Развитие русской вокальной школы в России 60-70 г.г. XIX века.
Наиболее оптимальной формой массового музыкального образования является хоровое пение как самый доступный вид музыкальной деятельности, позволяющий совмещать общее музицирование и индивидуальное развитие каждого. В этом утверждении имелось в виду также то, что хоровое искусство имело глубокие национальные корни в России. Музыканты-педагоги изучали возможности различного репертуара для массового хорового музыкального воспитания.
Впереди всех шел в этом отношении М. П. Мусоргский. Сцены из народной жизни, потрясающие по правдивости и меткости музыкальные портреты выходцев из крестьянской среды составили вклад Мусоргского в камерно-вокальную музыку 60-х годов. К числу выдающихся явлений исторической оперной драматургии относятся его оперы «Борис Годунову и «Хованщина». В обоих случаях показаны такие периоды русской истории, когда противоречия между верхами и низами общества накалены до предела, а народ выступает как грозная сила, как «свирепеющий океан» (Герцен), хотя и терпит жестокие поражения в борьбе за свободу. Л. П. Бородин в «Князе Игоре» также обратился к истории, но в отличие от Мусоргского не затронул социальный конфликт внутри общества, а воспел единство, сплоченность и патриотизм русских людей перед натиском иноземных захватчиков. Наряду с этим творчество П. И. Чайковского, наполненное глубоким лиризмом и человечностью, стало зеркалом сложных процессов, происходящих в душе человека, борющегося за самоутверждение и личное счастье.
Русская опера сыграла очень важную роль в развитии светской хоровой культуры: уже у Глинки в «Жизни за царя» и в «Руслане и Людмиле» хор становится одним из главных действующих лиц и выполняет заметную роль в развитии драматического действия. Н.А.Римский-Корсаков в «Псковитянке» и «Снегурочке», М.П. Мусоргский в «Борисе Годунове» и «Хованщине», А.П. Бородин в «Князе Игоре», П.И.Чайковский в «Опричнике» подняли значение оперного хора нанедосягаемую высоту. «Требования, предъявляемые к оперному хору русскими композиторами, были так разнообразны по содержанию музыки и манере письма, что естественно вели за собою к заметному увеличению и улучшению состава певцов и техники пения».
Вторая половина XIX и начало XX веков выдвигают русскую хоровую исполнительскую культуру на первое место в мире. В 1878 году создаётся Русское Хоровое Общество (РХО), которое объединяло любителей пения. Хор РХО принимал участие в концертах Русского Музыкального Общества, а также давал несколько собственных концертов ежегодно. Преимущественное внимание уделялось пению a’cappella, пропаганде отечественной музыки. В репертуар хора РХО входили хоровые произведения П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, Н.А. Римского-Корсакого, Ц.А. Кюи, Э.Ф. Направника, С.И. Танеева, А.Т. Гречанинова и других, исполнялись хоры из опер М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.Н. Серова, А.П. Бородина.
В области духовной музыки также видны крупные достижения. В конце XIX - начале XX веков развитие хорового регентского дела достигает своей кульминационной точки.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 2678;