Е. В. Тарле и его место в отечественной историографии.
(1874-1955) Магистерская диссертация «Общественные воззрения Томаса Мора в связи с эк. состоянием Англии его времени».
В марксизме Тарле использовал только экономическое учение, а идею диктатуры пролетариата отвергал. Прогноз Маркса о грядущей победе пролетариата Тарле считал несостоятельным.
В годы революции, читал курс лекции по истории России XIX в., цикл лекций «Падение абсолютизма в Западной Европе» (убеждал слушателей в необходимости довести борьбу против русского абсолютизма до победы, как это было сделано на Западе).
Однако, не вступал ни в какие партии, хотя и примыкал по убеждениям к меньшевистской фракции РСДРП.
После 1905—1907 гг. начал исследовать историю рабочего класса. «Рабочий класс во Франции в эпоху революции» - докторская.
«Континентальная блокада» (2-й том «Эк. жизнь Италии в царствование Наполеона I»). Первым обобщенно исследовал наполеоновскую континентальную блокаду; доказал, что замысел Наполеона экономически задушить Англию общеевропейской блокадой под эгидой Франции был обречен на неудачу как насилие над экономикой, искусственная помеха хоз. и торговым потребностям разных стран.
С начала 1МВ сосредоточивается на изучении международных отношений, растет его интерес к истории России. В статьи 1914—1916 гг. «Из истории русско-германских отношений в новейшее время», «Герцен и германская государственность», «Франко-русский союз».
Февр. революцию 1917 г. - долгожданное избавление России от абсолютизма, редактировал вместе с П.Е.Щеголевым и В.Л.Бурцевым историко-революционный журнал «Былое».
В 1918—1919 гг. книга «Запад и Р.» (о крайностях якобинского террора), посвещенная «мученической памяти» министров Временного правительства А.И.Шингарева и Ф.Ф.Кокошкина, убитых революционными матросами.
Отказался эмигрировать (и места профессора в парижской Сорбонне).
«Падение абсолютизма в Западной Европе и России», «Военная революция на западе Европы и декабристы», «Граф С.Ю.Витте». «Европа в эпоху империализма. 1871—1919 гг.» раскрыл здесь причины, механизм развязывания и ход мировой войны. Доказал, что ответственны за войну «все великие державы — и те, которые объявили войну, и те, которым ее объявили», включая Р. Обличал германский милитаризм.
1928—1929 гг. советские историки во главе с Покровским клеймили Тарле как «классового противника» за мнимую «защиту фр. и английских империалистов», был арестован и провел больше полутора лет в тюрьме.
В 1938 «Нашествие Наполеона на Р.». Впервые в советской историографии война 1812 г. трактовалась как отечественная. Гл. идея: непобедимости русского народа в борьбе с агрессорами. «Наполеон подсчитывал в своей стратегии количество своих войск и войск Александра, а сражаться ему пришлось с русским народом». Именно рука народа, подчеркивал Тарле, «и нанесла величайшему полководцу всемирной истории непоправимый, смертельный удар».
В 1939 - «Талейран». Выставил основоположника буржуазной дипломатии как «отца лжи и патриарха предательства».
В годы ВОВ пишет патриотическую публицистику, ряд глав для «Истории дипломатии», монографию «Крымская война» - с марксистских позиций и выявил ее соц.-эк. предпосылки, но не в ущерб политическим, военно-стратегическим, дипломатическим и прочим факторам.
Монографии о трех экспедициях в Средиземное море: «Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг», «Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798—1800 гг.)», «Экспедиция адмирала Сенявина в Средиземное море (1805—1807 гг.)». Исследовал боевые операции рус. флота, но приукрасил внешнюю политику России.
