ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ В РАЗНЫХ ПО ВОЗРАСТУ ГРУППАХ

Первый год жизни. Задачи музыкального воспитания по пению, слушанию музыки и музыкально-ритмическому движению для это­го возраста не разграничиваются. Пение сопровождает жизнь ребен­ка С самого раннего возраста.

В период бодрствования взрослый постоянно разговаривает с ребенком, голосовые реакции которого и развиваются в процессе общения. В три-четыре месяца он издает гортанные звуки, в пять -певучие гласные, так называемое «гуление», в шесть - произносит слоги «ба», «ма», «на», «да».

У ребенка от двух с половиной месяцев до шести развивается способность внимательно слушать и различать звуки: знакомый голос сразу же привлекает его внимание, радует, успокаивает. К четырем месяцам ребенок поворачивает голову к источнику зву­ка. В это время следует привлекать внимание детей к музыкаль­ным звукам - петь, играть в музыкальные игрушки, вызывая тем самым у детей состояние радости.

После шести месяцев ребенок прислушивается к своему голосу, повторяет звуки, подражая взрослому, различает интонации голо­са. Он уже может попасть в тот тон, который пропел взрослый. В это время пением следует воспитывать слуховое сосредоточение ребенка, двигательные и голосовые реакции, создавать у него радо­стное настроение. И к концу первого года он может повторить за взрослым простейший мотив из двух звуков.

Ребенок реагирует на музыку разного характера - колыбельная успокаивает его, он сам «подпевает» матери («а... а... а...»), плясовая мелодия вызывает двигательные реакции - движения рук, ног, он «пружинит», «пляшет».

Ребенок уже способен запоминать и узнавать мелодии и движе­ния, связанные с музыкой, например «Ладушки». От девяти меся-i (ев до одного года следует продолжать воспитывать слуховое вни­мание ребенка, сосредоточенность при слушании пения, звучания музыкальных игрушек, инструментов.

Второй год жизни. Он характеризуется тремя основными при­обретениями: ребенок начинает говорить, ходить, овладевает про­стыми способами действия с предметами. Речь детей становится средством общения с окружающими, а речь взрослого - важным средством их воспитания. Ребенок второго года жизни эмоциональ­но отзывчив; у него появляются простейшие певческие интонации, он может пропевать отдельные слоги.

Задачи по пению во II группе раннего возраста следующие:

♦ приучить прислушиваться к мелодии и словам песни, узна­вать их;

♦ побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя от­дельные слова;

♦ развивать первоначальные певческие реакции.

Для побуждения к подпеванию и пению должны быть подо­браны специальные песни с повторяющимися простыми по звуко­вому составу словами, например, русские народные песни «Заинь­ка-Зайка», «Идет коза».

Рассмотрим ход обучения пению на песне «Птичка», музыка М. Раухвергера.

Педагог сидит на стуле лицом к детям. Из-за двери доносится птичий щебет. Педагог говорит, что сейчас прилетит птичка. Ще­бет прекращается, но птичка не прилетает. Тогда педагог «сыплет» на пол воображаемые крошки. Снова слышен щебет, вслед за этим «прилетает» птичка-игрушка (в руках взрослого) и клюет крошки. Птичка «улетает» - педагог разводит руками: «Нет, нет птички!» Затем птичка «прилетает» и «садится» на подоконник. Педагог поет песню «Птичка». На слово «Аи!» птичка «улетает». Педагог и дети разводят руками. Песню можно повторить еще раз, но те­перь уже птичка «улетает» в другой конец комнаты.

Когда дети знают песню, ее можно исполнять, сопровождая рас­сказ о птичке только мимикой, жестами (грозить пальцем, на слова «Подожди, не улетай!» и разводить в стороны руки на слово «Аи!»). Таким же образом можно разучивать песенки «Машенька-Маша», народная мелодия, «Собачка», музыка М. Раухвергера, «Кошка», музыка Александрова. Подобную методику рекомендуется исполь­зовать при слоговом пении, т. е. на определенных повторяющихся слогах. Например: «Бай-бай», «Ля-ля-ля».

Третий год жизни. У детей этого года жизни уже есть неболь­шой музыкальный опыт, они знают несколько музыкальных про­изведений - радуются, когда их слышат. Так как мышление детей конкретно, они воспринимают музыку образно - считают, что она про кого-то или про что-то рассказывает. Поэтому слушание песен часто сопровождается показом игрушки. Ребенок этого возраста пробует подпевать отдельные слова и слоги при пении педагога.

