Чистота вокальной интонации
Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.
В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних - не в порядке голосовой аппарат, другие - плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи - застенчивы, четвертые - не обладают устойчивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.
Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка.
Для достижения чистоты интонации необходимо:
♦ выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
♦ давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;
♦ систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
♦ петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;
♦ вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;
♦ фальшиво поющим детям уделять особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими детьми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);
♦ транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня.
Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), игре на дудочке («ду-ду»), балалайке («ля-ля») и т. д.
Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель учитывает особенности каждого ребенка.
Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше», другому - какое положение придать губам, третьему предлагает спеть погромче или, наоборот, - мягче, тише.
Ансамбль
Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля - целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с детьми младшей группы музыкальный руководитель должен обучать детей простейшим умениям: петь, не отставая и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни.
Для того чтобы научить детей стройному согласованному, пению, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель подает знак - взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню. В некоторых случаях можно сконцентрировать внимание детей, сыграв первый интервал песни ил и ее первый звук. Дети пропевают его тихо на слог «ту» или с закрытым ртом, а затем начинают петь мелодию по знаку музыкального руководителя. В практической работе применяется и дирижирование детским хором. К дирижерскому жесту прибегают в тех случаях, когда пение проводится без инструментального сопровождения или когда в общем пении участвуют несколько групп детей. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать характер музыкального произведения и передавать его без помощи дирижера.
В первой младшей группе в начале года дети включаются в пение лишь после того, как вступит воспитатель или музыкальный руководитель, а в конце года они начинают песню после музыкального вступления самостоятельно.
Все певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка.
Обучать детей пению следует на разных по содержанию и музыкальному стилю песнях - народных, композиторов-классиков и современных композиторов.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2787;