эти отношения составляют столь же необходимую сторону материального производства, как и производительные силы.

Производительные силы и производственные отношения как стороны способа производства взаимодействуют, подчиняясь закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Закон вскрывает двустороннюю зависимость: производственных отношений от производительных сил и производительных сил от того, соответствуют (дают простор для развития) или не соответствуют им данные производственные отношения, но определяющей стороной в этом взаимодействии являются производительные силы.

Производительные силы – более подвижная, изменчивая сторона способа производства. Они не могут оставаться неизменными, так как рабочая сила, средства производства, даже если никто не ставит себе целью изменять и развивать их, постоянно совершенствуются в процессе разрешения противоречия между личностными и вещественными элементами производительных сил. Производственные отношения, наоборот, – система консервативная, имеют тенденцию к устойчивости, так как всякое их изменение затрагивает интересы части или даже всех членов общества и предполагает сопротивление тех или иных групп людей. Из-за консервативности производственных отношений производительные силы общества на определенной стадии своего развития приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Производственные отношения из формы развития производительных сил превращаются в их тормоз, становятся препятствием развития. В предшествующей истории это противоречие приобретало характер острого классового конфликта, который разрешался социальной революцией, утверждающей новые производственные отношения, соответствующие развивающимся производительным силам, а, следовательно, и новый способ производства. Итак, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил – это закон развития общественного способа производства материальных благ как целостной системы и закон перехода от одного способа производства к другому.

Важно подчеркнуть, что этот закон, констатируя обусловленность развития производственных отношений развитием производительных сил, вместе с тем предполагает активную роль производственных отношенийво взаимодействии с производительными силами. Именно производственные отношения задают цель производству, ими регулируется и стимулируется деятельность производителей.

 

Дайте анализ современного информационного общества: его производительных сил и производственных отношений. Есть ли основания ставить вопрос о социальной революции?

 

Представленный анализ дает лишь общую схему, логику исторического развития материально-производственной сферы, которая не может рассматриваться как универсальная. На различных этапах истории взаимодействие производительных сил и производственных отношений имеет специфические особенности. Подробное знакомство с организацией и функционированием данной сферы общественного бытия вам предстоит в курсе экономической теории.

Социальная сфера жизни общества. Она охватывает собой систему связей между структурообразующими элементами общества (социальные группы, социальные институты, организационно-управленческие инстанции, неформальные объединения-сообщества и т. д.), носящую институциональный характер и выполняющую функцию интеграции и социализации индивидов в систему общественных отношений, а также упорядочивания и социального контроля действий ее членов в важных для них областях жизнедеятельности.

Основой связи в социальных общностях могут быть: тип деятельности в общественном разделении труда, включенность в хозяйственные связи, общность экономических интересов; место в производственных отношениях, территория, общий язык, традиции, социально-психологическое чувство «мы», ценностные ориентации, идеологические установки и пр. Связь и взаимоотношения между социальными общностями формируют социальную структуру общества.

 

В какой мере образ мысли, действия человека зависят от его принадлежности к той или иной социальной общности? Подтвердите свой ответ примерами.

 

В социальной сфере общества можно вычленить макроструктуру (например, человечество, народ, классы, нации) и микроструктуру, включающую такие малые социальные группы, как семья, трудовые коллективы, неформальные объединения, учебные коллективы и т. д. Социальная сфера представляет собой целостный процесс взаимосвязи и взаимодействия общностей различного порядка, и, прежде всего, макро- и микроструктуры, роль этих общностей в общей взаимосвязи неодинакова. Жизнедеятельность больших
групп людей, подчиняющаяся определенным законам функционирования, оказывает определяющее влияние на жизнь малых групп, сохраняя их, видоизменяя или даже
порождая новые.

Значительная роль в социальной сфере общества, если иметь в виду предшествующую историю человечества, принадлежала такой общности, как классы, поскольку именно в классовых отношениях находят наиболее полное выражение производственные отношения. Эта общность основывается на самом жизненно важном в обществе – экономических интересах людей, оказывая определяющее влияние на все другие элементы социальной структуры. Класс как социальная, общность характеризуется рядом признаков, которые выделены в известном ленинском определении классов. Главным являются качественные особенности класса, т. е. классы различаются по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам доли общественного богатства.

