Происхождение сознания
Происхождение сознания до сих пор для науки является нераскрытой проблемой, поэтому на сегодняшний день существует несколько основных концепций, которые предлагают решение этой проблемы.
1. Теологическая концепция утверждает, что сознание – это результат действия сверхъестественных сил, надмировое начало – творец природы и человека. и поэтому оно не подлежит объяснению и является предметом веры. Один из примеров – «философия всеединства» В. Соловьёва.
2. Космологическая концепция (Тейяр де Шарден) обосновывает идею о том, что духовные частицы, которые лежат в основе сознания, существуют в космическом пространстве. Эволюция мироздания – это постепенное усложнение духовных компонентов. Согласно этой концепции материальные объекты имеют внешнюю и внутреннюю стороны. Если внешняя сторона это её вещественная оболочка, то внутренняя – это проявление её духа (сознания). В неживой материи внутренняя сторона вещей существует как потенциальная предпосылка сознания. С усложнением материального мира усложняется и эта сторона явлений, приводя к формированию сознания. Причём, чем более развита внутренняя сторона явления, тем более совершенна её материальная оболочка. Поэтому духовное совершенство мира (развитие сознания) и его материальная эволюция (появление более сложных материальных объектов) в процессе развития мироздания взаимосвязаны.
Другим примером космологического понимания природы сознания как надчеловеческого образования является подход русского поэта и философа Д.Л. Андреева, одного из представителей современной монадологии. По его мнению, едиными духовными единицами мира являются неземные и бессмертные монады, сотворенные богом. Они – тончайшая энергия Вселенной.
Создатель «теории межзвёздной нейрогенетики» Т. Лири утверждает, что сознание «вписано» в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании, ибо исходя из теории относительности и квантовой теории вытекает связь Вселенной и сознания человека с «трансцендентной реальностью». У Ч. Тарта сознание человека – это взаимодействие «системы мозга» и «трансперсонального ума». В «релятивистской квантовой психологии» волны человеческого сознания – это элементы всей Вселенной, подобно энергии.
В теории М. Талбота Вселенная – это гигантский разум, а мышление – это результат взаимодействия полей, которые организуют материю. В гипотезе «галактического разума» американского исследователя О. Рейзера галактический разум подобен разуму человека. Галактика находится в резонансе с мозгом, порождает психосферу, которая через магнитогидродинамические волны строит структуру человеческого мышления.
Знаменитый физик Макс Планк считал, что разум человека не одинок. Правит природой Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человека.
3. Концепция физикализма, утверждающая, что сознания как такового нет, отождествляя сознание с физическими процессами. Это направление стремится перевести все виды знания на язык физики, а сознание есть нейрофизические, биологические и, «в конечном счёте, физические процессы». Его доказательства опираются на успехах в моделировании «искусственного интеллекта», в воздействии фармакологических средств на психику. Физикализм приходит к выводу, что сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики. Различия в позициях отдельных школ невелики. Например, «теория тождества» (Д. Армстронг, Дж.Дж.Смарт и др.) духовные состояния отождествляют с телесными, психические с мозговыми процессами, полагая, что всякий материализм должен отвергать факт существования сознания, иначе он не материалист. А «теория элиминации» (Ф. Фейерабенд и др.) подчёркивает неизбежность исключения терминов духовного из научного мышления вместе с прогрессом науки, ибо сознание – нечто мистическое, туманное, неясное
4. Социобиологическая концепция, доказывающая, что сознание – это свойство живых организмов, выраженная в биологических реакциях самосохранения, свойственных человеку и животным. В поведении животных они обнаруживают общественный образ жизни (термиты, муравьи, пчёлы, осы и др.), самопожертвование ради других, лидерство, конфликтность, внушаемость, заражаемость и др. Социобиологи показали, что в психике животных присутствует воображение, большой объём памяти и её активное использование, способность к элементарному счёту, воля, самоконтроль, сокрытие эмоций, планирование, обобщение. Животное способно «говорить» жестами, осваивая 130-225 знаков.
5. Концепция естественного происхождения сознания. Сознание не существовало вечно – оно результат длительной эволюции. Естествознание доказало, что жизнь возникает на определенном этапе развития Земли, и постепенно усложняясь приводит к формированию сознания. Возникновение сознания – это результат развития такого свойства материального мира, как отражение.
Отражение в разных формах проявляется на разных структурных уровнях организации материального мира. Различают пассивное отражение на уровне неживой материи: а) механическое (след на песке), б) физическое (звуковое отражение), в) химическое (химическая реакция) и активное отражение на уровне живой природы, (которая проявляется в том, что живые существа от простейших до человека – приспосабливаются к воздействующим на них объектам): а) раздражимость – способность всех живых тел отвечать на внешнее воздействие путём внутреннего возбуждения и давать ответ на это воздействие, б) ощущение (чувствительность), связанная с развитием нервной системы, которая является материальной предпосылкой психического отражения осуществляемого на основе условных и безусловных рефлексов (Р. Декарт, И.П. Павлов).
