Шопенгауэр, Бергсон, Ницше, Шпенглер
Заметное место в западноевропейской философии второй половины XIX начала XX века занимает "философия жизни". "Философия жизни" - это культурно-логическое течение в современной философии. Она старается постичь сферу культуры, исходя из тех функций, которые культура выполняет в жизни человека. "Философия жизни" выступила за реабилитацию жизни против ее ущемления и обеднения рассудочным, политическим, экономическим и иным утилитарными подходами.
В связи с этим понятие "жизнь", как центральное понятие этого философского течения, призвано заменить понятие "бытие".
Представители этого течения противопоставляют жизнь бытию. Бытие - это статичное состояние, жизнь - это движение, становление. "Философия жизни" выступала против того, чтобы положить в основу становления что-либо устойчивое. Становление по мнению ее сторонников это первооснова, предельное понятие. Вместе с тем, ряд ее представителей подчеркивали, что жизнь это и деятельность, творческое созидание, самовыражение человека, формы объективации человека в культуре, позволяющие ему реализовывать и познавать самого себя. Одним из представителей этого философского течения является Артур Шопенгауэр (1788-1860). Переосмысливает кантовскую "вещь в себе", представив ее как волю - некую недоступную познанию мистическую слепую силу. Воля представляет собой единую мировую волю, тождественную всей Вселенной. Мир - это воля, воля к жизни. Мир существует в сознании объекта как представление, он обусловлен субъектом и без него немыслим. Интеллект человека, порожденный волей к жизни, ограничен целями самосохранения, борьбы за существование, удовлетворением потребностей. Для всех направлений философии жизни характерны антиинтеллектуализм и иррационализм. Философия Шопенгауэра пессимистична. Воля к жизни - злая сатанинская, сила, источник страданий. Мир, которым она правит, не имеет ни смысла, ни ценностей, ни целесообразности. Человек ничего не может в нем изменить. Единственный способ спастись человеку от горестей и мучений и тем самым сократить мировое зло - подавление своей индивидуальной воли, бегство от нее в чистое самосозерцание, в аскетический образ жизни.
Французский философ Анри Бергсон (1859-1941) исследовал такие феномены как длительность, поток сознания, воспоминания о настоящем, творческая эволюция. Центральное понятие философского учения Бергсона - жизненный прорыв.
С точки зрения Бергсона, жизнь -это непрерывное творческое становление. Материя - костное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате мир в изображении Бергсона предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления. Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект по Бергсону - это разумное и рассудочное познание. Однако интеллекту принципиально недоступен жизненный прорыв. Его познание возможно только на основе интуиции. Создателем этической интерпретации "философии жизни" является нем. философ Ф. Ницше. Он развивал концепцию "воли к власти" на основе "воли к жизни". Понятие Воли, как основы всего существующего, Ницше заимствует у Шопенгауэра. Однако, если для Шопенгауэра Воля служит основанием бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственный оттенок. "Жизнь, по его словам, стремится к максимуму чувства власти". "Воля к власти" - основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. Ницше считал, что иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, и поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Смысл этой переоценки состоит в упразднении результатов "восстания рабов в морали" и возрождение "морали господ", в основе которой должны лежать следующие принципы:
1) "ценность жизни" есть единственная безусловная ценность
2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем "воли к власти"
3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.
Всем этим требованиям удовлетворяет по Ницше субъект морали господ - сверхчеловек - центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Его сверхчеловек -это гармонический человек, в котором сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Ницше нередко заявляет, что в действительности сверхчеловека еще не было, его необходимо вырастить. И в этом состоит цель человечества. Обычные люди нашего времени - это исходный материал, необходимый для того, чтобы создать плодородную почву для выращивания сверхчеловека. [1][2]
СМЕРТЬ - одна из основных тем философского размышления, долгое время остававшаяся прерогативой не столько философии, сколько теологии, выступая в контексте проблематики бессмертия души. Тематизацией С. обозначен водораздел между классической, традиционной и неклассической, современной философией. Обсуждение проблемы С. тесно связано с введением в аппарат философствования таких категорий, как «временность» (темпоральность), «конечность», «событийность», «телесность».
Особая роль в обращении к проблематике С. принадлежит Хайдеггеру, который отказывается понимать С. как метафизический или биологический момент перехода из одного состояния в другое, рассматривая С. как определяющий фактор самого человеческого бытия. Тем самым феномен С. выводится из теологического или натуралистического плана и помещается в плоскость онтологии. Субъективность определяется, по Хайдеггеру, не самосознанием, а сознанием смертности, человеческое бытие есть «бытие-к-смерти». Вместе с тем С. есть позитивная, а не негативная характеристика человеческого бытия. С. есть то, что делает человеческое бытие «собственным». С. - всегда «моя» С; через осознание С. как «моей собственной» осуществляется выход за пределы «несобственного», анонимного существования и открывается возможность поворота к бытию, или к смыслу бытия.
В последующей немецкоязычной философии проблема С. разрабатывается в полемике с Хайдеггером. Лёвит, Д. Штернбергер, П. Л. Ландсберг, а также Ясперс критикуют хайдеггеровский подход к С. за попытку осмысления субъективности независимо от со-субъективности, совместности с другими (Mitsein).
У Камю С. выступает не как исходный пункт смыслопорождающей активности человека, а как негация всякого смысла. Отрицает бытийственный статус С. и Сартр, согласно которому, С. не индивидуализирует человека, а, напротив, обезличивает его, не наделяет его «собственностью», а лишает человеческое существование всякой «собственности» и подлинности. Отношение человеческой личности к С, по Сартру, должно характеризоваться не «страхом», «ужасом», а противостоянием, сопротивлением. Сходные мотивы выражены в концепции Адорно, который усматривал в философии Хайдеггера и его сторонников «рациональность С.» и противопоставлял ей «рациональность освобождения».
Тенденцию Франкфуртской школы к переводу проблематики С. из онтологического в социологический и критико-идеологический план закрепляет Маркузе. Тип восприятия С, возобладавший в европ. философии, есть, по Маркузе, идеологический феномен. За этой «идеологией С.» скрываются вполне определенные отношения власти: утверждение образа С. как судьбы и вины есть не что иное, как способ легитимации существующих общественных отношений. «Неестественна» и «ужасна» не С, а тот факт, что люди умирают неестественно и ужасно, совсем иначе, чем хотели бы умереть, и с сознанием того, что они жили не так, как могли бы жить. Видение С. сквозь призму мучительной вины становится инструментом власти, средством поддержания «репрессивной культуры».
Историческая вариативность отношения к С, различные типы восприятия С. скрупулезно проанализированы Ариесом.
У Бодрийара история человеческой цивилизации предстает как история «вытеснения» С, исключения феномена С. из процесса производства социальности. В основе рассуждений Бодрийара лежит мысль Ницше о С. как более значимом событии, чем жизнь. Радикализацией ницшевских и хайдеггеровских интуиций отмечены размышления Бланшо, который избегает противополагания бытия и ничто, жизни и С.
У ряда представителей психоанализа бессознательное стремление к С. («Танатос») рассматривается как одно из глубинных оснований человеческого поведения наряду с бессознательным стремлением к удовольствию («Эрос»).
B.C. Малахов
A.B. Демичев. Дискурсия смерти: введение в философскую танатологию. СПб., 1997; J. Choron. Der Tod im abendländischen Denken. Stuttgart, 1967; V. Jankelevich. La mort. P., 1977; J. Schlemmer (Hrsg.). Was ist der Tod? Deskussionsbeiträge. Müchen, 1970.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1179;