В современном социально-философском знании наряду с классовым анализом общества существует слоевой подход, широко известный в современной западной философии и социологии как теория «социальной стратификации», основные идеи которой сформулированы социологом П. Сорокиным. Страта (слой) – это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. Основа и сущность социальной стратификации – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния. П. Сорокин выделил три стратификационные структуры: экономическую (неравенство в доходах, уровне жизни), профессиональную (деление людей по принципу руководитель / подчиненный), политическую (деление на правителей/элиту и управляемых/массу). Другие исследователи в качестве основания социальной дифференциации берут такие признаки, как культурный уровень, образование, стиль и образ жизни, вкусы, привычки и т. д. Стратификация рассматривается как характеристика любого организованного общества, так как расслоение естественно и закономерно. Стратификационная модель имеет значительную познавательную ценность, так как позволяет рассматривать социальную сферу как неоднородную, сложную, многомерную систему, дает возможность глубже проследить динамику ее изменений.

Эти изменения проявляются в социальной мобильности, которая является важной стороной функционирования социальной сферы. Речь идет о перемещении людей из одного слоя в другой. Мобильность подразделяется на горизонтальную (внутри одного слоя, например – перемена места жительства) и вертикальную (переход из низших страт
в высшие). Общество сравнивается с многоэтажным домом, в котором лифты поднимают и опускают его обитателей. Такими социальными лифтами являются экономика, политика, образование, брак, армия, церковь. При этом в качестве ведущей тенденции рассматривается восходящая мобильность, превращающая открытое общество в общество равных возможностей. Однако, как признают западные социологи, реальный процесс такой мобильности достаточно затруднен, имеет ограниченный характер, сохраняя жесткую «иерархическую» структуру этого общества.

Перейдем к следующему элементу общества – социальному институту,
т. е. стабильному образцу социального взаимодействия, основанному на формализованных правилах, законах, традициях, обычаях и ритуалах. К социальным институтам относятся, к примеру, семья, право, религия, экономика, наука, церковь, государство и т. д. Человек как социальное существо реализует себя именно через социальные институты, через которые и происходит самореализация индивида.

 

Как возможна самореализация индивида в ситуациях, когда он должен следовать определенным нормам поведения?

 

Социальные институты обеспечивают контроль над индивидом. Чем больше укоренены социальные институты в системе общества, тем более упорядочена и регламентирована жизнь индивида.

 

Каким образом при помощи такого социального института, как семья, общество а) диктует индивиду определенный образ поведения, б) осуществляет контроль над индивидом?

В чем отличие семьи как социальной общности и как социального института?

 

Подробное знакомство с организацией и функционированием данной сферы общественного бытия вам предстоит в курсе социологии.

Политическая сфера жизни общества. Слово «политика» греческого происхождения и означает искусство управления государством. Поэтому эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, другими социальными общностями, центральным моментом которых является их отношение к государственной власти. Их политические интересы представляют собой проявления существующих в обществе политических отношений и направлены на решение проблем политической власти: ее завоевание, осуществление и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.

Данные интересы реализуются посредством тех или иных элементов политической системы. К ним относятся: государственные органы законодательной и исполнительной власти; армия, правоохранительные органы, прежде всего суд, прокуратура, милиция или полиция; государственный арбитраж; политические партии и движения; общественные организации – профсоюзные, молодежные и др., защищающие интересы определенных социальных и профессиональных групп, в том числе их политические интересы, связанные с реализацией политических прав и свобод. Все эти государственные органы, другие политические учреждения и организации взаимодействуют между собой и образуют более или менее целостную политическую систему.

К наиболее важным институтам политической системы общества можно отнести институты политической власти, права и идеологии. Это некие узловые механизмы функционирования политического строя общества, которые должны обеспечивать его стабильность и развитие. Они проявляются в деятельности отдельных органов государственной законодательной и исполнительной власти – парламента, правительства, местных органов власти, правоохранительных органов, а также в деятельности политических партий, движений и средств массовой информации, прежде всего печати, радио и телевидения.

