Жизнь как мировоззренчески общезначимая научная проблема.

ЖИЗНЬ - 1) Термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма Ж. мыслится как имманентное свойство праматерии, фактически синонимичное бытию, - в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей "косной" материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перводвигателя как источника "силы", приводящей ее в движение). 2) Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию "жизненного мира" и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); "жизненный порыв" как формотворчество космической силы Ж. (Бергсон); Ж. как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель).

3) Термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Жизнь является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего биологии. Вопрос о сущности жизни и ее определения был и остается предметом дискуссий различных философских и естественно-научных направлений.

Со второй половины 20 в. стали отчетливо проявляться два основных подхода к определению Ж. - субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности Ж. обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого. Вторые рассматривают Ж. с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т.д.). Современное естествознание существенно обогатило представления о природе материального носителя Ж., которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров - белков, нуклеиновых кислот и др. Современной наукой обосновано положение о многообразии форм Ж. и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности. При этом выделяются следующие основные уровни организации живого: организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный. Ориентация исследователей на познание особенностей того или иного уровня организации живого привела к вычленению уровней познания, исследования его. В настоящее время наиболее результативным оказался уровень, связанный с познанием молекулярных основ Ж. Его осуществление привело биологию к эпохальным открытиям в области познания молекулярных основ Ж., их универсальности для всего живого. Возможности этого уровня исследования еще далеко не реализованы, однако тенденции развития современного научного знания подвели его к необходимости перехода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого. Объектом исследования становятся атомный и электронный уровни организации структур живого. Так, представления об атомных и электронных состояниях структур живого, в частности, Дж. Бернал посчитал необходимым включить в определение сущности Ж.: "Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов". Другой тенденцией в познании сущности Ж. является исследование особенностей ее проявления на надорганизменных уровнях организации живого. Эту тенденцию обосновал еще Вернадский. В системе своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения "совокупностей организмов", их комплексов, что позволит открыть "новые свойства жизни", ее "проявления" на биоценотическом и биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования определяется не только познавательными задачами, но и задачами сохранения Ж. на Земле. Отличные от естественно-научных, воззрения на проблему Ж. предлагают религиозные доктрины, а также разнообразные философские концепции, акцентирующие проблематику человека и его предназначения в мире, а также специально осмысливающие феномен смерти. (См. также Философия жизни, Жизненный мир.) П.С. Карако .

Человек часть бытия, и универсальные закономерности последнего пронизывают его индивидуальное бытие. Эволюционное возникновение живого из неживого, смена и взаимообусловленные трансформации разных форм жизни, переход от живого к неживому - подобные процессы безусловно относятся к универсальным природным закономерностям. Жизнь обладает удивительным свойством: индивидуальная жизнь невозможна вне универсального потока жизни, вне того, что В.И.Вернадский называл “живым веществом планеты”.

Статья 3 “Всеобщей декларации прав человека” провозглашает, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Жизнь следует воспринимать как величайший дар матери-природы или Бога-отца, как то, что лежит в основе всего реализованного или возможного для человека.

Философская антропология придает важнейшее значение такому аспекту жизни человека как ее переживание. Алеша Карамазов взывал “полюбить жизнь больше смысла ее”.

В учении А. Швейцера центральным понятием является благоговение перед жизнью. Человек достигает подобного душевного состояния в результате непростого пути самосовершенствования. Иной подход в концепции Э.Уилсона: биофилия предстает уже как влечение - врожденная любовь к жизнь. Он связывает биофилию с взаимным альтруизмом и групповым отбором. Причины того, что биофилия зачастую оттесняется на второй план жесткими правилами и нравами реальной жизни, связаны с дефектами цивилизации и культуры.

Человек рождается, живет и умирает... Это знают все. Однаковажно добавить, что многие люди умирают, так и не успев родиться. Ведь рождение человека не сводится к чисто биологическому процессу появления на свет из материнского чрева. Подлинное рождение человека происходит лишь тогда, когда он начинает постигать высокие смыслы, заложенные в нем самом и окружающем мире; пробуждает в себе способность творить по законам мудрости, добра и красоты; устремляется ко все более высоким вершинам самосовершенствования.

