Диалектика и ее альтернативы

(метафизика, софистика, эклектика)

 

В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами. Метод нахо­диться в тесной связи с теорией. Теория определяет метод исследования, а метод служит средством дальнейшего развития теории. Теория – это совокупность знаний, относящихся к определенной области предметов, описывающая эти предметы. Метод – это прием, способ подхода к познанию и преобразованию действительности, это сознательное ис­Поль-зование ранее полученных знаний для объяснения новых фактов.

Связь теории и метода находит свое выражение в методологической роли законов науки. Любой закон науки, отражая определенную сферу действительности, вместе с тем указыва­ет и на то, как нужно мыслить о ней, т.е., будучи познанным, он выступает как метод по­знания. Например, закон сохранения и превращения энергии – это не только теоретический закон, но и методологический принцип, который требует обязательного его соблюдения при соответствующих расчетах и теоретических построениях.

Положение о единстве теории и метода относится к любому знанию, в том числе и к философскому. Но поскольку философия является теорией всеобщего, изучает всеобщие законы действительности, то тем самым она выступает всеобщим методом познания. Фило­софия выполняет методологическую функцию, т.е. выступает как система регулятивных правил и норм, которыми нужно руководствоваться, чтобы достичь желанной цели. Рас­крывая свое отношение к другим методам, осмысливая их в целостности, во взаимосвязи между собой, философия выступает как методология, т.е. как учение о методах познания и преобразования действительности.

В философии существуют два основных метода познания – диалектиче-ский и метафи­зический, соответствующие двум концепциям развития. Слово «диалектика» в переводе с греческого буквально означает «вести беседу, рассуждать». Первоначально диалектику так и понимали как искусство вести беседу, когда путем столкновения противоположных мне­ний достигается истина. В дальнейшем и в настоящее время под диалектикой понимается, такое представление о мире, согласно которому все явления существуют в связи друг с другом и находятся в развитии. Другими словами, диалектика – это учение о связи и развитии.

Родоначальником диалектики в Древней Греции был Гераклит. Это ему принадлежит знаменитое изречение «все течет». Для Гераклита мир – это вечно развивающийся процесс, в котором все связано, все зависит от определенных условий, поэтому противоположности добра и зла теряют абсолютное значение, они едины и проистекают друг из друга. «Болезнь приятным делает здоровье, зло – добро, голод – насыщение, усталость – отдых».

Ряд диалектических проблем поставил другой древнегреческий философ Зенон. Аристо­тель называл Зенона даже «изобретателем диалектики», хотя Зенон утверждал, что движе­ния не существует, оно невозможно в принципе. Зенон прославился в истории человече­ской мысли как автор знаменитых парадоксов (апорий): «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадий». Конечно, Зенон и не думал отрицать движение как чувственную достоверность, его заслуга состоит в том, что он в своих апориях вскрывает противоречи­вость движения, ставит проблему выражения движения в логике понятий, которая обсуждается в физике, математике и философии вплоть до наших дней.

Элементы стихийной диалектики проявлялись в философии Сократа, Платона, Аристо­теля и других мыслителей древности. Но стихийный диалектический взгляд на мир, хотя и схватывал общий характер всей картины явлений, был недостаточным для объяснения ча­стностей, из которых она складывается, а пока мы не знаем их, нам не ясна и общая карти­на. Поэтому в дальнейшем диалектику сменил метафизический метод мышления, обуслов­ленный характером науки Нового времени.

Термин «метафизика» в переводе с греческого означает «то, что идет после физики». Он был введен в I веке до н.э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя про­изведения Аристотеля, он расположил «после физики» его философские работы. Поскольку Аристотель на протяжении столетий считался высшим философским авторитетом, понятие «метафизика» долгое время употреблялось как синоним понятия «философия». Такое пони­мание метафизики используется до сих пор в работах западных философов.

