Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, арест и ограничение свободы.

 

Данный вид наказания заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве основного наказания на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет. В Особенной части УК 1996 г. это наказание указано в 6% всех санкций как основное и в 16,5% санкций - как дополнительное наказание. Однако в обоих качествах оно может быть назначено и при отсутствии упоминания о нем в санкции: как основное - при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление (ст. 64 УК), как дополнительное - на основании ч. 3 ст. 47 УК, в которой установлено, что такое назначение возможно, "если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью". Эта формулировка несколько расширяет круг случаев, когда рассматриваемое наказание может быть применено в качестве дополнительного при отсутствии упоминания об этом в санкции, по сравнению с УК 1960 г., в ст. 29 которого такая возможность была обусловлена характером совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью. Исключение из текста закона этих слов означает, что суд может применить данное наказание в качестве дополнительного в случае совершения любого преступления, а не только по должности или при занятии определенной деятельностью (например, преподаватель занимается развратными действиями в отношении учащихся не своей школы, а по месту жительства).

Данное наказание, как указано в ч. 1 ст. 47 УК, состоит в запрещении осужденному:

а) занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления либо

б) заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

По сравнению с УК 1960 г. круг должностей, на которые может распространяться запрет, здесь ограничен двумя государственно-правовыми сферами. Что касается запрета заниматься определенной деятельностью, в новом УК он конкретизирован указанием не только на профессиональную, но и на иную деятельность. В период действия УК 1960 г. применение данного запрета практически соответствовало этой формулировке, однако такая практика сформировалась на основе толкования закона Верховным Судом. Пленум Верховного Суда РФ также полагает, что не имеет значения тот факт, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица.

Применяя это наказание, суд может запретить осужденному занимать не только одну конкретную должность, но и группу должностей, объединенных по какому-то признаку, - например, лишить его права занимать в указанных органах должности, связанные с распоряжением финансами или с распределением материальных ресурсов, и т.п. При этом группа должностей должна быть четко обозначена; нельзя записать в приговоре о лишении права занимать должности в какой-то сфере управления. То же самое относится и к запрету заниматься какой-то деятельностью: род этой деятельности должен быть четко и ясно обозначен в приговоре. Эти требования вытекают из самого наименования вида наказания - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Точное их соблюдение позволит эффективно использовать предупредительные возможности данного наказания.

Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено с основным наказанием любого вида, кроме, разумеется, смертной казни. Не во всех случаях целесообразно его назначение с основным наказанием в виде исправительных работ, равно как и применение вообще. На это обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ, рекомендовавший судам при назначении дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами "при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обсуждать вопрос о целесообразности его применения в отношении лица, для которого управление транспортным средством является профессией" (п. 25 Постановления N 40 "О практике назначения судами уголовного наказания").

Практически лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сравнительно редко упоминается законодателем в качестве основного, но зато гораздо чаще - в качестве дополнительного наказания.

Срок этого наказания как дополнительного исчисляется в зависимости от того, с каким основным наказанием оно сочетается. Если оно назначается в дополнение к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок начинает течь с момента вступления приговора в законную силу. Если оно назначается в дополнение к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, его срок исчисляется с момента отбытия основного наказания или освобождения от отбывания его, хотя содержащийся в нем запрет распространяется и на все время отбывания основного наказания.

К сожалению, в ч. 4 ст. 47 УК, где содержатся эти предписания, ничего не говорится об исчислении срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве дополнительного наказания к основному наказанию в виде штрафа или ограничения по военной службе. Как представляется, это умолчание нельзя считать предписанием о неприменении этого дополнительного наказания в названных двух случаях - скорее, здесь опять же издержки законодательной техники. Думается, что исчисление срока рассматриваемого дополнительного наказания в указанных двух случаях должно начинаться с момента вступления приговора в законную силу. Кстати, именно такой порядок определен в ст. 36 УИК относительно сочетания "лишения права" со штрафом.

 

Ограничение свободы как вид наказания (ст. 53 УК) заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества (исправительных центрах) в условиях осуществления за ним надзора.

Термин "ограничение свободы" в уголовно-правовой литературе ранее был предложен для характеристики правоограничений лица, приговоренного к лишению свободы условно с обязательным привлечением к труду (что существовало в уголовном законодательстве в 1970 - 1993 гг.) или условно освобожденного из мест лишения свободы с таким же привлечением (применялось в период 1964 - 1993 гг.). Обязательное привлечение к труду осуществлялось тогда органами внутренних дел, в структуре которых для этого были созданы специальные комендатуры. Не исключено, что ограничение свободы, введенное УК 1996 г., содержание которого, как можно судить по формулировке ст. 53 УК и содержанию ст. 47 - 60 УИК, аналогично правовому статусу привлеченного к труду с применением указанных институтов УК 1960 г., будет и исполняться аналогичным образом.

Ограничение свободы применяется только как основное наказание.

