ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ
Музыкальный слух - способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха. Собственно говоря, процесс формирования музыкального слуха есть повторяющийся акт восприятия.
По определению психолога Б.М. Теплова главными компонентами музыкального слуха являются:
¨ звуковысотный слух;
¨ тембровый;
¨ гармонический;
¨ мелодический;
¨ динамический.
Важнейшее проявление музыкального слуха - восприятие высоты звука.
Формирование музыкального слуха - это процесс его первоначального становления. Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать можно только то, что уже имеется (например, можно развивать у детей точность реакции, скорость реакции). Развитие слуха зависит и от многих немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей, наличия здорового или больного голосового аппарата, даже от состояния здоровья ребенка.
Согласно исследованию педагога-музыканта И.П. Гейнрихса, в группах детского сада всегда есть дети, которые:
♦ могут спеть чисто данный звук (конечно, в объеме их диапазона); у этих детей слух сформировался очень рано, может быть даже незаметно для окружающих под влиянием условий жизни или на основе очень хороших задатков;
♦ большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно; у таких детей формирование слуха близко к завершению;
♦ поют то интонационно точно, то фальшиво;
♦ все звуки поют неверно;
♦ верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние - интонационно точно дети со средним диапазоном голоса;
♦ поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.
В последних четырех случаях имеет место несформированный музыкальный слух. Педагог должен проверить с этой точки зрения каждого ребенка, выделить детей с несформированным музыкальным слухом и начать с ними работу.
Уже отмечалось, что формирование слуха связано с неоднократным восприятием музыкальных звуков. Учеными-физиологами Алмазовым Е.И., Блиновым М.П., Егоровым А.М., Мальцевой Е.А., Морозовым В.П., Овчинниковой О.В., Эрбштейн М.С., использовавшими в своих исследованиях специальную аппаратуру, доказано, что как у детей, так и у взрослых при восприятии музыки наблюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде органом восприятия.И на первом этапе формирования у ребенка музыкального слуха главным условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом, т. е. двигательное отражение звука. Если дети с низкими голосами – «гудящие», у которых нарушена координация слуха и голоса, адекватно воспримут звуки, - они их воспроизведут. Следовательно, процесс восприятия определяется как рефлекторное установление временных нервных связей в коре головного мозга, его слуховых и двигательных сферах.
Принимая это во внимание, педагоги, обучающие пению, направляют процесс воспроизведения детьми звука путем подстраивания воспроизводимой высотык заданной. Ребенок при помощи педагога находит нужную высоту - наступает момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, однако скорее неосознанно, физиологически ощущая унисон.
Педагог помогает этому процессу - словом поощряет ребенка, который получает удовольствие от достижения цели. В его мозгу образуется связь между концами двигательного и слухового анализаторов. Конечно, в первое время эта связь является очень хрупкой, быстро нарушается. Закрепляется она только путем неоднократного повторения акта подстраивания певческого голоса ребенка к данной высоте мелодии.
Формируя музыкальный слух, необходимо помнить, что имеются три фактора, тормозящие этот процесс. А именно:
♦ болезненное состояние голосового и слухового аппарата;
♦ ослабленное общее физическое состояние организма;
♦ неспособность мозга к образованию нервных связей и их закреплению.
В процессе формирования музыкального слуха нужно выяснить, что именно мешает тому или иному ребенку достичь должных результатов.
Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо сформировать и закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне, заниматься расширением диапазона голоса, развивать его гибкость и пластичность. Предлагаем практические рекомендации.
1. Для того, чтобы сформировать у ребенка представление об унисоне, педагогу необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его диапазоне.
2. Определить диапазон голоса каждого ребенка. Начинать петь на тех звуках, которые воспроизводятся детьми легко. Для этого подобрать нужные попевки (например, «Гуси шли домой») и транспонировать их в удобную для голоса тональность (ми мажор, ре мажор). Активизировать процесс дыхания (активный, но бесшумный вдох - постепенный выдох).
3. Расширять диапазон голоса ребенка путем пения по полутонам вверх.
4. Если ребенок остановился на определенном звуке, то следует сразу взять более высокий звук.
5. Бывают случаи, когда ребенок соло поет верно, а в хоре неверно. Тогда необходимо с ним индивидуально работать на каждом занятии в течение нескольких секунд, проводить как бы индивидуальную подстройку.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1807;