После войны по указанию Сталина, ему было предложено создать трилогию «Россия в борьбе с агрессорами в XVIII—XX вв.» — о разгроме нашествий Карла XII, Наполеона и Гитлера. Первый том— «Северная война и шведское нашествие на Р.». В «Северной войне» изобразил главными творцами истории народные массы. Такое представление не понравилось заказчику трилогии. Издание «Северной войны» было задержано. Стали требовать книгу о нашествии Гитлера с естественным восхвалением личности Сталина. За ослушание обвинения в принижении роли Кутузова. Тарле подготовил статья «Кутузов — полководец и дипломат», В ней Тарле идеализировал Кутузова, хотя и провозгласил, как и прежде, истинным победителем Наполеона русский народ, который «нашел в Кутузове достойного представителя». Но нападки не прекратились.
Умер 6 января 1955 г. за работой над статьей «Наша дипломатия». Книгу о гитлеровском нашествии он так и не начал писать и вообще ни в одной из своих монографий Сталина не восславил...
В основном историк Запада, он и по истории России оставил наследство. Это —«морская» трилогия, и монографии «Крымская война», «Северная война», «Русский флот и внешняя политика Петра I», Очерк развития философии истории, Запад и Россия, Европа в эпоху империализма, Наполеон, Нашествие Наполеона на Россию, Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств, фрагменты исследования «Внешняя политика России при Екатерине II», биографии Кутузова, Витте, Бакунина, о Переяславской раде 1654 г. и декабристах, о Петре I, Суворове, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Достоевском, Милютине, о царствовании Ал. I, Николая I, Ал. II, Ал. III, Николая II.
Он заключал, что классовая борьба между пролетариатом и буржуазией в Европе накануне 1МВ смягчилась («Европа в эпоху империализма»); недооценил силу воздействия общественного мнения на политику царизма в Восточном вопросе («Крымская война»); слабо разграничивал планы царского правительства и результаты побед русского оружия, что воспринималось как оправдание агресс. сущности войн, которые вела Р. («Наполеон», «морская» трилогия, «История дипломатии»). Нередко сверх меры возвеличивал исторических лиц (Екатерину II) или принижал их (адмирал Мордвинов), предвзято доказывал, что Ф.Ф.Ушаков как флотоводец выше Г.Нельсона.
36. Советская историография: общая характеристика.
Характерные черты:
1. Методологический манизм (против плюрализма). Единственно верное учение – марксизм-ленинизм. Идея признания ведущей роли социально-экономического фактора. Марксистская методология заключалась в том, что историк должен был исходить из сталинской пятичленки: существует 5 социально-экономических формаций – первобытно-общинная => рабовладельческая => феодальная => капиталистическая => коммунистическая.
· Представления о классовой борьбе, которые пронизывают все сферы общества.
· Классовый подход.
· Стремление найти признаки в истории.
2. Постоянная корректировка научной деятельности в соответствии с политической конъюнктурой.
Были запрещены темы: массовые репрессии, запрет исследования персоналий.
Бухарин, Зиновьев, Троцкий = «двурушники», «оппортунисты», «ревизионисты». Все те, кто подрывал истоки. Сакральные понятия – гегемония пролетариата, единство партии.
3. Специфические формы аргументации. «Цитата, а не источник более весомая», – произведения классиков марксизма-ленинизма. Надо было иметь надлежащее положение из Ленина и Маркса.
Больших высот достигает искусство истолкования - марксистская экзегетика. Тактики:
· Выделить явление в широком и узком смысле.
· Все высказывания классиков определяются временным контекстом (в истории ориентируются на изученность => некоторые детали неизвестны) => нельзя абсолютизироваться в цитатах. Для Ленина – якобинцы это внешнее проявление революционности. Был прав!!
В.Г Ревуненков в 1966 г. книга «Марксизм и проблема якобинской диктатуры». Доказывает, что якобинцы не были самой левой партией. Было воспринято как покушение на ленинский авторитет (Ленин сравнивал большевиков с якобинцами), оппоненты: Манфред, Далин. В 1970 г. обсуждение концепции Ревуненкова, осудили (но без последствий).
4. Ограниченный доступ к источникам. Существовали Спецхраны: разглашать эти документы, подробно излагать нельзя. Иностранная литература, периодика. Все политические трактаты, биографии политических деятелей новейшего времени.