Важнейшие показатели заложены в понятии качество жизни: это и продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), и состояние его физического и психического здоровья, и отклонения окружающей среды от желательных параметров, и уровень образования, и качество пищи и медицинского обслуживания.

Неизбежными спутниками самой жизни являются старение и смерть. И подобно тому, как жизнь существует на биосферном и космическом уровнях, на них существует и смерть. Смерть индивидуальных организмов неизбежна для естественного отбора и прогрессивной эволюции. Поэтому смерть (не связанная с болезнями или несчастными случаями) столь же естественна, как и жизнь.

Понятием смерть, противостоящим понятию жизнь, лучше обозначать прекращение существования индивида (особи) или совместного существования их совокупности. Говоря же о прекращении существования популяции или вида, как правило, называют это вымиранием.

Что касается смерти человека, то принято в ней различать два основных этапа - клиническую смерть и следующую за ней биологическую. Именно последнюю можно считать истинной смертью, при которой необратимо прекращаются физиологические процессы во всех основных органах и тканях. А при «клинической смерти» функционирование совокупной целостности основных жизнеобеспечивающих систем продолжается, и было бы правильней подобное состояние называть «клинической жизнью».

Невозможно постичь суть и смысл жизни, не постигнув суть и смысл смерти. Обостренное переживание жизни порождено предчувствием и знанием своей смертности. Духовно зрелому человеку дано знать о своей временнóй конечности, осознанно или бессознательно соизмеряя с ней всё своё смыслозадающее поведение.

Вот почему можно согласиться с утверждением, что “в диалектическом развитии философской антропологии положение о смерти есть первое” (Landsberg P.L., S.707).

Своеобразное отношение к смерти было у Фейербаха. Так как человек природное существо, он ничего не может поделать с этим неизбежным естественным процессом. Поэтому естественная смерть не есть зло. Более того, “смерть есть самый решительный коммунист: миллионера она приравнивает к нищему, императора к пролетарию”[1]. Бессмертие возможно не для человека, но лишь для рода. Эгоизм же человека, жаждущего неограниченного существования, может быть заменен альтруизмом нравственного бессмертия.

Совершенно иной подход характерен для философско-идеалистических и религиозных учений. Уже в учении Платона важную роль играет идея бессмертной души. В христианстве к ней добавляется идея полного восстановления (воскрешения) триединства духа, души и тела. Традиционная христианская позиция (включая Вл. Соловьева) признает в смерти последствие греха. Однако Н. Федоров и его последователи отказались от идеи личного спасения, противопоставив ей “дело” всеобщего спасения. Они считали смерть результатом определенного “незнания”, мешающего выполнить главную задачу, стоящую перед людьми, - участие в реализации божьего замысла, который включает воскрешение умерших (“патрофикацию”) и достижение всеобщего бессмертия.

Общественное сознание, кардинально противопоставляя жизнь и смерть, в то же время обычно связывает их между собой. Как отмечает А.А.Брудный, пралогическое мышление, противопоставляя их, в то же время отождествляет смерть и сон; подобно сну, который сменяется пробуждением, смерть сменяется воскрешением. Такое сочетание, имеющее архетипическую основу, можно обнаружить в различных религиозных культурах. Хотя человек не имеет собственного опыта рождения и смерти, последние запечатлены в коллективном бессознательном. Врожденный страх смерти начинает проявляться уже у ребенка. Этот страх сопровождает ряд болезней (напр., стенокардию) и даже служит их симптомом. По З.Фрейду, сексуальный инстинкт и влечение к смерти являются фундаметальными бессознательными психическими силами. В классическом психоанализе Танатос генетически связан с естественным отбором, а Эрос - с половым отбором как важнейшими факторами человеческой эволюции.









Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 934;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.