Категории диалектики

 

Основные законы диалектики были сформулированы Гегелем, который к тому же разра­ботал самую полную систему категорий диалектики. Любая наука представляет собой сис­тему понятий. Понятия частных наук отражают специфику тех объектов, которые они изу­чают, поэтому понятия одних наук, как правило, не применимы в других науках. Философ­ские понятия, отражающие всеобщие стороны действительности, используются во всех науках. Философские категории – это понятия, которые отражают всеобщие явле­ния, свойства и отношения действительности и являются не основными законами диалектики и дополняют три её основные закона.

Первая попытка классификации категорий была осуществлена Аристотелем. Аристотель рассматривает категории как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Но аристотелевская классификация, включавшая десять категорий, основывалась на фор­мально-логических принципах, была не полной и застывшей. Большой вклад в развитие учения о категориях внес Гегель. Но он представил категории как самостоятельные сущно­сти, порождающие друг друга и определяющие все свойства окружающего мира. Сам про­цесс развития бытия у Гегеля есть не что иное, как саморазвитие абсолютной идеи, про­цесс саморазвития философских понятий. Гегель, как и весь объективный идеализм в це­лом, рассматривает категории как объективно существующие реальности, независимые ни от природы, ни от человеческого сознания.

Представители субъективного идеализма, напротив, подчеркивают субъективность фи­лософских понятий, их зависимость от субъекта. В этом они правы. Но субъективные идеа­листы абсолютизируют эту субъективность, поскольку отрицают объективное содержание философских категорий.

Философия диалектического материализма признает объективность содержания фило­софских понятий, их независимость от субъекта, но в тоже время указывает на их субъек­тивность. Содержание философских категорий объективно, но сами понятия возникают и существуют только в, сознании субъекта. Категории философии являются итогом позна­ния, обобщением опыта развития научного знания и практики всей предшествующей исто­рии человечества. Концентрируя громадный опыт исторического развития познания, они имеют большую методологическую ценность. В отличие от понятий частных наук, философские категории пронизывают собой всю ткань научного познания, все области знания, представляют собой «ступеньки» проникновения мышления в сущность вещей. Усвоение категорий в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования у него способности теоретического мышления. Через законы и категории философии индивиду передается аккумулированный в них тысячелетний опыт развития человеческого мышления.

Единичное, особенное, общее. Мир, будучи единым, существует как бесконечное коли­чественное и качественное многообразие предметов и явлений, обладающих своими инди­видуальными и неповторимыми признаками. Эти отличительные свойства предметов ха­рактеризуются категорией единичного. Единичное – это философская категория для обозначения отличительных свойств и сторон предмета.

Однако бесконечное многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается а общности вещей, их структур, свойств и отношений. Единство и тождест­венность свойств всего бесконечного многообразия предметов и явлений мира выражается категорией общего. Общее – это философская категория для обозначения сходных, то­ждественных сторон и свойств предметов.

Проблема соотношения единичного и общего возникла вместе с появлением самой фи­лософии и обсуждалась на протяжении всей истории философии. Пытаясь решить её, Ари­стотель рассуждал: существуют отдельные плоды – яблоко, груша, слива, познавая которые мы образуем понятие «плод». Но «плод вообще» реально не существует, как же тогда воз­можно существование яблок, груш и слив, которые все-таки являются плодами? Категории единичного и общего оказались у него оторванными друг от друга.

Противопоставление категорий единичного и общего вылилось в середине века в дол­гую борьбу двух философских направлений – номинализма и реализма. Номиналисты ут­верждали, что общее не имеет никакого реального существования что оно есть лишь имена, слова, реально же существуют только отдельные вещи. Реалисты, напротив, по­лагали, что общие понятия существуют реально, как некие духовные сущности вещей, они предшествуют отдельным предметам и могут существовать независимо от них.

Согласно философии диалектического материализма общее существует в самих вещах, в их свойствах и отношениях объективно, независимо от сознания. Это общее более или менее точно выражается в понятиях, которые отражают реально существующее общее в предметах природы. Отношение единичного и общего необходимо рассматривать как от­ношение противоречия. И тогда окажется, что противоположности тождественны: единич­ное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном — в виде сторон, моментов отдельного. Некоторые современные фило­софы отождествляют единичное с отдельным, а общее – с объединением родственных ве­щей (Например, дерево – единичное, а лес – общее). Но отдельное богаче единичного, оно представляет собой единство единичного и общего. Это положение вытекает из того, что всё в каком-то отношении и тождественно и различно.

