Историческая проблематика в нелетописных произведениях Др. Руси

Развитие Руси происходило с З на В, главная культурная точка отчёта – Европа. В СВ большая степень близости – неразделённая церковь(до с.11в), династич. браки, транзитный торг. путь. Отличие –преемственность между Римом и З.Европой, на Русь – влияние Востока, ЗО. Отставание на уровне креп. права. Восприятие пространства(Данилевский) – очень условно, центр земли – Иерусалим. Восприятие времени циклично, Есть любимые дни, недели →эсхатологические мотивы. Восприятие соц.институтов – особая роль кровно-родственных связей. Патриархальное состояние, управление – насилие как нормальный элемент жизни

Политические отношения и институты власть за пределами обыденного сущ-я, как внешняя сила, норманизм. Рисуют картину тотальной несвободы человека – традиции+коллектив. Становление писаного права - с кодификации обычного права, мотивация – поступить так же, как предшественники(обращение к Свящ.писанию, решение вопроса суд.поединком, выполнение приказа старшего, подчинение институту как носителю власти). В 16в самодеожавие – личность+институт.

Рус. лит-ра возникает в 11 в. Основные жанры: 1.Поучения – а) церковные и светские, б) торжественные. 2. Жития 3. Летописи.

1. Церковные поучения «Поучение Феодосия Печорского» 11в, «Послание князю Святославу Изяславичу о вере христианской..» – о прочности православия, не брататься с католиками, они нечисто живут. Светские поучения «Поучение Владимира Мономаха» 1096 включ.автобиографию, описывает войны(междоусобицы, с поляками, половцами). Свод правил – командовать женой, всё проверять. «Моление (Слово) Даниила Заточника» - слово обращено к 1му, а моление к др. Также разная датировка+ничего не известно об авторе. Начало «Слова» – с описания тягостного положения. Князь – сосредоточие замечательных качеств. Божья помощь может не помочь, если князь не проявит стремления. Критика боярства. Ценность книжного знания.

Торжественные поучения «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона 11в – 1й рус.глава церкви. Три части: 1.рассуждение о законе и благодати, 2. Хвала Владимиру Святому 3. Молитва богу от всей земли. 1е свидетельствует о том, что среди русского священства сущ-ло богословие, два понятия: закон – внешняя форма поведения (10 заповедей), истина=благодать –принцип морального совершенств-я для обеспечения вечной жизни. без соблюдения закона благодати не будет, закон может навязываться силой. Подчёркивается историчность христиантсва на Руси: 1.прагматич.объяснение – навязано Владимиром 2. князь получил знамение свыше. Ярослав продолжает дело отца.

2. Жития, агиография, биографии святых как образец поведения, иллюстрация святости. «Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе». Есть нестерово житие →проблема автора – его приписывают Нестору, не непонятно какому(автор ПВЛ или другой?). Похоже на классическое житие, большие фрагменты из священной истории, герои послушны, кротки и ничего не боятся, есть описание посмертных чудес. «Житие Феодосия Печорского». Духовный лидер, сам колет дрова, месит тесто. Осуждает Святослава.

 

3. Историографическая характеристика «ПВЛ»

ПВЛ лежит в основании большинства летописных сводов 15-16вв. До нас дошло два осн. списка – 1. Лаврентьевский, сделан в 1377 группой писцов под рук-м Лаврентия, переписывалась с рукописи Суздальской летописи 1305г.+ПВЛ до 1100г. (описание заканчивается рассказом о «знамении» над Печерским монастырём) 2.Ипатьевский – в Ипатьевском м-ре, вкл. ПВЛ+Киевскую летопись до 1201г.+Галицко-Волынскую летопись1292 + Новгородская Первая летопись.

Историки бились над задачей найти наиболее древний список. Лихачёв перевёл Лаврентьевский список, после 1100 приводится Ипатьевская л-сь. Шахматов пытался реконструировать текст ПВЛ и предшествующих ей сводов, выделял 3 редакции ПВЛ: 1. Несторовская 1113г. 2. Лаврентьевская 1116г. (Сильвестр) 3. Ипатьевская 1118. Для реконструкции оригинала использовал также «Летописец старый ростовский» (Киево-Печерский патерик), но в итоге Шахматов признал свою задачу невыполнимой, т.е по Шахматову предполагалось, что почти всё летописание велось в КП мон-ре, Кузьмин – др.версия. Однако Шахматов создал схему рус.летописания+шахматовский метод→обязательное снятие пластов, продвижение вглубь при изучении летописей.

Впервые с ПВЛ познакомился Татищев, заложил основы для изучения др.истории отеч.авторами. 1е спец.исследование – А.Л.Шлёцер «Нестор», 1й, кто пытался «очистить» текст. Большое внимание – у Карамзина. Также исследователи Присёлков, Лурье – представитель СПб школы, чёткое изучение источника в его реконструкции. Др. традиция в московской школе – Соловьёв, Ключевский, Карамзин. Использование источника для подтверждения ист. схемы – Погодин, Рыбаков, Кузьмин. То., вечный спор между подходами.

