Общественное и частное призрение в России со втор. пол. XIX в.по 1917 г.
После официальной отмены крепостного права происходит реорганизация административной системы и государственного управления. Изменяется и управление общественным призрением. В первой половине ХХ в. складывается специальное ведомство – Министерство государственного призрения, которое объединяет и частную благотворительность, и общественное призрение. Функция наблюдения за общественным призрением остается за Министерством внутренних дел.
С 1869 г. произошло разграничение капиталов приказов общественного призрения. Кредитная часть перешла в ведение Министерства финансов, оно же распределяло их по губерниям как средства для призрения бедных. В пореформенный период к концу XIX в. государственная финансовая поддержка начинает приобретать систематический и регулярный характер.
Помимо земских и городских учреждений, на местах существовало церковно-приходское призрение, на которое земские собрания после отмены приказов возложили обязанности по общественной поддержке. Приходские попечительства существовали как учреждения на особых основаниях, но их деятельность также была узаконена и регламентирована.
Набирает силу частная и общественная благотворительность. Ее представители занимаются различными видами помощи – от борьбы с детской смертностью и призрения нищих и больных алкоголизмом до поддержки деятелей науки, искусства, культуры. В 1909г. происходит объединение отдельных благотворителей и благотворительных обществ во Всероссийский союз учреждений обществ и деятелей по общественному и частному призрению.
Структурируются не только административная и финансовая система помощи и поддержки, но и проявляется категория нетрудоспособных лиц общественного призрения. К ним относятся сироты, незаконнорожденные младенцы, нуждающиеся в общем и амбулаторном лечении, прокаженные, хронические больные, умалишенные, увечные, престарелые, безработные, нищие, семьи нижних чинов, призванных на действительную службу.
Однако практика вносила свои коррективы в деятельность общественного призрения, которое, согласно Врачебному уставу касалось рожениц, беспризорных детей, алкоголиков, укушенных бешеными животными. В зависимости от местных условий призрение групп вышеназванных клиентов могло сужаться или дополняться другими категориями.
В пореформенный период в губерниях общественное призрение представлено в двух своих основных формах: старых – приказах общественного призрения и новых – земских учреждениях. По сути дела, в губерниях сложилась двойная система управления общественным призрением.
Сравнивая приказную и земскую системы призрения, нужно отметить, что земская система являлась более мобильной и имела разветвленную сеть услуг. Земские учреждения брали на себя призрение незаконнорожденных детей, подкидышей. Здесь не существовало какой-либо единой системы. Во многих губерниях патронаж осуществляли земские врачи, учителя и священники совместно с полицией. Так, в Киевском земстве было создано шесть видов патронажа: кормление на дому матерью, отдача на вскармливание, воспитание, обучение мастерам, содержание в семье школьников, отдача в услужение на началах семейного призрения.
Призрение и воспитание детей не ограничивается только организацией учреждений такого вида. Безнадзорность детей, имеющих родителей, которые в силу производственных или иных забот вынуждены оставлять их одних, вызывали к жизни такие формы призрения, как бесплатные колыбельни, ясли и др.
Земские учреждения осуществляли дифференцированный подход к проблемам нуждающихся. Здесь существовали не только особые формы призрения в богадельнях, но при выдаче пособий создавались специальные фонды отдельно для ремесленников, дряхлых и больных, бедных женщин, учителей и учительниц и т.д. Из общей массы выделялись профессиональные нищие, с которыми проводили специальную работу.
Не менее важную работу вели по профилактике обнищания. С этой целью создавали ссудно-благотворительные капиталы, эмеритальные кассы. Их деятельность направлялась на поддержку переселенцев, на ремонт и постройку домов, квартир. Благотворительные капиталы создавались для уплаты налогов недоимщиков с целью предупреждения их разорения. Эмеритальные кассы выплачивали пенсии земским служащим (что особенно важно было для сельских учителей), а также в случае смерти служащего – его семье, детям.