Каждый из названных институтов политической системы выполняет свои функции.
Их деятельность может быть направлена на регулирование политических процессов, носящих самый разный характер: борьбы за политическое обновление общества, приспособления к тем или иным политическим реалиям, сотрудничества политических сил или же их соперничества. В целом политическая сфера в силу многокачественности своих элементов может структурироваться по-разному. В ней могут быть выделены политический субъект, политическая деятельность, политические отношения, политическое сознание.

Радикальная реформа политической системы – это объективная необходимость развития российского постсоветского общества. Результатом этой реформы должно стать построение подлинно правового государства. Его отличительные признаки: верховенство закона во всех сферах общественной жизни, реальность и незыблемость прав, свобод и интересов личности, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – законодательной, исполнительной, судебной. Правовая регуляция деятельности людей в таком государстве должна осуществляться по принципу: разрешено все, что не запрещено законом, при осуществлении эффективных форм народного контроля за исполнением законов и других юридических актов. Все это требует повышения уровня политической культуры граждан, являющейся показателем политического состояния общества, степени его развитости и демократичности.

 

Задумайтесь о мере своей включенности в политическую сферу общественной жизни.
Что этому способствует и что препятствует?

 

Подробное знакомство с организацией и функционированием данной сферы общественного бытия вам предстоит в курсе политологии.

Духовная сторона жизни социума (общественное сознание). Духовная жизнь общества связана с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания,
с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духовным общением.
В духовной жизни выделяются такие элементы: духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, духовные отношения. Слитность уровней, сфер,
форм, типов общественного сознания с профессиональной деятельностью, общественная институционализация этой деятельности образуют особую подсистему общества
с собственными законами развития и функционирования – духовную сферу жизни общества в целом.

Она связана с разными уровнями социальной организации и выполняет различные функции: ориентационную, благодаря которой человек определяется в способах деятельности и поведения в социуме; интегративную, благодаря которой возможна нормативная база человеческого общежития; контрольно-управляющую, благодаря которой осуществляется скоординированная жизнедеятельность микро- и макросоциальных общностей; ценностную, благодаря которой в духовной жизни кристаллизуются нравственно-этические приоритеты, обеспечивающие сохранение и приумножение положительного опыта собственно человеческого жизнеосуществления.

Общественное сознание выступает не просто как отражение общественного бытия.
Оно есть форма и способ духовной включенности людей в общество, тем самым обладает особым статусом бытийного образования. Многокачественность и взаимопереплетение компонентов общественного сознания требуют и многопланового выявления связей его форм проявления, ибо они функционируют в различных структурах человеческой жизнедеятельности и выполняют различные функции.

Гносеологический подход к общественному сознанию предполагает выяснение того, что и как оно отражает. Поэтому по глубине отражения в общественном сознании можно выделить обыденный и теоретический уровни. Обыденное сознание отражает общественное бытие на уровне явлений, не проникая в сущность, и возникает как осознание повседневных потребностей людей. Теоретическое сознание более глубоко отражает общественное бытие, т. е. раскрывает сущность, закономерные связи и отношения. Существует оно в виде системы идей, понятий, законов.

 

Вы поссорились с другом, получили повышение по службе, посмотрели кинофильм… Как будут явлены обыденное и теоретическое сознание при анализе этих событий? Что Вам предпочтительнее?

 

Социологический подход к исследованию общественного сознания предполагает выяснение его роли в социальной жизни людей, т. е. какие функции оно выполняет.
При таком аспекте выделяются такие сферы – общественная психология и идеология.

 

Общественная психология представляет несистематизированную, стихийно сложившуюся совокупность духовных образований, которые включают представления, чувства, настроения, обычаи, традиции, привычки, иллюзии, заблуждения, возникающие у различных социальных групп. Общественная психология – это массовое сознание людей, которое непосредственно отражает повседневные условия их жизни, она выполняет коммуникативную функцию. Устойчивые элементы общественной психологии (чувства, групповой характер) способствуют сохранению и закреплению общественных структур, а динамические элементы (массовые психологические реакции) стимулируют их изменения, поэтому роль общественной психологии в обществе противоречива.

