Структура и свойства легированного аустенита
В железоуглеродистых сталях аустенит, как стабильная структурная составляющая, существует лишь при температурах выше Ас3. В специальных легированных сталях благодаря влиянию легирующих элементов на расширение g–области, увеличению устойчивости переохлажденного аустенита и понижению мартенситной точки аустенит может быть одной из главных структурных составляющих сталей в состоянии их эксплуатации. Поэтому знание свойств легированного аустенита наиболее важно для таких высоколегированных сталей, как нержавеющие, жаропрочные, немагнитные и др.
Изменение свойств аустенитных сплавов при легировании может быть обусловлено как влиянием легирующих элементов на свойства собственно твердого раствора – аустенита, так и их влиянием на стабилизацию аустенита к фазовым переходам, т. е. легирование может вызывать превращение аустенита с образованием других фаз (например, a – и e – фаз в сплавах Fe–Mn и a –фазы в сплавах Fe–Ni). Легированный аустенит подразделяют на стабильный и нестабильный. При температуре выше начала мартенситного превращения Мн нестабильный аустенит способен к фазовому превращению– образованию мартенсита в результате приложения внешней нагрузки (деформации), т.е. деформация нестабильного аустенита вызывает мартенситное превращение, также, как и охлаждение его ниже Мн. Стабильный аустенит не претерпевает фазового превращения под влиянием деформации, при этом изменяется лишь его структура. В зависимости от того, какие легирующие элементы, входя в состав аустенита и каково их количество, изменяется устойчивость аустенита к распаду при деформации, т.е. степень его нестабильности.
В этом разделе рассмотрено влияние легирования на свойства собственно аустенита, т. е. легирование стабильного аустенита.
Изменение свойств собственно аустенита при легировании в общих чертах описывается теориями упрочнения твердых растворов. Так, упрочнение, определяемое параметром несоответствия по размерам, хорошо иллюстрируется рис.1.7, на котором представлена зависимость изменения твердости ∆HV от параметра решетки ∆а хромоникелевого аустенита при введении в него 1 % легирующих элементов замещения и внедрения. Упрочнение тем больше, чем больше это несоответствие. Однако для элементов внедрения (С, М) и замещения (Мn, V, Со, Мо, W, А1, Сг, Ni, Si) эффективность упрочнения при одинаковых значениях а различна. Наибольший вклад в упрочнение аустенита вносят элементы внедрения, особенно азот. В отличие от a–железа растворимость азота в легированном аустените значительно выше и может превышать 1 % при комнатной температуре.
Эффективность влияния легирующих элементов на свойства аустенита определяется базовыми аустенитными; композициями, на которых основан данный аустенит. Такими основными композициями являются Fе–Ni; Fе–Мn; Fе–Сг–Ni; Fе–Сг–Мn; Fе–Сг–Ni–Мn. Главными аустенитообразователями во всех перечисленных аустенитных композициях являются никель и марганец, а аустенит, полученный на их основе, называют соответственно никелевым и марганцовистым. Свойства их существенно различаются.
В работах И. Н. Богачева с сотрудниками установлено (рис. 1.8), что деформационное упрочнение значительно сильнее проявляется на марганцевом стабильном аустените (Г38), чем на стабильном никелевом (Н36). Особенно существенно это различие при высоких степенях деформации.
Рисунок 1.7 – Зависимость упрочнения аустенита (DНV) от изменения параметра решетки (Dа) при легировании хромоникелевого аустенита 1 % (ат.) различных элементов
Рисунок 1.8 – Зависимость твердости HV марганцевого (Г38) и никелевого (Н36) аустенита от степени пластической деформации e
Так, деформация e = 50 % повышает твердость никелевого аустенита в 1,5 раза, а марганцевого в 2,6. Особенностью марганцевого аустенита является его хладноломкость при низких температурах (рис. 1.9), что аномально для сплавов с ГЦК решеткой. В никелевом аустените резкого падения ударной вязкости при всех температурах испытания вплоть до –196 °С не наблюдается. Легирование аустенита может влиять на его свойства. Так, введение хрома в марганцевый аустенит заметно уменьшает его склонность к хрупким разрушениям, а легирование никелем практически не влияет на порог хладноломкости.