Если работа по музыкальному воспитанию ведется в детском саду систематически, к концу третьего года жизни ребенок может петь короткие несложные песенки.

Задачи по обучению пению в I младшей группе следующие:

♦ развивать певческие интонации;

♦ подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать воспи­тателю;

♦ привлекать внимание к содержанию песен, создавать эмоци­ональный интерес к пению.

Для того, чтобы дети были активны в пении, необходимо ис­пользовать специально подобранный песенный материал, специ­альные методические приемы подпевания и пения. При обучении пению следует помнить, что дыхание детей этого возраста корот­кое. Большинство слов они произносят нараспев. Дети очень нуж­даются в помощи взрослого: поют активнее, если видят движение губ взрослого, его одобряющую мимику, слышат пение, специаль­но приспособленное к замедленному темпу исполнения, характерному для слабо развитой речи малыша. Обычно дети удовлетворенно улыбаются, получив похвалу взрослого (даже если она и не была впол­не заслуженной), после чего становятся большими любителями пе­ния. Поэтому педагогам необходимо как можно чаще стимулиро­вать интерес детей к пению поощрениями.

Помимо общих требований к песенному материалу (интересное и доступное сюжетное содержание, простая привлекательная мело­дия и т. д.), песня, побуждающая к подпеванию и пению, должна от­личаться еще и следующими особенностями: ее слова должны быть не только понятными, но и легкими для произношения, текст - ко­ротким (1-2 четверостишия). В мелодии должны быть повторяю­щиеся несложные фразы, распеваемые на простые слова и слоги.

Песенки, предназначенные для подпевания и пения, следует по­вторять как можно чаще, иначе дети не запоминают слов, а это и свою очередь тормозит развитие певческих умений. На примере песни «Бобик» (музыка Т. Попатенко, слова 3. Найденовой) рас­смотрим методику обучения пению детей I младшей группы.

 

Занятие 1

На нем дети знакомятся с песней, у них создается эмоциональный интерес к ее образу. Педагог вносит собачку и рассказывает о ней: «"Это Бобик, славный пес, белый лобик, черный нос". Мальчик ему скажет: "Сядь на ков­рик и не лай", — Бобик слушается. Мальчик скажет: "Бобик-Бобик лапку дай" - Бобик дает лапку. Ребята скажите ему: "Бобик-Бобик, лапку дай, а потом прикажите, - сядь на коврик и не лай". Он и вас послушает».

После разговора с детьми педагог исполняет песню.

 

Занятие 2

Педагог показывает игрушку и говорит: «К нам опять пришел Бобик. Вот какой он славный — нос черный, лобик белый. Послушайте про него песен­ку». После слушания педагог уточняет характер песни, ее содержание. Он спрашивает детей, как лает Бобик, уточняет, что лает Бобик высоким голосом, так как он маленький, и предлагает сказать «гав-гав» - тоненько, как Бобик. Исполняет песню еще раз. Дети по возможности подпевают.

 

Занятие 3

Педагог показывает Бобика и говорит, что сегодня все дети будут петь про него песенку. Идет пение песни по фразам всеми детьми.

Педагог (спрашивает): Какой Бобик?

Дети (поют) Славный пес.

Педагог: Какой у него лобик?

Дети. Белый лобик.

Педагог. А нос?

Дети. Черный нос. И т. д.

Затем педагог просит спеть каждого из детей: «Олечка споет про Бобика -"Вот наш Бобик, славный пес" (Оля поет), а Миша продолжит — "Белый лобик, черный нос" (Миша поет)» и т. д. В конце занятия песня исполняется целиком.

 

На последующих занятиях педагог разучивает песню, удел> внимание артикуляции, отрабатывая правильное дыхание.

Четвертый год жизни. По сравнению с предыдущей группой дети этого возраста более работоспособны. Запас слов у них увели­чивается, но еще не все звуки они произносят чисто. Слуховое вни­мание неустойчиво, хотя дети могут узнавать знакомые песни. Пев­ческие голоса не сформированы, дыхание поверхностно, прерывисто. Поэтому в работе используются песни, состоящие из коротких музы­кальных фраз в диапазоне квинты (ре-ля первой октавы).