В дальнейшем под метафизикой стали понимать метод мышления противо­положный диалектике, рассматривающей вещи и их мысленные отражения, понятия о них, как не связанные друг с другом, неизменные, застывшие, раз и навсегда данные. Впервые такой смысл термину метафизика придал Гегель. Он называл метафизическими те философские учения, которые трактовали мир как неизменный в своей основе.

Метафизический метод соответствует такому этапу развития науки, когда от общего представления о природе в целом естествоиспытатели переходят к анализу предметов, рас­членению их на части и подробному изучению каждой из них. Этот метод получил широ­кое распространение в философии Нового времени. Развитие науки Нового времени нача­лось с тщательного собирания и изучения отдельных фактов. Систематизация накопленно­го материала существовала еще в очень несовершенном виде, проводилась по внешним, поверхностным признакам. И хотя во все времена многие философы и естествоиспытатели высказывали отдельные диалектические догадки, в целом, в период XVII-XVIII веков устанавли­вается господство метафизического мировоззрения.

Характеризуя метафизический способ мышления, Ф. Энгельс подчеркивал, что он хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, но за их границами ста­новится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых про­тиворечиях, поскольку за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием – их возникновения и развития.

К середине XIX века естествознание накопило огромную массу эмпирического мате­риала. В каждой области исследования появляется настоятельная необходимость система­тически упорядочить этот материал, сообразно его внутренней связи. Наука переходит от собирающей ступени к упорядочивающей, она становиться наукой о процессах, происхо­ждении и развитии предметов и о их связях. Метафизический метод познания переживает кризис. Само естествознание пропитывается диалектическими представлениями. Распро­странению этих представлений особенно способствовали три великих открытия: открытие клетки, закона сохранения и превращения энергии и теория Ч. Дарвина, В этих открытиях наиболее ярко проявилась ведущая тенденция науки XIX века: переход от изучения от­дельных явлений в отрыве друг от друга к изучению этих явлений в связи и развитии. В этих условиях метафизика неизбежно должна была уступить место диалектике.

Новый этап в развития диалектики связан с немецкой философией XVII-XIX веков. Важную роль в формировании диалектических представлений сыграла философия И. Кан­та. Кант, по выражению Энгельса, первым пробил брешь в метафизических представлени­ях, ввел идею развития в познание природы. Он создал гипотезу, согласно которой Сол­нечная система возникла из газовой туманности и развивалась до своего нынешнего со­стояния, повинуясь законам Ньютона. Вопрос о первотолчке здесь был устранен, Земля и Солнечная система предстали как нечто ставшее, т.е. развившееся во времени.

Наиболее полное и глубокое развитие диалектика получила в философии Гегеля. Гегель первым подверг многосторонней критике метафизическое миропонимание, возвратился к диалектике, придав ей иной вид, чем тот, который она имела в древности, и обогатил ее новым содержанием. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и разви­тии и пытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

Основу диалектики Гегеля составляет учение о противоречиях, которые присущи всем явлениям и процессам объективного мира. Гегелем впервые были четко сформулированы основные законы диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон вза­имного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрица­ния. Гегель разработал систему категорий диалектики, глубоко раскрыл содержание таких категорий как единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление и т.д.

Однако диалектика Гегеля была развита на идеалистической основе. Развитие, по Геге­лю, есть саморазвитие понятий, абсолютной идеи, а развитие в природе и обществе есть лишь отражение всеобщего развития абсолютной идеи. По выражению К. Маркса, диалек­тика у Гегеля "стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно".

Материалистическую переработку диалектики Гегеля предприняли русские мыс­лители 40-60 годов XIX века: Герцен, Белинский, Чернышевский. Если для Гегеля раз­витие идеи определяло развитие природы, то для русских материалистов диалектика сама вытекает из природы и выражается в человеческих понятиях. Но действительными творца­ми материалистической диалектики стали К. Маркс и Ф. Энгельс. Материалистически пе­рерабатывая диалектику Гегеля, К. Маркс освободил ее от идеализма и создал диалекти­ческий метод, который в корне отличен от гегелевского. Если у Гегеля процесс мышления выступает творцом действительности, то у Маркса объективная диалектика (движение природы и общества) определяет субъективную диалектику (движение понятий) в соответ­ствии с материалистическим решением основного вопроса философии. Поэтому только в марксистской философии диалектика становится наукой, изучающей всеобщие законы развития объективного мира и человеческого познания.

