Социально-политическая практика.

Как в Греции, так и в Риме основой социальности выступает гражданское полисное общество (в Греции – порядка 150 городов-полисов), но если в Риме возникла общая для всего государства столица, то в Греции этого не случилось в силу постоянной межполисной конкуренции.

Античное общество «атомизировано», оно дробится на индивидов, свободно образующих гражданские общины. В Риме родственные (фамильные, клановые) связи держались дольше, чем в эллинском обществе, в силу чего родовая солидарность служила хорошей поддержкой при совершении карьеры (так, первый фактический император Рима Октавиан являлся внучатым племянником Цезаря – крупнейшего сенатора и диктатора республиканской эпохи).

Античное гражданское общество является не деспотическим, а демократическим (рабовладельческая демократия), что означало выборность и подотчетность властных органов, коллегиальность в принятии решений, публичность проводимой политики. Политическим идеалом была республика. Даже в имперском Риме сохранялись республиканские декорации: время правления Августа объявлялось не диктатурой, а принципатом, что, по сути, представляло собой компромисс между угрожающим идеалам старины единовластием Цезаря и реальным безвластием сената, да и позднее, уже при «настоящих» императорах, требовалось соблюдение республиканской проформы: согласие войска на провозглашение нового императора, утверждение его на заседании сената и т.д.

Гражданское общество построено не на безусловном, сакрализованном авторитете правителя, а на определенном балансе между властью и обществом, который установлен законом. В античном средиземноморском мире зарождается номократическая государственность, т.е. государственность, базирующаяся на принципах законности и правопорядка.

Социальная структура античного европейского общества включала в себя не только родовую и гражданскую социальность, но социальность межличностную: миниколлективы, микросообщества, объединявшие людей на основе сходства их занятий, интересов, взаимных симпатий. Возникали политические партии, религиозные сообщества, дружеские кружки, - своего рода неформальные объединения, основанные на личных связях. Таков лесбосский кружок Сапфо; таков круг друзей Перикла в Афинах; таков объединенный досугом круг «золотой молодежи», которому принадлежал римский поэт Катулл; таков римский институт патронально-клиентальных отношений и т.д.

Подобное устройство общества, предполагавшее то объединение, то расхождение его членов между собой, делало его более мобильным и подвижным, менее замкнутым и регламентированным.

 








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 906;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.