Занимаясь пением, педагог должен выполнять следующие задачи:

♦ учить детей петь естественным голосом, без напряжения;

♦ внятно и осмысленно произносить слова, протягивать про­должительные звуки;

♦ не отставать и не опережать друг друга при пении;

♦ интонационно точно петь мелодию в попевках и песнях;

♦ петь песни с помощью воспитателя с музыкальным сопровождением и без него.

Дети этого возраста могут петь несложные песни интонационно точно и осмысленно-эмоционально. Слушание пения педагога по-прежнему лежит в основе обучения. В начале года необходимо повторить материал предыдущих лет обучения, но с повышенными требованиями к исполнению. В этом возрасте в пении продол­жают использоваться игровые моменты, часто с наглядным мате­риалом - игрушками, картинками. Повышается роль слова: педагог может задавать детям вопросы для проверки восприятия или со­держания песен. Например: «Что было бы с зайкой, если бы дети позвали его в гости?» (песня «Заинька», музыка М. Красева). В процессе разучивания песни используются различные методи­ческие приемы: пропевание ее по частям, слушание мелодии, ис­полненной на фортепиано, пение небольшими подгруппами, инди­видуальное пение, пение «солиста» и «хора». Интерес к пению, так же как и в предыдущей группе, поддерживается поощрительными словами педагога.

Пятый год жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Возрастает роль коры головного мозга в регуля­ции поведения. Развиваются процессы запоминания и припомина­ния, совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Увеличи­вается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Повышается способность откликаться на содержание песни. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации. Поэтому и музыкальный язык песен становится более красочным и разнообразным. Возрас­тают певческие возможности детей. Дыхание становится более глу­боким и продолжительным.

При обучении пению педагог в средней группе должен выпол­нять следующие задачи:

♦ учить детей петь выразительно, естественным голосом, без напряжения;

♦ петь протяжно, брать дыхание между короткими музыкаль­ными фразами;

♦ произносить слова внятно, правильно;

♦ учить вместе начинать и заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, петь в пределах ре-си первой октавы, прислушиваться к голосам других детей;

♦ петь в сопровождении инструмента и без него.

В процессе обучения используются те же приемы, что и в пре­дыдущей группе, но слово начинает играть все большую роль. Пос­ле того как дети выучили песню, ее надо на некоторое время отло­жить. Дети сами попросят повторить ее. Если же это не произойдет, то педагогу необходимо найти интересный способ напоминания о песне. Знакомые, хорошо выученные песни надо чаще повторять без инструментального сопровождения. Это лучшее средство для выработки чистоты интонации, для включения песни в быт, в по­вседневную жизнь ребенка.

Шестой год жизни. У детей данного возраста совершенству­ются процессы высшей нервной деятельности, возрастает роль ко­ры головного мозга. Ребенок овладевает простейшими формами учебной деятельности: приобретает способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания. У детей уже больше знаний об окружающей действительности. Вос­приятие приобретает более целенаправленный характер, чем у детей младших возрастов. Возникает способность произвольного запоми­нания. В этом возрасте дети уже имеют определенный музыкаль­ный опыт. Появляются элементы творчества в пении, музыкальных играх, плясках. Развивается способность анализировать песни и ин­струментальные музыкальные произведения. Высказывания ре­бенка приобретают связный характер. Совершенствуется дыхание, развивается голос, расширяется его диапазон.

У детей возникает известная система представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука. В пении, музыкальной игре дети сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов. Ребенок этого возраста представляет поставленную цель, подчиня­ет ей способ и порядок выполнения действий.

Обучая пению детей старшей группы, педагог выполняет сле­дующее:

♦ приучает детей к выразительному пению без напряжения, легким звуком, плавно;

♦ приучает брать дыхание между музыкальными фразами;

♦ продолжает учить отчетливо произносить слова;

♦ учит одновременно начинать и заканчивать песню, вырази­тельно передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с со­провождением;

♦ учит петь хором и индивидуально в диапазоне ре-си первой октавы;

♦ побуждает вспоминать и петь ранее выученные песни; отли­чать на слух интонационно точное и фальшивое пение, сохра­нять во время пения правильную позу - сидеть прямо со сво­бодным положением головы и корпуса.