1 – сплав Г40; 2 – Г40Н10; 3 – Г40Х10; 4 – Н36
Рисунок 1.9 – Зависимость ударной вязкости от температуры испытания марганцевого (1–3) и никелевого (4) аустенита (И. Н. Богачев)
Существенная разница в свойствах марганцевого и никелевого аустенита объясняется различными значениями энергии дефектов упаковки (ЭДУ) в этих сплавах. В марганцевом аустенитезначение энергии дефектов упаковки заметно меньше, чем в никелевом аустените. Как известно, энергия дефектов упаковки – одна из важнейших характеристик дислокационной структуры, определяющей свойства аустенита. Так, подвижность дислокации (способность их к поперечному скольжению, легкость пересечений) зависит от энергии дефекта упаковки. При этом в сплавах с ГЦК решеткой этот фактор играет в упрочнении большую роль, чем взаимодействие дислокации с атомами внедрения и замещения и силы трения решетки.
Показателем энергии дефектов упаковки является вероятность их образования, а чем больше вероятность образования дефектов упаковки в сплаве, тем меньше энергия дефектов упаковки. В марганцовистом аустените значения энергии дефектов упаковки ниже, а вероятность их образования выше, чем в никелевом аустените (рис.1.10).
А это однозначно указывает на пониженную подвижность дислокации, и, следовательно, более интенсивное деформационное упрочнение марганцовистого аустенита.
Необходимо отметить, что, изменяя содержание никеля и марганца в аустенитных сплавах на базе других композиций, можно существенно менять энергию дефектов упаковки в аустените, т.е. изменять способность аустенита к упрочнению при пластической деформации. При этом легирование аустенита марганцем будет приводить к увеличению коэффициента деформационного упрочнения аустенитных сталей, а легирование никелем, наоборот, уменьшать такое упрочнение. В чем причина такого влияния марганца на энергию упаковки аустенита, т. е. на его повышенную способность к деформационному упрочнению?
Рисунок 1.10 – Зависимость вероятности образования (а) и энергии дефектов упаковки (ДУ) марганцевого (Г38) и никелевого (Н36) аустенита от температуры деформации
Как установлено В. С. Литвиновым при исследовании межатомного взаимодействия в сплавах методом ядерной гамма–спектроскопии (эффект Мессбауэра), основная роль марганца заключается в изменении взаимодействия атомов железа между собой. Под влиянием марганца происходит перераспределение внешних электронов от атомов железа к атомам марганца, в результате чего d–электроны атомов железа принимают большее участие в связи. Изменение характера пространственного распределения электронов является основным фактором в определении свойств железомарганцевых сплавов. Низкие значения энергии дефектов упаковки, большая вероятность их образования и высокое упрочнение марганцевого аустенита – результат проявления характера межатомного взаимодействия в таких сплавах. Противоположный характер перераспределения электронов между атомами компонентов в сплавах Fе–Мn и Fе–Ni обусловливает различие в свойствах аустенита и мартенсита этих сплавов.
Причиной хладноломкости железомарганцевого аустенита является фазовый переход I рода – при этих температурах гранецентрированная кубическая решетка (ГЦК) переходит в гранецентрированную тетрагональную решетку (ГЦТ). Пока сохраняется кубическая фаза, аустенит хладостоек, при появлении тетрагональных искажений у плотноупакованной структуры он становится хладноломким. Такие искажения в решетке обусловлены локализацией связи при понижении температуры. Следовательно, последнее является основной причиной хрупкости при низких температурах железомарганцевого аустенита.
Таким образом, особые свойства марганцевых аустенитных сталей и сплавов связаны с характером межатомного взаимодействия в их решетке.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2147;