С 12 по 15 вв областные летописи, в которые входит ПВЛ, противоречия. 15-16вв – эпоха общерусских летописных сводов, в 17-18вв традиция постепенно умирает.

Источники повести: 1. Византийские – хроника. Теория Маркова(библейское происх-е мира) 2. фольклор – истор.предания, поговорки(«погибшие как авары»), дружинная поэзия, дипломатические документы(договор с греками). 3.жития святых, церковные сказания(о крещении Руси) 4. Рассказы участников событий, мемуары 5. Летописные тексты

Политические тенденции в ПВЛ: принцип провиденциализма, непрерывное вмешательство божества, чаще всего опосредованное, большое значение – знамения. В лит-ре разные представления о степени беспристрастности Нестора: 1. Активный публицист; Шахматов – «русским летописцем управляли полит.страсти» 2. Беспристрастность, простое протоколирование событий без цели поддержать политику→Ерёмин, Лихачёв. 3. Тесная связь с монастырями, критические суждения о киевских князьях, хотя общая оценка положительная. Осуждение феод.раздробленности, усобицы, однако нет призыва к самодерж-ю. Объединение на «федеративных началах» (друж-я федерация), право на власть признаётся только за Рюриковичами. Осуждается неповиновение подданных князьям. Обязанности князя:забота о дружине и о населении. Главные задачи в ПВЛ- «откуда есть пошла русская земля» и «кто в ней начал первее княжити» → Ключевые моменты рус.ист.: 1. Расселение славян. Идея равноправия всех из Священного текста(у рус.народа место такое же, как у всех остальных). Кузьмин → две версии начала Руси– 1. Миграция славян и руси с верх-в Дуная из Норика по Дунайско-Днепровскому пути 2. Миграция славян, варягов и руси по Волго-Балтийскому пути. Варяги= всё население от Дании до Волжской Болгарии(«предел Сима»), либо одно племя наряду с др.прибалтийскими, либо совокупность прибалтийских племён.

Призвание – славянская масса сама решает, кого звать. Признаки народного суверенитета,но тут же отдаёт суверенитет властителям(Гоббс). 3. Крещение Руси. В основе решения – свободный выбор Владимира. Мусульманство отвергается по эмоц-м мотивам(обрезание, свинина, мясо – «фии»), иудаизм отвергается рационально(т.к. они рассеяны по всему свету и не имеют гос-ва), католичество – это против заветов отцов, против традиций. 4. Многочисленные войны, конфликты. Нейтральные харак-ки участников. Проблема Нестора: Нестор – автор ПВЛ и Нестор – агиограф, автор «Чтения о Борисе и Глебе» и «Житии Феодосия», - одно лицо? Кузьмин считает,что нестор-агиограф даже не был знаком с ПВЛ, а в ПВЛ есть сюжеты из сочинений Н-агиографа.

5. Историческая проблематика в русской литературе 2 1/2 13 - 2 1/2 15 века.

Ист. произведения 2пол. 13 – 2 пол. 15 в. остаются и развиваются летопись, житие, историческая повесть.

Новое в летописании: новые центры (к Новгороду и Киеву добавляются Суздаль, Чернигов, Ростов, Переяславль и пр. – всего около десятка); бОльший интерес к местным, повседневным делам (погода, урожай, цены. Местный патриотизм); появление княжеских летописцев (биографические вставки в летописи – аргументация претензий на тот или иной стол). Сохраняется общерусское летописание (остается сознание религиозной и др. общностей).

Возрождение общерусского летописания - с нач. 15 в. при митрополите Киприане.

1408-9 – первый общерусский, Троицкий летописный свод (критичен к Дмитрию Донскому).

1448 – пространная, классическая версия Куликовской битвы; корректировка информации о домонгольском времени – появляются фольклорные герои (Алеша Попович, Гостомысл)

1479-1480 – Подчеркивается зависимость Новгорода и Пскова от Владимира; упоминания о Флорентийской унии.

Житие.«Житие Александра Невского» ( иногда «Повесть», иногда «Слово»). Враг – по конфессиональному, не по этническому принципу; библейские образы, исторические аналогии; Александр –доблестный, умный; божья воля (в т. ч. и на подчинение Орде); подчинение Орде – уже норма, а вот покушения с Запада – нет.

Исторические повести.Главное отличие от летописей – посвящены одному событию.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIV или начало XV, между созданием "Повести о нашествии Тохтамыша на Русь" и "Задонщиной"), «Сказание о Мамаевом побоище» (скорее всего, 2 половина 15 века, не позднее 30-х годов 16), «Задонщина» (конец 14 – начало 15 века. Повторяет некоторые пассажи из «Слова о полку Игореве», что дает обширное поле для дискуссий).

Повести выходят на проблему причинно-следственных связей, начинают объяснять прагматично.








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2776;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.