Идеология в отличие от общественной психологии – это система взглядов, идей, отражающая сущность общественных отношений, условий жизни людей и выражающая коренные интересы классов и других социальных общностей. Идеология представляет теоретическое сознание, которое разрабатывается специалистами, идеологами тех или иных социальных слоев. В этом ее отличие от общественной психологии, которая формируется в основном стихийно. Идеология, объясняя явления общественной жизни, формирует мировоззрение людей, способствует выработке представлений о ценностях жизни,
ее идеалах, обусловливает систему ценностных ориентации и тем самым определяет общую линию поведения людей, направление их деятельности. Следует иметь в виду, что уровни и сферы общественного сознания не существуют изолированно, а взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

К формам общественного сознания относятся: политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Содержание их определяется как предметом отражения (природа, общество, отношения между классами, государствами и т. д.), так и способами и средствами их выражения (категории, законы, догмы, нормы, художественные образы и т. д.), общественными потребностями, с которыми связано их возникновение, и социальной ролью, которую каждая из них выполняет в обществе.

Одним из основных видов духовной деятельности и специфической формой общественного сознания является наука как определенная система знаний и устойчивый социальный институт, выполняющая сложные функции в современном мире, главными из которых являются познавательная, объяснительная, практически-действенная, прогностическая, мировоззренческая и функция социальной памяти.

Наука – это не просто набор отдельных конкретных знаний. Ей присущи системность, целостность и логическая обоснованность выводов. Научное знание отличает осознанный контроль и строгие требования к методам и языку научного исследования; использование в процессе научного познания не самих по себе предметов и явлений реального мира, а их аналогов – идеализированных моделей, а также объективность познаваемых истин, доказательность и обоснованность выводов.

 

Проявляются ли и в каком виде в научной форме общественного сознания его обыденный и теоретический уровни; социально-психологическая и идеологическая сферы?

 

Значительную роль в духовной жизни современного общества играет политическая сфера (политическая деятельность и политическое сознание), представляющая собой результат определенного исторического развития и отражающая взаимоотношения различных социальных общностей, их место в системе государственной власти, а также отношения между государствами. Главным содержанием политической деятельности являлось и по сей день остается искусство управления, руководство государственными делами, взгляды на роль и формы государства в обществе, а политическое сознание, первоначально связанное с этико-философскими идеями естественного права, а позже – с религиозными представлениями, сегодня отражает всю сложную гамму социально-экономических проблем общества.

С политической сферой общества традиционно тесно связана правовая сфера, включающая правовое сознание и правовую деятельность как совокупность законов, правовых взглядов, теорий, чувств; знание и реализацию правовых норм и их оценку, определяемую интересами и потребностями различных социальных слоев общества.

В отличие от политического сознания, представленного в виде системы программ, уставов и деклараций различных партий и общественных организаций, правовое сознание – это совокупность прав и обязанностей, юридических законов, регламентирующих общественные отношения. Оно является нормативной, сферой жизнедеятельности общества, внутренним выражением его экономического положения.

Особое место среди форм общественного сознания занимает мораль (нравственность), под которой обычно понимается совокупность норм, правил и принципов поведения во всех сферах общественной жизни, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения. Мораль направлена на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражает идеал человечности и гуманистическую перспективу истории. Этим и определяется социальная роль морали, выражающаяся множеством выполняемых ею функций, главными из которых являются регулятивная, оценочно-императивная и познавательная. Наряду с ними морали присущи
и такие функции, как воспитательная, ориентирующая, прогностическая, коммуникативная
и другие.

Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. В морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

 

Связаны ли моральное и правовое сознание общества? Чем объяснить различие их нормативно-ценностной базы?