В чем же состоит принципиальное отличие диалектики от метафизики. Обычно это отличие видят в том, что диалектика исходит из идеи всеобщей изменчивости явлений, в то время как метафизика настаивает на неизменности и постоянстве вещей. Однако в наше время научно-технического прогресса и противоречивого общественного развития метафи­зическое мировоззрение приняло иной вид. Сегодняшняя метафизика не отрицает раз­витие, но дает неправильное, одностороннее его истолкование. Поэтому понимание диалектики как науки о всеобщей изменчивости, а метафизики как учение об устойчивости явлений мира является весьма односторонним и не отражает подлинной сути их противо­положности. Оно не точно в отношении диалектики, ибо диалектика опирается не только на принцип изменчивости сущего, но и на принцип его постоянства. Оно не точно и в от­ношении метафизики, ибо метафизика вовсе не отрицает движение и развитие. Не случай­но В.И. Ленин в работе «Философские тетради» говорит о диалектике и метафизике как о двух концепциях развития.

В современном понимании диалектика - это учение о связи и развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. Конечно, метафизика, так же как и диалектика, принимает самые различные формы с каждым новым историческим пе­риодом в развитие человеческого познания, но основная ее ошибка остается неизменной. И состоит она в односторонности, ограниченности, абсолютизации отдельных сторон раз­вития.

Антиподами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика – это метод до­казательства, основанной на преднамеренном нарушении законов формальной логики, на употреблении ложных аргументов, выдаваемые за истинные. Будучи разновидностью ме­тафизики, софистика абсолютизирует относительность человеческого познания, она обыч­но выхватывает какой-либо случайный признак и по нему характеризует явление. Харак­терной чертой софистики является релятивизм, нашедший классическое выражение в по­ложении Протагора: «Человек – мера всех вещей». Протагор учил, что все истинно, ибо как кому что кажется, так оно и есть, т.е. истина у каждого своя. Эклектика – это методоло­гический прием, основанный на использовании вырванных из контекста фактов и форму­лировок, это соединение разнородных взглядов, идей и теорий, при сохранении видимого единства. Эклектика на первый взгляд выступает как антипод софистики, требуя учета не одной, а многих сторон явлений. Но в действительности ее многосторонность оказывается мнимой, поскольку эклектика формально сочетает различные признаки предмета, не выяс­няя их взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главный, определяющий. Диалектика требует всестороннего подхода к предмету, но в отличие от эклектики, она, раскрывая взаимосвязь признаков предмета, стремится выявить такой признак, который в данных, конкретных условиях выступает как основной, главный, решающий.

 

Законы диалектики

Ядром диалектики является закон единства и борьбы противоположностей, который отвечает на вопросы – что является причиной развития? Как без помощи потусторонних сил объяснить удивительное многообразие окружающего нас мира, целесообразность живой природы, происхождение человека и прогресс человеческого об­щества? Этот закон, который был сформулирован Гегелем, раскрывает сущность, внутренний источник любого развития. В законе единства и борьбы противоположностей зафиксирован фундаменталь­ный вывод истории человеческого познания о том, что развитие есть необходимое следст­вие, результат борьбы противоположных сил и тенденций, внутренне присущих явлениям материального мира.