Все это было возможно благодаря тому, что земство взяло на себя работу по организации медицинской помощи, оставив гражданскому самоуправлению, сословным обществам, частным лицам вопросы общественного призрения.
Кроме того, земства осуществляли выдачу единовременных пособий к различным праздникам (Рождеству, Пасхе), вносили плату за обучение студентов в гимназиях.
Бродяги и ссыльные также призревались земскими учреждениями и приказами общественного призрения.
Однако финансирование общественного призрения даже земствами в губерниях было незначительным. Среди различных источников финансирования общественного призрения можно выделить такие: начеты и взыскания, капиталы особого назначения, судебные сборы, поступления. Главным являлось обложение недвижимых имуществ. Однако жесткое фиксирование земских сборов с недвижимости не давало возможности увеличения сборов на общественное призрение.
Волостное и сельское призрение как самостоятельные сферы общественного призрения также имели свою специфику. Общинный быт и значительная доля крестьянского населения требовали определенных мер в области общественного призрения. Российская империя – страна крестьянская, поэтому сельское и волостное призрение играло существенную роль в деле общественного призрения. Однако законодательство закрепило за ними архаические способы помощи. Престарелые, дряхлые, увечные, не могущие приобретать себе пропитание трудом, призревались родственниками. В том случае, если родственников не было, то они призревались за счет крестьянской общины, что составляло мирскую повинность.
В практике крестьянского призрения преобладали следующие виды общественной помощи: поочередное кормление на дому, денежные пособия, милостыня. Что касается детей, то здесь дело было поставлено лучше: организовывались ясли-приюты, чтобы дети не отвлекали родителей в трудовой период.
Таким образом, основными формами общественного призрения в сельской местности являлись: натуральные пособия (хлеб, соль, зерно), общинное или родственное призрение, добровольное подаяние деньгами, хлебом, одеждой (милостыня), помещение за счет общества в учреждения призрения, освобождение от платежей и распределение их на общество, помощь в полевых работах.
Городская система помощи в пореформенный период приобретает новые черты. Освобожденное крестьянство подается в город, чтобы получить работу, намечаются тенденции роста промышленного капитала. Растут города. Однако урбанизация несла в себе не только положительное, но и отрицательное начало. Возникали социальные проблемы: высокая плата за жилье, безработица и т.д. Происходит рост различных форм социальной патологии: профессионального нищенства, проституции, детской безнадзорности.
Городские учреждения общественного призрения представляли достаточно разветвленную сеть общественной помощи и поддержки. Какой-либо единой схемы не было, так как общественное призрение было связано с городским самоуправлением и частной инициативой. Однако можно выделить общие черты в городском общественном призрении: раздача денежных пособий, плата за лечение, деятельность по локализации проблем социальной патологии, призрение детства.
Несмотря на то, что единой схемы городского призрения не существовало, можно выделить и другую закономерность. Как только появлялась частная инициатива в создании какой-либо формы общественного призрения, она достаточно быстро получала распространение и в других городах. Инициатива распространялась снизу, а затем закреплялась в виде постановлений и указов.
Формирование городской структуры происходило вокруг государственных и частных программ по локализации тех или иных явлений. Характерной в этом отношении была деятельность попечительств о бедных. Первые общественные попечительства о бедных появляются в Москве в 1903 г. и в Петербурге в 1908 г. Они открывали столовые и походные кухни.
Происходит и рост церковно-приходских учреждений призрения, однако финансирование их в епархиях было неравномерным и непропорциональным, что зависело от «доброхотности» прихожан. Приходская благотворительность осуществлялась в следующих основных формах: в форме материальной помощи, медицинской помощи, просветительской деятельности.
Таким образом, в пореформенный период общественное призрение в России развивается по нескольким направлениям. Система приказов заменяется земской, волостной, сельской и городской системами помощи и поддержки. Несмотря на организационные, финансовые, правовые трудности, земская система помощи становится более эффективной, мобильной, так как местные органы управления гибко реагируют на те проблемы, которые возникают на местах.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2033;