 

Одной из древнейших форм общественного сознания и духовной деятельности является религия как тип мировоззрения и основанное на вере в реальное существование Бога (шире – высшей силы) и чувстве связанности с ним (зависимости от него, почтения и почитания) жизненное поведение, включающее совершение определенных ритуальных действий (культ). Причины возникновения и существования религии коренятся в тех явлениях природной и социальной жизни, которые не поддавались целенаправленному регулированию и управлению (социальные предпосылки), а, следовательно, рождали у человека чувства подчиненности и зависимости от них, одиночества, горя и скорби, невостребованности, глубокого постоянного страха (психо-эмоциональные предпосылки). Гносеологические предпосылки связаны со способностью и стремлением человека познавать и объяснять окружающие его явления иллюзорно-гипостазированно в результате разрыва абстрактного и конкретного, общего и отдельного, соединения в сознании несоединимых свойств, связей, отношений, отсутствующих в реальной жизни (удвоение мира).

Как всякая сфера духовной жизни общества, религия включает религиозное сознание, складывающееся из религиозной психологии (совокупности религиозных верований, чувств, настроений, привычек, формирующихся стихийно как отражение повседневной жизни людей) и религиозной идеологии (более или менее стройной системы идей, религиозных взглядов на мир, разработанных специалистами-теологами); и религиозную деятельность, объединяющую в свою очередь, такие элементы, как религиозные действия и религиозные институты, учреждения, организации. Этим определяется деятельность религии как специфического социального института, выполняющего особые функции: мировоззренческую, иллюзорно-компенсаторную, регулятивную, воспитательную и коммуникативную. Религиозная деятельность в современном мире осуществляется, главным образом, на базе основных мировых религий – христианства, ислама и буддизма, ставших значительной идеологической и политической силой.

Совершенно особое место в сфере духовной жизни занимает эстетическое сознание (соответственно, искусство как практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей: красоты, гармонии, прекрасного, возвышенного и пр.). Эстетическое мироощущение предполагает эмоциональную нагруженность, переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии как предпосылку универсального развертывания человеческих способностей, как сферу приложения его творческих усилий. В отличие от эстетического переживания, которое может присутствовать в любом виде деятельности и сопровождать ее, искусство моделирует особую реальность – художественную, обладающую относительной самостоятельностью и собственными законами. Сила искусства в его непосредственности и непринужденности воздействия на личность, в доступности, конкретности и наглядности художественных образов, что, в свою очередь, определяет ряд его важных социальных, функций: познавательную, воспитательную, идеологическую, коммуникативную. Искусство обращается к целостной личности, оно стимулирует самосознание, воображение, память – интегративную деятельность личности.

 

Как связаны эстетическое и моральное сознание общества? «Гений и злодейство – вещи несовместимые»? Как, на Ваш взгляд, может быть решен этот вопрос?

 

Заключая анализ основных форм духовного бытия, следует еще раз подчеркнуть их важность и социальную значимость в жизни общества как своего рода специфический способ существования человека в природе и обществе, аккумулирующий в себе ряд социальных функций, связанных с выработкой особых способов и норм социальной организации и регулирования процессов, выражающих субъектно-личностную сторону жизнедеятельности; их оценкой и теоретическим осмыслением; трансляцией определенного опыта, знаний и результатов общественной практики, а также постоянным рождением нового в различных видах творчества, начиная от художественного и кончая научным и политическим.

 

 

Философия истории

 

Основные теоретические модели общества призваны способствовать ответу на вопрос: «Что есть общество по своей сущности?» Такая постановка вопроса предполагает обращение к анализу субстанциальных оснований социального бытия, к тому, что Э. Дюркгейм называл социальной анатомией, а О. Конт – социальной статикой. Действительно, когда предпринимается попытка осуществить системный анализ сложного объекта (а именно таким является общество), исследователь вынужден абстрагироваться от его рассмотрения в развитии. Это вынужденная мера. Решив же поставленную задачу, он рано или поздно должен обратиться к следующему вопросу: «Как развивается общество и что собой представляет развитие общества как системы?» Ответ на этот фундаментальный вопрос составляет прерогативу философии истории.

Философия истории представляет собой самостоятельный раздел философского знания. Здесь изучаются природа исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума, а также осуществляется рефлексия над самим историческим познанием.