Взаимосвязь единичного и общего выражается с помощью категории особенного. В том, что каждый объект есть единство единичного и общего, он выступает как особенное, т.е. особенное является связующим звеном между единичным и общим.

Причина и следствие. Фундаментальная роль в научном познании принадлежит прин­ципу детерминизма, согласно которому реальные природные, общественные и психологи­ческие явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничто­жаются закономерно, в результате действия определенных причин. Детерминизм – это учение о всеобщей причинной обусловленности явлений и процессов объективного мера. Впервые определение причинности как закона, как всеобщего принципа дал Демокрит. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистиче­ского понимания и научного познания мира. Причинность – это такая необходимая связь между явлениями при которой одно явление (причина) вызывает, порождает другое яв­ление (следствие). Причинно-следственная связь есть закон и, как всякий закон, есть связь существенная и необходимая. Причина необходимо порождает следствие, но характер это­го следствия может быть различным в зависимости от условий, в которых протекает про­цесс причинения. Условие – это явления, необходимые для наступления данного собы­тия, но сами по себе его не вызывающее. Являясь внешним фактором, условия не входят в содержание причинности, не затрагивают ее сущности, но оказывают влияние на сам ха­рактер протекания процесса «причинения».

Причинная связь явлений носит объективный, универсальный, всеобщий характер. В мире нет и не может быть беспричинных явлений. В этом и состоит всеобщность причин­ности. Учение, отрицающее объективную причинную связь явлений, называется индетер­минизмом. Детерминизм противостоит не только индетерминизму, но и телеологии, пред­ставители которой полагают, что совершенство природы определяется изначальным целе­вым устремлением природы, которая в глубинах своего существа содержит некую сози­дательно действующую причину. Но наличие цели в природе предполагает того, кто ее ставит телеология ведет, таким образом, к теологии, где разумность мира объясняется из­началь-ным замыслом творца.

Представители субъективного идеализма отрицают объективный характер причинно-следственной связи. Согласно Д. Юму, причинная связь не принадлежит самим вещам, а относится лишь к нашим представлениям. Он полагал, что причинность – это психологиче­ская привычка воспринимать одно вслед за другим. Причинная связь здесь отождествляется с регулярным следованием событий во времени. И. Кант считал причинность априорной, те доопытной формой рассудка, данной независимо от объективного мира, которая вносит «порядок в хаос впечатлений познающего субъекта».

Философия диалектического материализма не только признает объективный, необходи­мый и всеобщий характер причинности, но и отвергает характерное для метафизики проти­вопоставление причины следствию. Причина и следствие не метафизические противопо­ложности, одна из которых во времени существует раньше другой, а противоположности взаимодействующие. Диалектика причины и следствия выражается, во-первых, в том, что любое явление, любое звено в генетической причинной цепи в разных отношениях может выступать и как причина и как следствие. Во-вторых, причина, порождая следствие изме­няется, исчезает в нем. В этом проявляется обратное влияние следствия на порождающую его причину.

В современной науке роль принципа причинности возросла, поскольку он положен в ос­нову многих научных теорий и играет большую эвристическую роль в исследовании при­роды и общества. В связи с исследованием микромира активное обсуждение в научной и философской литературе получил вопрос о временном отношении причины и следствия. Анализ этой проблемы в истории философии показал, что там сформировались два проти­воположных подхода к ей решению: динамическая и статическая концепции. Динамиче­ская концепция причинности утверждает, что причина существует всегда раньше след­ствия во времени. Однако эта концепция не может ответить на вопрос: как причина порож­дает следствие, если она существует до него, а когда есть следствие – нет причины. Дейст­вительно, причина, которая не действует, не является причиной, поскольку она ничего не порождает. Поэтому ряд философов утверждает, что причина и следствие существуют од­новременно. Однако и статическая концепция причинности, обосновывающая одновре­менность причин и следствий, также весьма уязвима. Ведь если причина и следствие одно­временны, то, очевидно, уже в данный момент времени должны существовать все возмож­ные следствия причины. Вся причинно-следственная цепь сжимается в одно мгновение и развитие становится невозможным.

Сама альтернативность и равная убедительность указанных систем аргументации дает основание думать, что как положение об одновременности причины и следствия, так и по­ложение об их разновременности должны быть слиты в некоем диалектическом синтезе, предполагающем признание одновременности и разновременности, единства тождества и различия в объективных причинно-следственных связях.

