Основные факторы, определяющие его развитие.
Универсальное и уникальное в человеке
Вверху, в пространствах, тысячекратно повторенных во все стороны, бушуют звезды, а внизу всего только люди... но какой ничтожной пустотой стало бы без них всё это! Наполняя собой, подвигом своим и страданьем мир, ты, человек, заново творишь его...
Из Леонида Леонова
Многие люди увлеченно ищут нечто необыкновенное, выслеживая загадочных “пришельцев” и “неопознанные летающие объекты”. А оно - сверхудивительное и чудесное - в самом человеке. Ведь наиболее “неопознанные объекты” - мы сами. Это отлично понимал 18-летний юноша, будущий гениальный писатель Федор Достоевский:
“Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”[1].
Человек как предмет науки.
Основные факторы, определяющие его развитие.
Человека изучают многие специальные науки естественного, гуманитарного, технического и общественного профиля. Каждая из них развивает свою систему знаний, раскрывая какую-то специфическую сторону человека (антропологическую, экологическую, биологическую, физиологическую психиатрическую, социологическую, этнографическую и т.д.).
Антропология исследует происхождение и эволюцию человека, появление и развитие человеческих рас, естественные вариации физического строения человека. Антропология включает в себя такие разделы как морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. Она соседствует (и даже во многом совпадает) с биологией человека.
Социобиология рассматривает природное и социальное в человеке как едином целом, а также в людских сообществах.
Философскаяантропология изучает целостного человека в единстве его физических, биологических, душевных и духовных особенностей, его становление, развитие и возможные перспективы в будущем.
Она особо выделяет такую важнейшую характеристику человеческого существования как свобода и устремленность к наиболее полной самореализации.
При этом философская антропология придает большое значение также внешнему окружению человека - как социальному, так и природному.
Каким только не представал человек в учениях прошлого: “хомо фабер” и “хомо хабилис”, “хомо сапиенс” и “хомо луденс”, “хомо экономикус” и “хомо символикус”, “хомо сексуалис” и “хомо социалис”...[2]Все эти высказывания обладали бесспорной мудростью и дополняли друг друга. Лишь взятые порознь и абсолютизированные, они начинали грешить неизбежной односторонностью.
В проблеме человека переплелись между собой многие сложнейшие вопросы. В какой мере проявляется в социокультурном человеке его биологическое начало? Как в нем сочетаются наследственные и прижизненно приобретенные свойства? Насколько он самостоятелен и свободен в своем саморазвитии? Как он воспроизводит окружающий мир и самого себя в процессе познания? Как соотнести пусть даже самую совершенную теоретическую модель человека, которая неизбежно носит обобщенный и абстрактный характер, с тысячами и тысячами конкретных людей? Какие изменения происходят и могут в дальнейшем произойти в духовном и телесном мире человека? Каковы его высшие ценности, и в чем смысл его существования? Вопросы можно множить и дальше.
На развитие каждого человека влияют самые разнообразные факторы, взаимосвязанные между собой. Многие из них могут быть сгруппированы следующим образом:
закономерные и случайные наследственные воздействия;
закономерные и случайные взаимодействия с природной средой;
закономерные и случайные взаимодействия с социальной средой (прежде всего в процессе социализации человека);
закономерности и случайности индивидуальной жизни, вытекающие из свободы выбора и связанные с самостоятельными действиями и решениями человека (его неповторимый "жизненный путь").
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 833;