Оксиды, карбиды, нитриды и сульфиды тория.
Оксиды. Торий образует два оксидных соединения: ThО2 и ThO. Наиболее распространенным является ТпО2 (диоксид тория), природный материал, имеющий кубическую модификацию кристаллической структуры фторидного типа. Диоксид тория имеет температуру плавления около 3000 °С и не подвержен легкому разложению. Плотность ТпО2 составляет 11,39 г/см3 при комнатной температуре. Монооксид ThO имеет структуру типа NaCl.
Нитриды. Торий взаимодействует с азотом и образует два нитрида: ThN и Th2N3. ThN имеет структуру типа FCC, т.е. кристаллическую решетку типа NaCl и является изоморфным с UN, PuN, LaN, CeN и другими соединениями. ThN может существовать в различных композициях и растворяется в решетке тория в малых количествах, что незначительно повышает точку плавления
Сульфиды. ThS получают прокаливанием металлического тория с
требуемым количеством сульфида водорода или восстановлением высших сульфидов гидридом тория. Сульфид тория имеет серебристый металлический блеск и плавится при температуре выше 2200 °С. ThS можно использовать для получения смешанного торий-уранового и торий-плутониевого топлив.
Смешанные оксидные, карбидные и нитридные сырьевые и топливные композиции. Из всего набора сырьевых материалов в виде оксидов, карбидов и нитридов тория, а также топливных материалов нa основе UО2, РиО2 и топливаUC, UN, PuC и PuN лишь некоторые комбинации сырьевых и делящихся материалов могут представлять практический интерес. К перспективным соединениям можно отнести следующие: (ТпU)О2, (Th, Ри)О2, (Th, U, Pu)О2, (Th, U)C, (Th, Pu)C, (Th, U, Pu)C, (Th, U)N, (Th, Pu)N, (Th, U, Pu)N и т.д.
КОРРОЗИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ
Коррозионному поведению сырьевых материалов в торий-урановом или усовершенствованном торий-урановом циклах уделяется серьезное внимание.
Оксид тория в воздухе при низких температурах образует защитную пленку. При высоких температурах пленка трескается и окисление развивается линейно в соответствии с ростом температуры (тепло выделяется за счет реакции окисления). Линейная зависимость скорости коррозии от температуры меняется на параболическую при температуре около 1150 °С, что часто называют параболическим законом коррозии.
Торий имеет низкую коррозионную стойкость в воде при любых температурах. Реакция окисления образует при температуре примерно 100 °С плотную окисную пленку. При температурах в диапазоне 15 350 °С пленка быстро растет на поверхности тория, затем трескается и разрушается, что резко увеличивает скорость коррозии на свежей поверхности металла, находящегося в контакте с водой.
Торий имеет хорошую коррозионную стойкость по отношению большинству жидких металлов, таких как Li, Na, К, вплоть до температуры 9000С. Увеличение коррозии не наблюдается до 600 °С. При низкой температуре скорость коррозии смешанных керамических ториевых соединений ведет себя по-разному. Соединение (Th, U)Be13 долгое время почти не взаимодействует с воздухом. Торий-урановые монокарбиды (Th, U)C и дикарбиды (Th, и)С2 бурно взаимодействуют с влажным воздухом и образуют полувязкий оксидный порошок. Скорость коррозии ThC и (Th, U) С много выше, чем у UC или PUC. Для сравнения на рис. 18.4 показано окисление (Th0,9,U0,1)C в сыром воздухе при различных температурах. Здесь привес смешанного карбида представляет собой невязкий окисный порошок. Видно, что экспериментальные значения скорости коррозии растут с увеличением температуры.
Рис. 18.4. Окисная коррозия карбида (90% Th - 10% U)C топлива в сыром воздухе
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1585;