Универсальное в человеке
Универсальное укоренено в человеке на самых разных уровнях.
1) Человек – часть общемирового бытия. Поэтому универсальные закономерности последнего пронизывают его индивидуальное бытие. Примером могут служить диалектические закономерности. Они характеризуют и общемировое бытие и индивидуальное бытие человека.
2) Человек - часть физической природы. Поэтому ее универсальные закономерности охватывают и человека[3]. Он обязательно развивается в физических времени и пространстве, подчиняется закону сохранения и превращения энергии, закону всемирного тяготения и др. У М. Метерлинка в “Голубой птице” говорится, что мы сделаны из того же вещества, что и звезды. И это не только прекрасный художественный образ[4].
Природное в человеке* непосредственно представленоне только на физическом, но и на других уровнях.
3) Человек - часть живой природы. Поэтому ему не избежать и универсальных биологических закономерностей, таких как рождение и смерть, метаболизм, информационные процессы, генетическая наследственность.
Биологическая универсальность человека проявляется и в его сходстве с высшими животными[5]. Чем выше эволюционное развитие животного, тем значительней его подобие человеку. Об этом говорят:
а) Общий вещественный состав (белки, нуклеиновые кислоты).
б) Схожее строение (например, наличие центральной нервной системы).
в) Схожие функции
г) Похожее биоповедение (любопытство[voskoboin1] , память, агрессивность, сексуальность, преданность).
д) Внутриутробное развитие человека воспроизводит основные эволюционные ступени животного мира.
е) У человека имеются рудиментарные органы (для далеких животных предков человека они выполняли важные функции).
ж) Как для людей, так и для животных важнейшую роль играют информационные процессы ("языки").
з) Велика роль в жизни человека и животных (особенно в детстве) игры. Отсутствие игрового поведения или наличие и степень развитости могут характеризовать уровень общего развития живых организмов. Кошка рада поиграть с клубком шерсти, ленточкой или в "кошки-мышки" с пойманной жертвой. А мышка так играть не умеет…
Что касается человека, то он способен не только к игровому поведению (как животные), но и к игровой деятельности, имеющей осознанный характер и символические формы.
и) И люди, и животные живут в сообществах (постоянно либо на определенных жизненно важных этапах своего развития).
4) Человек социокультурен. К нему приложимы универсальные социальные принципы и закономерности, такие как, например, социализация.
Человеческая неповторимость опирается на добротную основу всеобщих закономерностей природы и универсальных принципов бытия.
Что касается схожести людей между собой, то она проистекает из схожих условий развития в прошлом и схожих условий жизни в настоящем; целый ряд социобиологических, социопсихических и социокультурных[6] закономерностей обусловливают эту схожесть. В послесловии к своей книге “Катерина, прозванная птичкой” Карел Кушман пишет: “Можем ли мы действительно понять средневековых людей? Думается, что можем. Ведь у нас есть общие с ними качества. Мы так же, как они, испытываем голод и жажду, нуждаемся в тепле и безопасности, чувствуем страх и радость, любим детей, обладаем способностью наслаждаться голубизной неба или красотой чьих-то глаз”.
. Первые три характеристики человеческой универсальности нерасторжимо связывают его с физическим и биологическим миром. Ряд соответствующих закономерностей и принципов уже рассматривался на предыдущих страницах. В данной теме некоторые универсальные биофизические и биопсихические свойства человека будут рассмотрены только в их специфически человеческом проявлении.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 534;