Процесс становления и развития философско-исторического знания слагается из нескольких этапов. Предфилософия истории включает в себя античные и средневековые воззрения на историю. В этот период были разработаны идеи «колеса истории», истории как «вечного возвращения», «статичной истории» и, наконец, идея «стрелы истории» (истории как осмысленной связи прошлого, настоящего и будущего), заложившая основания классической философии истории. Классическая философия историиоформляется в XVIII в. в философии истории Просвещения. В тот период происходит становление философии истории как самостоятельного раздела гуманитарного знания, формируется категориальный аппарат и определяются проблемные поля философско-исторического знания. Классический вариант философии истории представлен гегелевской философской системой. Возникновение следующего этапа – неклассической философии истории – приходится на вторую половину XIX – начало XX в. и связано с ситуацией «антропологического поворота» в философии после серьезных потрясений общественного сознания, вызванных мировыми войнами, установлением тоталитарных политических режимов, «омассовлением» человека. Такой перелом обусловлен внедрением новой методологии и методики исследования социальной реальности и новых подходов к трактовке природы собственно исторического знания. В самой философии истории стали пересматриваться ее собственные основания. Динамичной социальной реальности должен соответствовать столь же динамичный исследовательско-познавательный инструментарий. При этих требованиях даже наиболее полная и совершенная в истории рационалистической философии схематика изображения исторического процесса не годилась. Многообразие и многомерность человеческой истории не могли уложиться ни в одну из предлагаемых философской мыслью схем.

Неизбежным следствием таких изменений в структуре философии истории стала все более утверждающаяся идея плюралистической модели исторического процесса. (В. Дильтей, Ж. А. Гобино, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер и др.). Современная философия истории предлагает всякий раз «новую» модель общества и его истории или предпринимает анализ и осмысление собственных средств описания, объяснения и выражения в исторических науках. Отсюда вытекает, что статус исторического знания (в этом смысле любое знание исторично), как и его возможности быть истинным, весьма неопределенны и проблематичны.

Современная философия истории включает в себя две предметные области: субстанциальную (онтологическую) и рефлексивную (эпистемологическую) философию истории.

Проблемное поле рефлексивной философии истории включает следующие проблемы: природа и специфика исторического познания; объективность исторического знания; статус понимания и объяснения в историческом исследовании; особенности исторического описания; соотношение рационального и иррационального в историческом познании; социально-культурная детерминация исследовательской деятельности историка; специфика методологических программ исторического познания и др.

 

Дело в том, что история изображается на определенных парадигмальных, теоретико-методологических и эпистемологических основаниях. А поскольку таковые изменяются во времени (то есть они сами становятся историческими), то и картины истории получаются различными. Поэтому ближайшей задачей является выяснение социально-исторической природы знания (социология знания в узком смысле); понимание мышления и его специфики исторического становления (социология мышления); уяснения зависимости систем знания (или шире – всех когнитивных образований) от конкретных социокультурных контекстов познавательной деятельности (социология познания). Представления об истории становятся весьма опосредованными: об истории невозможно что-то сказать, не опираясь на знания, а они, в свою очередь, обусловлены рядом обстоятельств, носящих конкретно-исторический характер. Отсюда и возникают вопросы такого рода, как:

Можно ли вообще узнать и понять прошлое?

Не является ли представление об истории произвольной конструкцией нашего ума?

Существует ли «историческая правда»?

Что такое «исторический факт» и как он устанавливается?

В историческом познании есть и еще одно важное обстоятельство. Исследуя прошлое через призму настоящего, историк включен в систему жизнедеятельности этого настоящего, в котором есть своя школа ценностей, свои приоритеты, интересы, политические пристрастия и т. д. Поэтому всегда есть соблазн написать историю «под себя» в ущерб «исторической правде». Эту весьма специфическую черту исторического познания следует иметь в виду, когда дается оценка историческим событиям.

Постарайтесь сравнить историческое, естественно-научное и научно-техническое познание.

 

Проблемное поле субстанциальной философии истории предполагает осмысление таких вопросов, как становление общества и специфика законов его развития; источник и факторы исторического процесса; направленность и периодизация исторической динамики; субъекты и движущие силы общественного развития; единство и многообразие исторического процесса; смысл истории и др.