Необходимость и случайность. Исследование причинно-следст-венной связи приводит к выводу о том, что причина с необходимостью порождает следствие. Поэтому не случайно в истории философии необходимость сначала осознаётся только как свойство самой при­чинной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания необходимыми начинают считаться всякие связи, неизбежно наступающие при определённых условиях. Вместе со становлением категории необходимости возникает и соотносительная с нею категория слу­чайности.

Необходимость характеризует процесс развития со стороны его внутренней детермини­рованности, она имеет основание в себе самой и реализуется вне зависимости от каких бы то ни было условий. Имея ввиду эту особенность необходимости, Аристотель характеризу­ет её «в смысле того, что иначе быть не может».

Необходимость – это те связи и свойства вещи, которые имеют причины существо­вания в ней самой, которые обусловлены её внутренней природой. Необходимо взаи­мопревращение неорганической материи, развитие живых организмов, смена общественно-экономических формаций. Всё это необходимо, потому что происходит неизбежно в силу того, что обусловлено внутренней природой рассматриваемых явлений, их внутренней за­кономерностью.

Случайность, в противоположность необходимости, имеет внешний по отношению к данному явлению характер. Специфика случайности состоит в том, что она характеризует процесс развития со стороны условий его протекания. В этом смысле случайность, как го­ворит Гегель, есть «нечто такое, что имеет основание своего бытия не в самом себе, а в другом», поэтому она выступает как «нечто такое, что может быть, а может и не быть, что может быть таким, а может быть и другим». Случайность – это те связи и свойства вещи, которые имеют основание своего существования в другом, т.е. обусловлены внешни­ми обстоятельствами. Если, например, вирус для гриппа будет необходимым условием, то простуда – случайным, т.к. она может быть, а может и не быть.

Указанные определения, фиксируя существенные моменты необходимости и случайно­сти, ещё не вскрывают механизм их отношений как моментов всеобщей противоречиво­сти материи. Односторонность этих определений заключается в том, что, исходя из них, можно сделать вывод, что одни свойства и связи - необходимы, другие же – случайны. Та­кое понимание соотношения необходимости и случайности было характерно для метафи­зического материализма, отрицавшего случайность и абсолютизировавшего необходи­мость. Демокрит, Спиноза, Гольбах отожествляли необходимость с причинностью. Они рассуждали так: всякое явление имеет свою причину. Причина со следствием связана необ­ходимо. А раз так, то случайных явлений нет, все они с неизбежностью порождаются своими причинами, т.е. носят необходимый характер. Но сказать, что всё абсолютно необ­ходимо, равносильно обратному утверждению: в мире господствует случайность. С пози­ций диалектического мышления, любое событие, а необходимо и случайно. Будучи сторонами противоречия, необходимость и случайность не существует в чистом виде, их природа раскрывается друг через друга. Необходимость служит основой случайности, она всегда проявляется только через случайность, которая и является способом её бытия. Случайность же есть форма проявления необходимости. Любое явление, таким образом, и необходимо и случайно, но тогда мы рассматриваем его в определённом отношении, то формула «и-и» сменяется формулой «или-или», ибо в данном отношении мы должны с полной определённостью сказать, появилось ли это событие необходимым или случайным образом.

Учёт диалектики необходимости и случайности имеет важное значение для научного познания и практической деятельности. Хотя задачей науки является открытие необходимых связей, открытие законов немыслимо без анализа случайных явления, в которых они проявляются. Необходимость всегда обнаруживается как тенденция, пробивающаяся через массу случайностей.

Возможность и действительность. В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир. В более узком смысле слова под действи­тельностью понимается актуальное бытие, которое сопоставляется с категорией возможно­сти, выражающей потенциальное бытие.

Действительность – это определённость материи, характеризующая её со стороны наличности, актуальности бытия.

Возможность – это определённость матерая, характеризующая её со стороны потенций существования я развитая.

Возможность и действительность, таким образом, не сама материя, не само сущее, а способ бытия сущего. В качестве противоположностей возможность и действительность существуют как иное друг друга, они выступают в качестве одного из моментов противо­речивости материи как способа ей бытия.

В обыденном представлении действительность выступает как нечто более фундамен­тальное, обладающее большой реальностью и более богатым содержанием, чем возмож­ность. Но в таком случае оказывается, что действительность не нуждается в своем сущест­вовании в возможности; из иного действительности, из ее противоположности возмож­ность трансформируется в момент действительности. Но тогда оказывается совершенно необъяснимым факт перехода возможности в действительность, невозможно объяснить и развитие материи, так как действительность, лишенная возможности, застывает на месте.