Содержание данного закона раскрывается с помощью понятий различия, противопо­ложности и противоречия. Всем вещам и явлениям действительности внутренне присущи тождество и различие. В процессе развития различия порождают противоположности. Про­тивоположности – это отличающиеся друг от друга стороны определенного объекта, кото­рые имеют единую сущность и поэтому являются тождественными. Про­тивоположность – это высшая ступень развития различий одной сущности. Противополож­ности порождают противоречия тогда, когда они действуют не в одном направлении, а в разных, когда они находятся в отношении взаимоисключения. Противоречия – это форма взаимодействия противоположностей. Диалектическое противоречие – это такое от­ношение между элементами, сторонами объекта, когда они отрицают, исключают и вместе с тем взаимно предполагают и проникают друг в друга.

Следует различать противоречия диалектические и формально-логические. К первым относятся противоречия самого объективного мира, ко вторым – противоречия, возникаю­щие в процессе мышления в силу нарушения его законов. Метафизики признают только логические противоречия, они отрицают объективные противоречия, полагая, что вещи не могут содержать в себе противоречий. Верхом бессмыслицы считал положение о внут­ренней противоречивости вещей Е. Дюринг. Отвечая ему, Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал: «Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдель­ности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы, действительно, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рас­сматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкиваемся на противоречия». Движение само есть проти­воречие; уже простое механическое перемещение может осуществляться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно – в другом. Постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия – и есть именно движение. Любая вещь внутренне противоречива уже потому, что в процессе изменения она остается сама собой и в то же время становится иной, являясь единством тождества и различия.

Закон единства и борьбы противоположностей является всеобщим, но проявляется специфически в разных областях. В качестве важнейшего противоречия, присущего неор­ганическому миру, является противоречие прерывности и непрерывности, которое харак­теризует внутреннюю структуру материи. Современная физика констатирует, что материя обладает двойственной природой, представляя волны и корпускулы одновременно, что в основе всей материи, – как вещества, так и поля – лежит единство противоположностей. Фундаментальными противоречиями органического мира является взаимодействие проти­воположностей ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости.

Закон единства и борьбы противоположностей является и законом познания. Противо­речия, возникающие в ходе познания, являются его движущей силой. Вся история развития науки осуществляется через борьбу между новыми знаниями, гипотезами и устаревшими положениями, через борьбу противоположных и противоборствующих теоретических кон­цепций. Сама философия развивалась в непрерывной борьбе таких противоположностей, как материализм и идеализм, диалектика и метафизика. При этом было бы неверно думать, что история умственного развития человечества, полная противоречий и борьбы противо­положных идей – это продукт случайного заблуждения той или иной стороны. Напротив, борьба противоположных концепций является той внутренней силой, которая не дает на­учному знанию застаиваться, а заставляет его непрерывно развиваться, совершенствовать­ся. Эта борьба вызывает напряжение, заостряет работу мысли и в конечном итоге способ­ствует общему умственному прогрессу.

Другим важнейшим законом диалектики, раскрывающим механизм любого развития, и отвечающим на вопрос как оно происходит, является закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно этому закону, развитие есть бесконеч­ный ряд сменяющихся качественных состояний, осуществляющихся на основе количест­венных изменений. Данный закон выражает взаимодействие двух всеобщих сторон действи­тельности, отражаемых категориями количества и качества.

Качество – это внутренняя определенность вещи, тождественная с ее бытием. Вещь перестает быть тем, что она есть и переходит в свою противоположность, когда теряет ка­чество. Качество является очень важной характеристикой вещи, но для полной ее характе­ристики необходимо выявить и её количественные данные.