Почему возможна историческая динамика общества? Что в обществе является объективным и имманентным ему движителем, порождающим исторические события и определяющим качественную смену его состояний? В поисках ответов на эти вопросы заключается смысл проблемы источника исторического развития общества. Философия истории выдвигает три основных решения данной проблемы, представленные в теоретических концепциях социодинамики.

 

Г. Гегель полагал, что источником исторического развития выступает Абсолютная Идея, – единственная, вечная реальность. Движение человеческой истории выступает как прогресс в сознании свободы. Сверхзадача человечества – реализоваться в качестве самоосуществляющегося Духа как движения к свободе.

К. Маркс источником и причиной исторического развития считал труд. Найдя в истории развития труда ключ к пониманию всей истории общества, новое направление социологической мысли дало возможность «нарисовать» новую картину истории через диалектическое взаимодействие производительных сил и производственных отношений. В так понятом самодвижении истории есть ее конечный пункт – идеальное общество – коммунизм – начало подлинной истории человечества.

Л. Н. Гумилев рассматривает историю как рождение и гибель этносов, целостных устойчивых коллективов людей, возникающих как биофизическое явление, движимое энергией пассионариев.
Нет единой человеческой истории; объективные законы, определяющие рождение и гибель этносов, имеют биосферную и космическую природу.

 

Существует и проблема факторов социальной эволюции, связанная с вопросами: что внутри общества как системы и вне его влияет в той или иной мере на исторический процесс, определяя его качественные характеристики? От чего зависит динамика общества?

Среди множества факторов, воздействие которых сказывается на особенностях исторического развития общества в целом и отдельных социально-культурных сообществ, укажем несколько основных и охарактеризуем их.

Геоклиматический фактор. Речь идет о том, как влияют на характер и темпы развития не только человечества, но, прежде всего, региональных сообществ (локальных цивилизаций, социально-культурных регионов, отдельных народов и этнических групп) размеры занимаемой ими территории, ее географическое расположение, климат, рельеф местности, удаленность или близость к коммуникативным (торговым, транспортным, культурным) путям и т. п.

Демографический фактор. Его составляющие – численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам (известно, что население планеты стареет – особенно это характерно для развитых стран, – чем обусловлены проблемы с воспроизводством его работоспособной части), соотношение численности городских и сельских жителей и т. д.

Технико-технологический фактор. Его влияние на развитие общества, особенно современного, сказывается в трех аспектах: в воздействии техники на содержание и темпы социодинамики; во влиянии технологий на образ жизни человечества и его деятельность; в формировании особого стиля мышления, получившего широкое распространение в современном мире, – технократического.

Среди других факторов обычно называют производственно-экономический, политический, национально-психологический, культурно-исторический, в котором иногда специально выделяют моральный, религиозный и т. д.

Проблему субъекта и движущих сил истории кратко можно сформулировать так: «Кто является творцом истории?» В этой связи философия истории использует два
понятия – субъект истории и движущие силы истории. Общим у них является реально оказываемое влияние на ход развития общества, а различным – степень осознанности этого влияния. Воздействие субъекта истории на исторический процесс является осмысленным и осуществляется на основе осознания определенных интересов, постановки целей и задач, обоснованных чаще всего идеологически. Движущие силы истории, хотя и способны к кардинальному изменению ситуации в обществе, движимы либо бессознательными внутренними импульсами, либо становятся объектом манипуляций и средством для достижения тех целей, которые поставлены субъектами истории.

Обратим внимание на три подхода к исследованию данной проблемы.

Первый связан с постановкой вопроса о роли масс и великой личности в истории, имеющего два принципиальных решения. Одно из них рассматривает в качестве субъекта (творца) истории великую личность – на том основании, что именно ее деяния меняют поступь истории. Такое решение вопроса получило широкое распространение среди мыслителей французского Просвещения XVIII в. Другое признает народные массы в качестве субъекта и решающей силы общественного развития. Именно народ творит историю – такой вывод делается, к примеру, в марксизме.

Второй подход представлен в концепции элитаризма (элитизма), оформившейся в конце XIX – начале XX в. и получившей широкое распространение в современном обществознании.