На самом деле материя есть в равной мере и возможность и действительность, точ­нее - есть тождество возможности и действительности. Ее действительность есть ев воз­можность, а ей возможность есть ее действительность. Взятые вне соотношения одна с дру­гой, они бессодержательны и пусты. И только в этом соотношении они образуют реальное содержание и реальный смысл. Конкретно это находит свое выражение в том, что дейст­вительность всегда выступает как реализованная возможность, а возможность ~ как потенциальная действительность.

Поскольку развитие осуществляется через столкновение противоположных тенденций, на каждом конкретном этапе развития существует целый спектр возможностей, из которых не все превращается в действительность. Реализуются только те возможности, для осуще­ствления которых складываются необходимые и достаточные внутренние и внешние усло­вия, а последние всегда включают в себя элемент случайности. Поэтому развитие не имеет однозначного определённого, фатального характера. Будущее в силу многообразия воз­можностей и условий их реализации всегда имеет вероятностный характер.

Действительностью может стать только то, что заложено в предмете как возможность. Поэтому развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и превращение их в действительность. Величина возможности может существенно изме­няться в пределах от невозможности до действительности. Развитие возможностей в этом плане может получить качественную и количественную характеристику. Качественно воз­можности делятся на реальные и формальные. Возможность будет реальной, если она выражает закономерную тенденцию развития в действительности существуют не­обходимые условия её реализации.

Формальная (абстрактная) возможность выражает несущественную тенденцию развитая в действительности отсутствуют необходимые условия её реализации. Формальная возможность не про­тиворечит объективным законам и в этом она коренным образом отличается от невозмож­ности. Невозможность – это то, что противоречит законам природы и общества, что несовместимо с ними.

Различие между реальной и формальной возможностью относительно. Реальная воз­можность может быть упущенной и объективно нереализованной в силу каких-то обстоя­тельств. Вместе с тем формальная возможность может превратиться в реальную. Реальная возможность ближе к действительности, формальная – ближе к невозможности. Но гораздо более точной будет количественная характеристика возможности.

Переход возможности в действительность есть процесс разрешения противоречия меж­ду действительностью и возможностью, как способом бытия данной материальной систе­мы. Но тем самым он есть процесс перехода к новой материальной системе, характери­зующейся своим способом бытия, своей системой противоречий, а следовательно, и новым противоречием её как возможности и действительности.

Содержание и форма. Под содержанием в философии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты-элементы, но и отношения, связи, процессы, все части системы. Содержание – это совокупность всех элементов, сторон, процессов, составляющих данный предмет (содержанием живого организма является не просто совокупность его органов, а весь реальный процесс его жизнедеятельности, проте­кающий в определённой форме). Форма – это организация, структура, способ существо­вания того или иного содержания.

Содержание и форма выражают разные, но неразрывно связанные стороны одного и то­го же предмета. Всякому содержанию присуща определённая, вызванная данным содержанием форма, всякая форма содержательна Содержание и форма выступают в единстве. но в этом единстве они неравноправны. Содержание играет определяющую роль по от­ношению к форме. Поскольку форма есть только способ, закон соединения элементов со­держания, то ясно, что этот способ соединения находится в прямой и подчинённой зависи­мости от того, что соединяется (сначала происходят изменения в функциях ор­ганизма, в типе обмена веществ, затем происходят изменения в его морфологической структуре, в строении, форме).

Категории содержания и формы имеют большое значение для осмысления диалектики процессов развития. Форма, соответствующая содержанию, способствует, ускоряет разви­тие содержания. При этом неизбежно наступает период, когда старая форма перестаёт со­ответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие. Возникает конфликт между формой и содержанием, который разрушается путём ломки ус­таревшей формы и появления формы, соответствующей новому содержанию. Новая форма оказывает активное воздействие на содержание, способствует его развитию. Таким обра­зом, форма обладает относительной самостоятельностью и способна оказывать обрат­ное влияние на содержание.

Классификация сторон в предметах на содержание и форму не абсолютна: то, что в од­ном отношении является содержанием, в другом выступает как форма, и наоборот.

Диалектика содержания и формы отчётливо проявляется в развитии науки. Например, содержание физических представлений оформляется математически, доводится до количе­ственных формул. Коренные сдвиги в физике, в содержании физических теорий входят в противоречие с используемым этой наукой математическим аппаратом. И требуют новых математических средств. Если эти средства математика уже успела ранее «заготовить», они находят своё применение, если же нет, то математика получает толчок для своего развития и в ней возникают новые направления.