Количество – это совокупность однородных элементов, единиц данного качества. Ко­личество выражается в величине, числе, объеме, площади, интенсивности, уровне и т.д. Каждое качество обладает определенными количественными значениями, эти значения мо­гут быть различными, однако при этом они не должны выходить за определенные рамки, границы. Тот интервал, внутри которого целостность данной вещи не нарушается, пред­ставляет собой меру этой вещи. Мерой называется то единство количества и качества, в рамках которого сохраняется качественная определенность вещи. Категория меры была одной из основных уже у мыслителей древности. Гесиод учил: меру во всем соблюдай, и дела свои вовремя делай. По словам Демокрита, если переходишь меру, то самое приятное становятся самым неприятным. Итак, количественные изменения не приводят к качествен­ным лишь до определенного момента, пределы которого различны для различных предме­тов и называются границами меры. Когда такой момент наступает, то даже малейшие даль­нейшие изменения могут привести к образованию нового качества. Переход от старого ка­чества к новому всегда связан со скачком или прерывом постепенности в развитии. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качества к другому. Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое качество порож­дает новые количественные изменения. Зависимость количественных изменений от каче­ственных ярко проявляется в развитии общественно-экономи-ческих формаций. Каждая бо­лее высокая формация, представляя новое качество, характеризуется и более быстрыми темпами развития. То же самое можно сказать и о развитии научного знания, где каждая качественно новая теория объясняет более глубоко более широкий круг явлений.

Развитие характеризуется не только внутренним источником и механизмом, но и на­правлением. Закон отрицании отрицания характеризует направление развития, его форму и результат. Важнейшую роль в раскрытии содержания закона отрицания отрица­ния играет понятие «отрицание». Отрицание всеобще, оно совершается тогда, когда вещь или некоторые её стороны превращаются в свою противоположность. Смена старого но­вым и есть отрицание.

Метафизики, искажая процесс развития, рассматривают отрицание как простое от­брасывание, полное уничтожение, происходящее в результате действия каких-то внешних сия. Но такое отрицание исключает всякую преемственность и возможность дальнейшего развития. Не такое отрицание характерно для диалектической концепции развития, а «отрицание как момент связи, как момент развития с удержанием положительного». Диа­лектическое отрицание – это, во-первых, самоотрицание, то есть оно совершается на основе взаимодействия внутренних сил отрицаемого явления, а во-вторых, оно характеризуется преемственностью, является моментом связи нового со старым. В ходе диалектического отрицания старое не просто уничтожается и заменяется новым, в нем отрицается то, что отжило свой век, что не соответствует новым условиям. Напротив, все положительное в нем сохраняется (категория «снятие») и развивается дальше в новом, возникшем на основе отрицания старого.

Метафизики понимают развитие либо как бесконечное повторение одного и того же. Но такой взгляд выхолащивает подлинную сущность развития. Повторение в развитии, действительно, имеет место, но это не главное в развитии. Во-первых, это «как бы повторение», а не полный возврат к старому, а, во-вторых, повторение «иначе, на более высокой базе». Диалектика такова, что новое, непо­вторимое возникает путем кругооборота, путем определенного повторения, как бы возврата к старому. Таким образом, диалектическая концепция развития является «снятием» обеих метафизических противоположностей и представляет развитие как движение по спирали. Спиралевидная форма поступательного движения противостоит как движению по замкну­тому кругу с его вечным возвратом к исходной точке, так и движению по прямой.

Спиралевидная форма движения проявляется в том, что развитие материи идет не по одному какому-либо пути, а по бесконечному множеству направлений. Этим в конечном итоге и объясняется бесконечное многообразие форм существования материи. Так, разви­тие органического мира пошло по сотням тысяч направлений, давшим все богатство расти­тельного и животного царств, поражающих нас многообразием своих форм. История чело­веческого общества также дает гигантский разброс человеческих культур с их неповтори­мыми судьбами.

Закон отрицания отрицания является и законом познания. Человеческий ум не может отразить мир сразу во всей его бесконечной сложности. Познание сосредотачивается сна­чала на одной стороне предмета, потом – на другой, то есть движение мысли идет обычно от одной крайности (односторонности) к другой, а всесторонней охват предмета осуществля­ется лишь в конечном итоге. Количество отрицаний, через которые происходит возврат к якобы старому, может быть самым различным, оно зависит от специфической природы от­рицаемых явлений, а результат развития синтезирует в себе целый ряд предшествующих разрешенных противоречий, а не одно из них.

 








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1152;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.