Применение этого наказания ограничено по кругу лиц. Во-первых, оно может быть назначено только лицу, достигшему восемнадцати лет к моменту постановления приговора. Во-вторых, лицо, совершившее умышленное преступление, может быть подвергнуто этому наказанию только в том случае, если оно не имело в прошлом судимости; для лиц, совершивших преступление по неосторожности, это требование не предусмотрено. В-третьих, ограничение свободы не назначается инвалидам первой и второй групп, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, женщинам, достигшим возраста пятидесяти пяти лет, а мужчинам - шестидесяти лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Срок ограничения свободы дифференцируется в зависимости от формы вины в совершенном преступлении. Лицам, осуждаемым за совершение умышленных преступлений (не имеющим ранее судимости), он установлен законом в пределах от одного года до трех лет, за преступления, совершенные по неосторожности, - от одного года до пяти лет (ч. 2 ст. 53 УК). При замене ограничением свободы обязательных работ или исправительных работ оно может быть назначено и на срок менее года (ч. 3 ст. 53 УК).

Закон предусматривает меры воздействия на осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания в виде ограничения свободы. В этом случае оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, установленный приговором суда. При этом время, когда ограничение свободы фактически отбывалось, засчитывается в срок лишения свободы из расчета: один день лишения свободы за один день ограничения свободы. Понятие злостного уклонения содержится в ч. 3 ст. 58 УИК, согласно которой им является:

а) самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра;

б) невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания;

в) оставление места работы или места жительства на срок свыше 24 часов.

Давая общую оценку этому новому виду наказания, нельзя не отметить, что послужившие его прообразом условное осуждение с обязательным привлечением осужденного к труду и условное освобождение с таким же правовым последствием представляли собой вполне эффективные средства уголовно-правового воздействия на людей, совершающих преступления; они служили альтернативой наказанию в виде лишения свободы за преступления среднего уровня общественной опасности. Исключены они были из УК не из-за утраты ими социальной значимости, а ввиду возникновения в стране проблем, связанных с современной социально-экономической ситуацией с трудоустройством значительной массы осужденных. В УК 1996 г. при характеристике наказания в виде ограничения свободы не упоминается о привлечении осужденного к труду, однако это не означает исключения такого привлечения. Статья 53 УИК устанавливает, что осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду в организациях различных форм собственности. Осужденным, не имеющим необходимой специальности, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка.

 

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции и устанавливается на срок от одного до шести месяцев (ст. 54 УК).

Понятие "условия строгой изоляции" в уголовном законе не раскрывается. Однако о том, что оно собой представляет, можно судить по содержанию положений об исполнении этого наказания, включенных в УИК (ст. 69), где сказано, что режим содержания приговоренных к аресту соответствует общему режиму лишения свободы в тюрьме, т.е. из шести вариантов режима отбывания наказания в виде лишения свободы здесь избран второй из числа наиболее жестких; осужденным в период отбывания ареста разрешается приобретение продуктов и предметов первой необходимости на сумму, не превышающую 20% минимального размера оплаты труда; не предоставляются свидания с родственниками и другими людьми, за исключением адвоката; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей (за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону). Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение лиц, подвергнутых аресту, не осуществляется; передвижение без конвоя не разрешается. Осужденные пользуются правом ежедневной кратковременной прогулки, и при исключительных личных обстоятельствах им может быть разрешен телефонный разговор с близкими.

Как видим, приговоренных к аресту предполагается содержать в крайне тяжелых условиях (пройти своего рода "шокотерапию"). В связи с этим возникает вопрос о соответствии этого наказания мировым представлениям о правах человека. Нельзя не обратить внимания на то, что это наказание может назначаться за совершение преступлений небольшой или (реже) средней тяжести, а при совершении тяжких или особо тяжких преступлений его назначение практически возможно только в порядке применения ст. 64 УК, т.е. с выходом за пределы санкции в сторону смягчения наказания при наличии исключительных обстоятельств дела. Оказывается, что при невысокой степени общественной опасности преступления или при наличии исключительных обстоятельств, значительно снижающих общественную опасность личности виновного, к нему применяются правоограничения, которые по жесткости превышают правоограничения для лиц, совершающих тяжкие преступления (интенсивность воздействия не соответствует содеянному). Возникает сомнение в справедливости такого решения. Во всяком случае, эти соображения должны приниматься во внимание при практическом использовании рассматриваемого наказания.

В Федеральном законе "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации", принятом Государственной Думой 24 мая 1996 г., установлено, что положения УК о наказании в виде ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса по мере создания необходимых условий для его исполнения. В изъятие из общего порядка определения срока ареста (в пределах от одного до шести месяцев) в случаях замены арестом обязательных или исправительных работ он может быть назначен и на срок менее одного месяца.

Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту постановления приговора возраста шестнадцати лет, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В.П. Филатов, М.В. Попович и В.Н. Садовский, А.Л. Никифоров, Э. Гидденс | Выбор сечений проводов и кабелей по допустимой потере напряжения в местной электрической сети.




Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1289;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.