Диалектика содержания и формы ярко проявляется в искусстве. Единство формы и со­держания здесь выражается в том, что художественная форма должна соответствовать со­держанию. Все великие произведения искусства характеризуются именно соответствием формы своему содержанию. «Тайна изящного, – писал А.Н. Герцен, – в высокой соразмер­ности формы и содержания». Не учёт этого обстоятельства приводит к таким крайностям в искусстве как формализм и натурализм. Формализм абсолютизирует роль формы и игнори­рует содержание в художественном творчестве, натурализм напротив, пренебрегает фор­мой.

Сущность и явление. Наиболее общей сущностью мира является материальная суб­станция, которая предстает перед нами в бесконечном многообразии явлений. Явления и есть способ существования субстанции, её бытиё во всем богатстве своего содержания. Другими словами, субстанция, как и любой предмет действительности, представляет собой единство сущности и явления.

Понятие сущности близко, но не тождественно понятию содержания. Содержание – это совокупность всех черт – существенных и не существенных, главных и второстепенных. Сущность же – это главное, основное, определяющее в содержании предмета. Сущность – это внутренняя, глубинная, относительно устойчивая основа предмета, то единство его составляющих, которое определяет его природу. Например, сущностью человека бу­дет способность производить орудия труда. Это то качество, которое отличает его от жи­вотных и определяет все остальные его свойства. Явление – это внешние свойства в при­знака предмета, представляющее собой форму проявления Сущности. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, одни из ее аспектов. Так, радуга – явле­ние, суть которого заключается в преломлении света в каплях воды. Болезнь проявляется в её специфических признаках, симптомах

Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Если бы явление и сущность не были связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно. Возможность познания, его движения от внешних, поверхностных наблюдений к раскрытию их причин, закономерностей обеспечена диалектической связью сущности и явления. Сущность об­наруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности.

Сущность связана с явлением, она раскрывает свое содержание только в нём, только че­рез него. Явление не может существовать без того, что в нём является, т.е. без сущности. Но явление красочнее сущности, по сравнению с сущностью оно более динамично Явле­ние иногда искажает подлинный смысл сущности. Такое искажение носит название види­мости, кажимости. Но даже миражи в пустыне – не обман зрения, а явление природы. Их можно даже сфотографировать: они есть следствие искривления световых лучей в атмо­сфере. Следовательно, видимость имеет опору в сущности: она есть сущность в одном из её проявлений.

В истории философии сущность и явление понимаются в трёх основных значениях: 1) как основа и обоснование, как единое и многое; 2) сущность понимается как общее и необходимое, а явление - как единичное и слу­чайное; З) сущность – как внутреннее, а явление – как внешнее.

Каждое из этих значений сущности и явления отражает какую-то одну из сторон их взаимосвязи. Но именно потому, что они отражают лишь один из моментов взаимосвязи сущности и явления, они должны быть слиты в некоей единой синтетической теории. Ос­новы этой теории были заложены Гегелем, рассматривающим категории сущности и явле­ния в плане соотношения сущего и способа существования одного. «Сущность, – пишет Гегель, – есть то, что существует, существующее есть явление». Такое понимание соот­ношения сущности и явления имеет то преимущество, что снимает их дуализм, так или иначе содержащийся во всех указанных выше определениях. Вещь как единство сущности и явления предстаёт здесь не как некая сумма слагаемых, а как саморазличающееся тожде­ство.

Понятие сущности связано глубинным образом и с понятием закона Будучи понятиями однопорядковыми, закон и сущность не являются тождественными: мы знаем законы гра­витации, не ведая пока её физической сущности. Сущность шире и богаче, она выражается в комплексе законов. Сущность наиболее глубокая, завершающая ступенька познания, достижение которой позволяет превратить результаты познания в систематическую теорию.

Любой предмет име­ет много сущностей, поэтому отличие существенного от несущественного относительно. В своё время существенным свойством химических элементов считался атомный вес. Потом выяснилось, что таким свойством является заряд ядра атома. Свойство атомного веса не перестало быть существенным. Оно существенно в первом приближении, является сущно­стью менее глубокого порядка и своё объяснение получает через заряд ядра атома. Углуб­ляясь от явления к сущности мы открываем законы, отражаем их в виде научных теорий. А каждая теория – это своего рода предсказание будущих явлений. Таким образом, в процес­се познания мы идём не только от явления к сущности, но и от сущности к явлению. Диалектика сущности и явления выступает здесь как метод научного познания, как методоло­гия научного поиска.








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1492;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.