ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естествен­ного звучания. Поэтому педагогу, обучающему детей пению, а так­же и методисту, направляющему педагогическую работу в детском саду, необходимо знать основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами,отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткиеи тонкиепо сравнению со связками взрослых - отсюда особое зву­чание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резона­торами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).

У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например при его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Дети дошкольного воз­раста поют, как правило, фальцетом.Детские легкие малы по сво­ей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобрета­ет неприятный горловойхарактер и переходит в крик.

Понятия высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажет­ся нам тем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков.

Мышечная сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоле­ние инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вытягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перена­пряжения могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщу голосо­вых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портят голо­совые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пением упражнения с плавны­ми движениями рук, наклоном головы вперед, назад и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных «у» и «о», но не «и», который сужает гортань.

Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнас­тикой. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционно­го аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глот­ки и гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка воспитателя, которые при пении макси­мально активны.

Таким образом, пение активизирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата. Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные.

Для пения дошкольников, голос которых находится в чисто дет­ской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звуча­ние, лишенное какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик ( и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естественно для пения взрослых.

Исследования в области физиологии голоса при помощи специ­ального аппарата показали, что основные показатели звукоизвлечения - высота тона, динамика звука - определяются работой двух групп мышц: вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки, и передних, натягивающих голосовые связки.

Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т. е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Уста­новка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При грудном регистре в большой степени имеет место сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т. е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У дошкольни­ков при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое звучание им не по силам и может быть доступно только в старшем школьном возрасте в результате общего психофизического развития.

Прифальцете - головном регистре, свойственном младше­му возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щелии вибрирование краев голосовых связок. (Основная мышечная мас­са связок находится в относительном покое.) Таким образом, пере­напряженияголосовых связок не получается, и детский голос обе­регается от срыва.

Сила звукатакже вызывает большую амплитуду колебаний го­лосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большее количество (площадь) вокальных мышц. У детей это ведет к излиш­ней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что также вредно для развития детского голоса.

Поэтому первоочередной задачей воспитателя является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом.

Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детского сада, соответствуют диапазону го­лоса детей дошкольного возраста.

Однако мы встречаемся иногда с тем, что дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребенок взрослеет, его исполнение становится все менее приятным для слу­шания. Ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не толь­ко портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред го­лосовому аппарату. Необходимо переключать внимание детей на репертуар песен, более подходящий им как по сложности исполне­ния, так и по содержанию.

Исполняя песни взрослых, которые им технически недоступ­ны, дети преодолевают трудности путем резкого нажима на раз­личные отделы голосового аппарата.Они, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от та­кого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются. Воз­никают различные заболевания голосового аппарата. При обучении детей пению педагогу необходимо:

♦ удерживать детей от громкого пения и, особенно, от длительно­го громкого пения (прежде всего во время разучивания); не­громкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а следовательно, их нормальное развитие;

♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапа­зон песен, который должен соответствовать объему голоса де­тей данной группы; исполнение детьми трудных песен из репер­туара взрослых и школьных массовых песен - недопустимо;

♦ следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не крича­ли, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;

♦ добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.);

♦ не предлагать детям много песен для исполнения на заняти­ях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5, а в младших группах - 3);

♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влаж­ности выше 40-60 %.

 








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 3180;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.