Философия эпохи Возрождения. Философия эпохи Возрождения (или Ренессанса) занимает сравнительно краткий период времени – XV – XVI вв
Философия эпохи Возрождения (или Ренессанса) занимает сравнительно краткий период времени – XV – XVI вв. Наиболее ярко ее идеи представлены в трудах Эразма Роттердамского, Джордано Бруно, Николая Кузанского, Никколо Макиавелли.
Это был период зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, развития торговли и городов, великих географических открытий и Реформации, крестьянских и религиозных войн. В эту эпоху происходит возрождение античного культурного наследия – ее философии, искусства, ценностей и т. д. Идеалы языческой античности хотели соединить с достижениями христианского Средневековья.
Главный интерес философии эпохи Возрождения представляет человек. Философы эпохи Возрождения пытаются обосновать центральное и самостоятельное положение человека в мироздании. Если в религиозной философии человек стремится к Богочеловечеству, то в философии эпохи Возрождения – к человекобожеству.
В чем состоит различие между этими понятиями?
Неслучайно поэтому в данную эпоху кристаллизуется новый принцип мировидения – пантеизм. Натуралистическая трактовка данного принципа, характерная для эпохи Возрождения, привела к натурфилософскому пантеизму как учению о тождественности Бога и Природы. Так, например, Николай Кузанский (1401 – 1464) сближает Бога с природой и приходит к выводу о бесконечности Вселенной. У Дж. Бруно (1548 – 1600) «природа … есть не что иное, как Бог в вещах», а несколько позднее (уже в эпоху Нового времени) Б. Спиноза помыслил Природу и Бога как единую субстанцию, содержащую причину самой себя.
В центр внимания философской мысли ставится идея бесконечности. Ее развивает Н. Кузанский, выдвинувший тезис о совпадении противоположностей. «Единое есть все», поэтому всякие различения имеют место только как вспомогательные процедуры, свойственные рассудку (мышлению). Разум же постигает бесконечное, а в нем различия теряют силу. Н. Кузанский показывает это на примере геометрии больших пространственных величин.
Дж. Бруно выдвигает идею бесконечности миров, за которой кроется не менее заманчивая идея. Ее можно назвать идеей потенциально возможного. Актуально существующее перекрывается потенциально возможным. Из такого хода рассуждений вытекает тезис о существовании «возможных миров». В нем, по существу, и была заложена установка всей последующей истории Запада – искать, создавать и проектировать
«новые миры».
Пантеистическое мировидение – необходимый этап перехода от теоцентризма средневековой философии к антропоцентризму. Идейные истоки последнего мы находим в культуре эпохи Возрождения. Антропоцентризм как одна из мировоззренческих установок формируется позже, но именно к культуре эпохи Возрождения глубоко осмысливается целый ряд атрибутов человека, на основе которых утвердился данный принцип. В частности, была осмыслена уникальность человека; его внутренний мир; самобытность, проявляющаяся в его помыслах, делах и творениях. Человек-художник (символ Ренессанса) явил собой силу и мощь творческого потенциала человека. Через творение человека было понято его господствующее положение среди прочего. Человек возвышает себя тем, что созидает и творит то, чего нет в природе, обеспечивая себе особое место в Мироздании.
Человек сам по себе титаническое и героическое существо и может достигнуть всего, чего пожелает. Признание человека высшей ценностью (гуманизм) является неоспоримым завоеванием эпохи Возрождения. Вместе с тем следует отметить, что последовательный гуманизм этой эпохи нередко перерастает в индивидуализм (и даже эгоизм).
Л. Валла рассуждает так: «Я не могу понять, почему кто-то хочет умереть за родину.
Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Иными словами, родина существует лишь для того, кто живет на этой родине. Поэтому отдать свою жизнь за родину, с точки зрения Валла, безрассудно, поскольку гибнет и человек, и сама родина
(для него). Оказавшись перед выбором ценностей: человек или родина, – он отдает предпочтение человеку.
Возможно ли сочетание гуманизма и патриотизма?
В духе своего времениН. Макиавелли (1469 – 1527) называет свой трактат «Государь». Ведь у человека нет никакого государя, кроме него самого. В этом трактате Макиавелли рассуждает о том, как надо поступать, чтобы добиться своих целей. А цели – это власть, слава, величие. В идее власти наиболее точно выражается отношение человека эпохи Возрождения к миру. Разрабатываемая идея власти оказывается одним из звеньев в цепи самоутверждающегося человека. Макиавелли дает такой совет: «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности». По словам английского философа Ф. Бэкона, он показывает, как обычно поступают люди, а не то, как они могли бы поступать. Данный подход мог реализоваться лишь благодаря признанию человека как высшей ценности.
Мог ли появиться подобный трактат в Средние века? Чем бы отличались представления средневекового автора о поведении людей от взглядов Макиавелли?
Макиавелли полагает, что жизнь человека определяется двумя факторами: первый составляют сила, талант, энергия самого человека, второй – это те обстоятельства, с которыми сталкивается человек. При этом он убежден, что человек в принципе способен справиться с обстоятельствами и достичь своих целей. Если же это не так, то причина неудач кроется скорее в недостатке способностей человека или же в их неумелом использовании. Чтобы достичь власти, считает Макиавелли, следует комбинировать имиджи льва и лисицы: иногда нужно вести себя активно, напористо, даже нагло, иногда – затаиться, действовать осторожно, хитро.
Правомерно ли на этом основании считать позицию Макиавелли аморальной и вредной
для общества?
Итак, антропоцентризм становится мировоззренческим принципом эпохи Возрождения, а он, в свою очередь, определяет ориентацию философской мысли на постижение Мироздания. Однако основные иллюзии Возрождения – убеждение в величии человека, вера в рациональное объяснение красоты, попытка критики религии и церкви – к XVI в.
в значительной степени оказались утраченными. Скептические настроения сменили веру в безграничные возможности человека-Бога. Гуманистический индивидуализм обернулся ничем не прикрытым эгоизмом. Философская эссеистика М. Монтеня (1533 – 1592) – это осмысление Возрождения как неудачи и одновременно – ренессансная попытка увидеть величие человека в его одиночестве, противоречивости, смертности. «Опыты» Монтеня констатируют: Возрождение утвердилось в дуализме индивидуального и общественно-государственного, эмпирического и идеального, эмоционального и рационального. Философия XVII в. на основе их противопоставления и анализа пытается решить, что же является решающим в человеке.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 685;