Архивы делились на 2 категории: государственные и архивные.
Чтобы работать в партийном, необходим был партбилет.
5. Особенное положение истории партии среди других историй.
На первом месте – история КПСС (min курс 120 часов, историки — 180 часов), на втором – история СССР, на третьем – всеобщая история. Лекции населению. Должны были надзирать за студентами. Историков партии историческая общественность не любила. Их было очень много.
6. Централизация исследований и жёсткий партийный контроль над преподавателями, исследователями. Программы составляет МГУ. Отдел науки ЦК КПСС. Все темы работ согласовались. Средство борьбы с неправильными высказываниями – создание коллективных трудов.
7. Изолированность от мировой науки. Изолированность от мировой исторической науки (спецхраны). Очень ограниченное число международных исторических конференций. 1965 г. - конференция посвященная 20летнему окончанию Второй мировой войны. Чтобы опубликовать что-либо за границей требовалось специальное разрешение. Зарубежные историки критиковались (→ буржуазные фальсификаторы, буржуазные объективисты, прогрессивные ученые — к соц.-дем. партиям).
8. Мало споров, дискуссий (следствие идеологического монизма).
Зарубежные русисты хорошо относились к советским историкам, приезжали на стажировки.
37. «Буржуазно-дворянские» историки в 1920-е - начале 1930-х годов. Академическое дело.
(здесь же можно рассказать про Тарле, Туган-Барановского)
Существовали историки старой школы. После революции: голод, бытовые проблемы, потеря соц.статуса. Трудности с архивами, библиотечными фондами. Значительная часть историков эмигрирует. Отношение к советской власти — отрицательное.
Готье родился в 1873 г. учился в московском университете. С 1902 г. преподавал. В 1917 г получил должность профессора. К концу жизни стал академиком.
Продолжали прежние сюжеты, источники, доделывали работы (например, Лапо-Данилевский занимался методологией).
1922 г. группу обществоведов отправляют за границу.
Тенденция движения к марксизму присутствовала.
Петрушевский 1928 г. - «Очерки из экономической истории средневековой Европы». Использовал маркистский инструментарий. Обвинили в антимарксизме. Марксисты не хотели упускать монополию. Покровский стремился отстранить историков старой школы.
Организация немарксистов историков: Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук — с 1923 г. во главе Петрушевский.(РАНИИОН).
Журналы: Анналы, .. Многие из них позже встроились в систему.
Академическое дело: Ноябрь 1929 г. в газетах информация, что в библиотеке АН найдены подлинники отречения Николая II, переписка Николая с Грековым, , архив ЦК кадетов. Скандал. Поставлено в вину С.Ф.Платонову. Пришлось писать объяснительную → документы попали в годы гражданской войны. Создана специальная коммисия. Платонов подал в отставку. В январе 30го аресты — (Платонова, Лихачева, Тарле, Романова, Готье). Всего по этому делу арестовано более 100 человек. Обвинения: контакты с белой эмиграцией., хотели восстановить монархию. Дело вел Массевич (убедил Платонова признаться). Платонов подтвердил обвинения. Академиков исключили из АН. Наказывать решили во внесудебном порядке — высылка (Платонов и Готье в Самару, других в Астрахань, Алма-Ату). В ссылке умер Платонов., вскоре Лихачев. С Тарле и Грекова судимость была снята. Вернулась примерно половина.
Интерпретация → 3 версии:
- действительно создали антисоветскую организацию, существовали антисоветские настроения;
- антикоммунистический-государственный заговор коммунистических историков против немарксистов. Платонов и др. выступали за истинно русскую историческую науку, инициаторы — историки-марксисты;
- инициаторы кампании — ОГПУ. Пользовались услугами историков-марксистов.
Была своя заинтересованность у Покровского и его окружения, а органы ОГПУ выполняли задачи создания единой системы преподавания истории.
После 60го реабилитированы, старались не упоминать.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 3346;