В этом возрасте детям называют фамилии композиторов, написавших песни, а также знакомят с некоторыми специальными тер­минами: напевность, отрывистость, дикция, ансамбль, сила звука, темп, форма песни, куплет, запев, припев, фраза, вступление, зак­лючение и т. д.

Процесс обучения ведется по трем этапам. Более разнообразными становятся беседы и вопросы к детям, так как усложняется содержа­ние песен. У детей этого возраста уже сформировались некоторые представления об окружающем, и педагог все чаще обращается к их сознанию. Поэтому иллюстративный материал используется в меньшей степени - в основном тогда, когда надо пояснить незнаком w слова в тексте. Разучивание песен начинается после нескольких за­нятий, на которых проводилось слушание музыки. На каждом заня­тии, посвященном пению, нужно добиваться лучших результатов, чем на предыдущем, а не механически пропевать песни. В работе над выразительностью исполнения необходимо исходить из содержания песен, опираться на эмоциональное восприятие ребенка. Разучива­ние песен можно иногда начать с припева; в процессе разучивания, если необходимо, транспонировать мелодию в удобную для голоса ребенка тональность. Перед пением надо сконцентрировать внима­ние детей, провести так называемое распевание, использовав спе­циальную систему упражнений. Когда песни детьми усвоены, их можно исполнять по подгруппам и индивидуально. Это дает детям возможность услышать и оценить пение товарищей.

В процессе обучения необходим живой, эмоциональный тон ре педагога, а иногда и вовремя сказанная шутка. Они активизируют внимание детей, повышают интерес к песне.

Повторение знакомых песен должно проводиться в разных фор­мах, чтобы не снижать интереса детей. Например, в форме «загад­ки» - узнавания мелодии, сыгранной на инструменте или пропе­той педагогом; возможно пропевание песни по ролям, пение с солис­тами и т. д.

Седьмой год жизни. В течение этого года жизни происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, по­вышается работоспособность нервной системы, появляется способ­ность активного мышления. Формируется система оценок, вос­приятие становится целенаправленным. Овладение начальными формами учебной деятельности приводит к интенсивному разви­тию волевых и эмоциональных качеств личности. Становится дос­таточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании песен. У них развиты музыкальный вкус и воспри­имчивость к оттенкам музыкальной выразительности. Ребенок мо­жет различать направление движения мелодии, понижение и повышение звуков, звуки различные по высоте и длительности, смену темпов в пении. Поэтому песенный репертуар для детей этого воз­раста становится очень разнообразным по тематике, ярким и кра­сочным по средствам выразительности. Возрастают певческие воз­можности детей. Диапазон песен расширяется от до первой до ре второй октавы.

В связи с этим в подготовительной к школе группе детей обучают:

♦ выразительному пению: звонкости, напевности, легкости зву­чания;

♦ правильному дыханию, удержанию его до конца фраз;

♦ отчетливости дикции;

♦ всем правилам ансамблевого пения;

♦ дети должны также выразительно петь песни из репертуара предыдущих групп с сопровождением и без него;

♦ различению движения мелодии вверх и вниз, долгих и корот­ких звуков; детей знакомят с названием нот, объясняют прин­ципы их размещения на нотоносце;

♦ импровизация звукоподражаний («ау», «ку-ку») ипопевок на основе хорошо усвоенных певческих навыков;

♦ коллективному и индивидуальному пению с сохранением правильной осанки.

Особенное внимание следует обратить на охрану детских голо­сов - предостерегать детей от громкого и длительного пения, от увлечения песнями из репертуара взрослых.

Методические приемы обучения пению в этой группе имеют мно­го общего с приемами, используемыми в старшей группе. Еще боль­шее место занимают беседы, которые становятся углубленными.

При обучении певческим навыкам слово педагога не всегда со­провождается показом, а только в тех случаях, когда возникают трудности в исполнении. Методика работы в основном направлена на то, чтобы как можно лучше развить в детях самостоятельность, активность, инициативу, осознанность в восприятии и исполнении музыкального произведения.

Песни поются всей группой, подгруппами, индивидуально, но ролям, по музыкальным фразам, по куплетам поочередно, каждой подгруппой и т. д.

Добиваясь интонационно и ритмически точного исполнения ме­лодии, педагог всегда обращает внимание на трудные мотивы, фра­зы и работает над ними. Часто перед исполнением песни он дает тонику на инструменте для ладовой настройки. В процессе обуче­ния применяет дирижерские жесты.








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2198;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.