Уникальное в человеке
Человек во многом бесподобен, уникален, причем его неповторимость может быть как видовой, так и индивидуальной.
1) Эта уникальность отличает человека от всех собратьев по живому царству тем, что он в неизмеримо большей мере обладает разумом, вербальным языком, свободой, творческим потенциалом, совестью, волей и другими духовными новообразованиями. Иногда может показаться, что названные выше характеристики человека есть и у животных. Но это не так. В лучшем случае, у них существуют робкие проблески того, что только в будущем эволюционном развитии сможет раскрыться в зрелой форме[7].
В результате своего социально-исторического развития, важнейшей основой которого была совместная деятельность и общение с себе подобными, человек превратился из чисто природного в нравственное существо, обладающее духовной культурой.
2) Однако человеческая уникальность не ограничивается радикальным отличием от животных. Она включает и духовную неповторимость каждого человека в сравнении с другими людьми[8]. Это верно даже для близнецов. Ведь “духовные миры” людей постепенно все более индивидуализируются, обогащаясь уникальными переживаниями, размышлениями, впечатлениями, фантазиями, всем тем, что становится индивидуальным жизненным опытом, личностными смыслами и ценностными ориентациями.
Многообразие ценностных ориентаций, характеров и поведений чрезвычайно велико. Одни люди предпочитают одиночество, другим нравится вращаться в многочисленных группах. Одни наделены живой реакцией, динамичны, не прячут своих эмоций; другие сдержанны, рациональны, стремятся контролировать свое поведение. Одни доверчивы и легко внушаемы; другие скептичны и с трудом поддаются внешнему убеждению. Одни умны, добры; другие только считают себя такими. Люди несказанно оригинальны по своим вкусам, привязанностям, увлечениям, идеалам, мечтам. Духовный мир каждого человека неповторимо своеобразен. Самый глубокий уровень человеческой уникальности отражен философским понятием экзистенция.
Огромную роль в воссоздании человеческой неповторимости играет искусство.
Эволюционно-историческое развитие характеризуется тем, что разнообразие и индивидуальная неповторимость людей преимущественно возрастают.
3) В последнее время человеческая уникальность приобрела еще один, одновременно и трагический и возвышенно-величавый оттенок. Преобразовательная деятельность человечества достигла общепланетарных масштабов. Ныне оно способно стать либо дьяволообразным, либо богоподобным по отношению ко всему, что его окружает.
Стала возможной ранее немыслимая ситуация: даже сравнительно малая группа людей, обладающая непомерной властью и материальными ресурсами, в силу недальновидности или роковых просчетов способна покончить не только с собой и своим ближайшим окружением, но и со всем человеческим родом, а также с подавляющим большинством растительных и животных видов на нашей планете.
В то же время, современные люди и их потомки могут невиданно улучшить и продлить существование человечества, обогатить жизнь растительного и животного мира[9].
. На последующих страницах еще будут рассматриваться как универсальные, так и уникальные проявления определенных человеческих характеристик.
[1] Достоевский Ф.М. ПСС, т.28, кн.1,с.63.
[2] “Хомофабер” - “человек создающий”; “хомо хабилис” - “человек умелый”; “хомо сапиенс” - “человек разумный”; “хомо луденс” - “человек играющий” и т.д. О связи и дополнительности различных пониманий человека говорили многие исследователи. Так, не раз отмечалось, что человек стал “разумным” лишь благодаря тому, что превратился в “создающего”: он создавал орудия, а орудия создавали его.
[3] Здесь уже речь идет не о всем чке, а о его телесности.
[4] Химические элементы, из которых мы состоим, рождены не Солнцем, а появились во Вселенной благодаря вспышкам сверхновых звезд. В то же время более высокие уровни нашей телесности состоят из органических соединений, а они-то без солнечного участия не могли появиться.
[5] Вот как выглядит «биологический паспорт» человека: царство – животные; подцарство – многоклеточные; тип – хордовые (Chordata); подтип – позвоночные; класс - млекопитающие (Mammalia); отряд – приматы* (Primates); семейство - гоминиды* (Hominidae); род - человек (Homo); вид - человек разумный (Homo sapiens).
[6] См. Человек Социокультурный*.
[7] Так, например, игры животных чем-то напоминают творчество, но до настоящего творчества им далеко. Что касается свободы, то она немыслима без выбора. Однако, муки выбора между двумя равноценными охапками сена, приписываемые "Буриданову ослу" - не более чем выдумка; выбирать можно только сознательно сравнивая…
[8] “Экзистенциальные психологи” напоминают, что все позвоночные меньше отличаются друг от друга, чем одно человеческое существо от другого (Ярошевский М.Г.Психология в ХХ столетии. М.,1974, с.315).
[9] “Ни у одного другого биологического вида судьба вида не зависит от действий того или иного его отдельного представителя. Поступки же отдельного человека могут как помочь сделать новые шаги к вершинам цивилизации, так и привести к полному исчезновению человечества с лица земли” (Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990, с.9).
[voskoboin1]- А кто к нам пришел? Облаять его или хвостом обвилять?
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 926;