Третий подход к решению поставленной проблемы связан с анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всем протяжении всемирной истории.

В тесной связи с предыдущей проблемой находится вопрос о соотношении объективного и субъективного в историческом процессе. Полярные решения этого вопроса представлены историческим фатализмом, изображающим необходимость в виде фатума (роковой, неотвратимой силы) и отрицающему роль субъективного фактора, и волюнтаризмом, который абсолютизирует роль этого фактора в истории, превращая волю человека в творца действительности и отрицая общественные закономерности, необходимость в обществе. Между ними лежит широкое поле деятельности субъектов и движущих сил, порождающей альтернативы, придающей историческому развитию общества негарантированный, вариативный характер.

Когда мы рассматриваем развитие общества, неизбежно возникает вопрос о направленности и периодизации человеческой истории, составляющий сущность еще одной проблемы субстанциальной философии истории. Существуют три фундаментальные версии интерпретации исторического процесса: цикличная, линейная и синергетичная.

Цикличность. Самое древнее воззрение на ход истории, восходящее к идее возврата человеческого бытия на «круги своя». Лейтмотивом истории является самоповтор, движение по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка. Достаточно распространенная модель истории, с помощью которой мыслители разных эпох и культур пытались выразить определенный порядок, собственный ритм, закономерность, смысл в хаосе исторических событий по аналогии с кругооборотом веществ в природе, сменой времен года, биологическими циклами и т. д. Данная модель обладает определенным объяснительно-описательным потенциалом и в той или иной форме воспроизводится в социально-историческом познании (культурно-исторические типы у Данилевского, в концепции локальных культур у Шпенглера,
в челночном движении трансисторического Вызова-и-Ответа в человеческом существовании у Тойнби и др.).

Линейность. Христианская история дает новую версию: есть начало движения, вектор, предзаданная цель. Концентрированным выражением этой модели истории в теизме является провиденциализм-концепция истории, согласно которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества. История в этом случае целесообразна-телеологична и эсхатологична. Светское сознание Нового времени конкретизирует идею линейного развития в понятиях «прогресса» и «регресса». Исторический оптимизм просветителей был рационалистичен, уповал на безграничные конструктивные возможности разума и его проявлений в науке и технике, на мироустроительный потенциал человечества. Идея прогресса оказалась серьезно поколеблена в конце XIX – XX в.

Синергетичность. Синергетика – наука о сложном, о том, как в хаосе устанавливается определенный порядок, который рано или поздно разрушается. В установлении (разрушении) порядка огромную роль играют случайные мелкие отклонения – флуктуации. История с этой точки зрения – сложная система с переходом хаоса в порядок и, наоборот, порядка – в хаос. Социум, будучи сложной системой, включает в себя множество разнородных явлений, каждое из которых энергетически насыщено, т. е. обладает некоторым потенциалом. Исторический процесс представляет собой совместное (отсюда название
син-энергия) действие этих явлений, благодаря чему социум переходит из одного энергетического состояния в другое.

 

Покажите культурно-историческую обусловленность этих моделей. Порассуждайте об их достоинствах и недостатках.

 

Сегодня мы можем констатировать, что философия истории из «науки» об общих законах развития общества превращается в осмысление состояний знания, в которых являются новые смыслы исторических моментов. Именно в силу этого человеческая история обретает смысл. Если отрешиться от идеи провиденциализма, которая изначально предполагает существование определенного смысла истории и ее будущего, и не руководствоваться ей в поисках уже якобы существующих смыслов, то остается признать реальным и действительным «местом и временем» всяких смыслов – настоящее, которому мы принадлежим, в котором мы живем, и в котором (и только в нем) возможно сотворение смыслов своей жизни, а стало быть, и ее истории. Сотворение и обретение смыслов человеком превращает историю в последовательность событий, каждое из которых несет свой смысл. Таким смыслообразующим потенциалом обладает и современное состояние общественной жизни. Смысл истории – в сотворении общественной жизни, смысл истории – в сотворении смыслов в каждый данный момент ее осуществимости.

 

 








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 3945;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.047 сек.