Таким образом, переход от психики животных к сознанию произошел под влиянием биологических и социальных факторов. Биологической основой возникновения сознания является развитие высшей нервной деятельности и эволюция мозга, которые, в свою очередь, явились результатом не только биологического приспособления человека как живого организма к окружающей среде, но и результатом действия социальных факторов: а) трудовой деятельности, б) возникновение языка, в) социальное общение на основе общепринятых правил поведения, г) появление символической деятельности.
6. Символическая концепция, согласно которой генезис сознания связан с символической деятельности. Символы не имеют никакого биологического значения для выживания человека, но они свидетельствуют о возникновении особого, чисто человеческого отношения к миру – символического отношения, при котором реальные объекты или действия замещаются символическими. Посредством создания символического мира происходит своеобразное удвоение естественного мира, перемещение его в сферу сознания, то есть превращение в идеальный, искусственно созданный знаково-символический мир.
5) Энергетическая концепция, которая доказывает, что сознание имеет материально-энергетическую природу.
Во-первых, было доказано существование «нервного тока», «психической энергии».
Во-вторых, определены основные источники энергии мозга (внешние, наполняющие собой всю Вселенную и содержащиеся в каждом большом и малом предмете Вселенной, в том числе в живом организме и внутренние, возникающие в результате разнозаряженных нейронов; мозг представляет собой живую «электростанцию», самостоятельно вырабатывающую электрический или нейронный ток).
В-третьих, нейронный ток головного мозга служит главным источником сознания (взаимодействие разнозаряженных нейронов). В философии такое сознание принято называть эмпирическим (или обыденным).
В-четвертых, бесконечное разнообразие нейронных ассоциаций порождает с помощью внутреннего мозгового электричества бесконечные цепи эквивалентов образов, связей, обобщений, которые органами чувств не воспринимаются и не находят объяснения в эмпирическом (обыденном) сознании. Логическое сознание порождает символы, знаки, формулы, универсальные категории, законы и прочие модели, из которых создаются новые конструкции, которые не встречаются в природе, т.е. создается «вторая природа». Физиологический механизм теоретического сознания проходит следующие этапы: а) вначале возникает энергетический след в памяти обыденного (эмпирического) сознания; б) процесс извлечения «воспоминаний» из памяти; в) образуется теоретическое сознание за счет эквивалентов образов, впечатлений, представлений, которое преобразуются в новые мыслимые, желаемые образы и представления, которых в природе не дано. Источником логического сознания является внутренняя энергия, вырабатываемая «электростанцией» мозга и постоянно обогащающая его внешней энергией и внутренней, получаемой через посредство поступления в мозг переработанного питания.
В-пятых, открыты внешние и внутренние источники мозговой энергии. Прежде всего, – это внешняя, космическая энергия, состоящая из мельчайших энергочастиц, и несущиеся со скоростью света, недоступные даже для вооруженных органов чувств и постоянно меняющих свою материальную сущность, превращаясь из одного вещества в другое, срок жизни которых составляет миллионные доли секунды.
В-шестых, установлено, что центром мыслительной деятельности является головной мозг.
В-седьмых, в выработке сознания участвует генная система человека, хранящая тысячелетия энграммы памяти давно умерших предков, но передающая новым поколениям свои черты, привычки, манеру говорить, даже способы мышления и письменный почерк.
В-восьмых, доказано, что умственная, сознательная деятельность мозга наиболее явственно проявляет себя в периоды «торможения» движения энергии. Физической причиной «торможения», как установлено, является резкое повышение в этот момент напряжения электрического тока мозга. Вторая сигнальная система, выражающаяся в речи человека, служит стимулом и ориентиром человека в окружающей действительности, развивает его логическое сознание, двигает дальше познание материальной сущности сознания.
В-девятых, определено, что эволюция человеческого мозга продолжается нарастающими темпами. Если весь организм (его структура) остается на протяжении веков без изменений, то мозг развивается, обгоняя эволюцию природы, переделывая ее в соответствии со своими потребностями.
Наконец, в-десятых, доказан социальная зависимость сознания социальной зависимости сознания. Человеческое сознание возникает и развивается под сильнейшим влиянием различных человеческих сообществ (народов, наций, трудовых коллективов, семьи, школы, церкви и др.). Особое значение имеет воздействие трудовой, общественной деятельности на развитие сознания: общественно полезный труд вырабатывает в человеке высокие нравственные качества, превращает труд в творческую потребность, поднимает его авторитет и самосознание. Национальное самосознание является внутренне противоречивым: оно несет в себе не только прогрессивные, но нередко и негативные традиции. Доказана определяющая роль общения в формировании и развитии сознания: активность, качество общения – один из важнейших факторов общественного воспитания людей всех возрастов.
Таким образом, обоснована материальная материальную (энергетическая) природа сознания и постепенно начинает формироваться представление, что дух, сознание так же материальны, как любое вещество в природе.Но их материальность особая, неощущаемая. Понятия «материальное» и «идеальное» как две практически несовместимые противоположности со временем уйдут в прошлое. Вместо них, возможно, возникнут понятия «материальное ощущаемое» и «материальное неощущаемое».
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 558;