Философия как исторический процесс

Историко-философский процесс включает в себя:

– философское учение – систему определённых, логически связанных друг с другом воззрений;

– философские школы – совокупность философских учений, объединен-ных какими-либо базовыми идейными принципами;

– философское течение – совокупность различных модификаций одних и тех же идей, принципов, развиваемых конкурирующими философскими школами;

– философское направление – совокупность философских течений, уче-ний и школ, которые при всех расхождениях друг с другом, отстаивают неко-торые общие, имеющие принципиальное значение положения, и существуют в течение весьма длительного исторического периода, на протяжении несколь-ких исторических эпох.

Многообразие философских учений, школ, течений и направлений определяет необходимость их классификации.

I. Основным принципом классификации является выделение философ-ских течений по способу решения основного вопроса философии.

Основным вопросом философов является вопрос об отношении мышление к бы­тию, духа к природе. Он является основным, потому что определяет характер мировоззре­ния человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем. Основной вопрос философии имеет два аспекта, две стороны – онтологическую и гносеологическую.

Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), материальное или духовное (идеальное). Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, по­знаваем ли мир? Способно ли наше мышление познать мир таким, каким он существует в действительности?

В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии все философ­ские учения делятся на два основных направления: материализм и идеализм. Материали­сты считают, что первичным и определяющим является материя, т.е. она существует независимо от сознания, существовала до него и на определенной ступени своего развития породила сознание как свой продукт. Поэтому сознание подчиняется общим законам мате­риального мира. Идеалисты считают, что первичным и определяющим является мышление, какое-то духовное начало. Они исходят из того, что мышление, сознание или дух существует независимо от материи и тем, или иным путем порождает материю как свой продукт.

Нетрудно заметить, что материализм согласуется с научным мировоззре-нием, а идеа­лизм – с религиозным. Однако идеализм и религия различаются в том, что последняя тре­бует принятия своих положений на веру, в то время как идеализм пытается доказать эти положения.

Всякое последовательное мировоззрение обязательно исходит из призна-ния первично­сти одного начала – материи, либо духа. Такое мировоззрение называется монистическим (от греческого «монос» – один). Однако в истории философии были и такие мыслители (на­пример, Р. Декарт) которые признавали оба эти начала за первичные и существующие не­зависимо друг от друга. Такие философы называются дуалистами (от латинского «дуалис» – двойственный)

Идеализм как философское направление существует в двух формах: в форме объектив­ного и субъективного идеализма Объективный идеализм за первичное и определяющие берет такое идеальное начало, которое существует объективно, т.е. независимо от на­шего сознания, вне нас – это Бог, мировой дух, абсолютная идея, т.е. какой-то обезли­ченный разум. У родоначальника объективного идеализма Платона – это идеи, эйдосы, у Гегеля – абсолютная идея, у Фомы Аквинского – Бог.

Субъективный идеализм за первичное я определяющие берет такое идеальное на­чало, которое является субъективным, т.е. зависит от субъекта – это человеческая мысль, ощущения и понятая. Родоначальник субъективного идеализма Дж. Беркли от­рицал возможность существование предметов вне мышления, вне ощущений. Он доказы­вал, что все наблюдаемые в мире вещи, явления есть не что иное, как только комбинация наших ощущений. Но такая позиция неизбежно ведет к солипсизму т.е. к утверждению, что реально существует лишь один субъект, а весь мир плод его воображения. Ясно, что такой абсурд никто признавать не желает, поэтому солипсизм – это крайняя и довольно редкая форма субъективного идеализма. Дж. Беркли, отвечая на вопрос об источнике ощу­щений, заявил, что ощущения в человеческих душах порождает Бог, но тем самым он пере­ходил на позиции объективного идеализма.

Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии рассматривает от­ношение нашего сознания к окружающему миру и выступает как проблема познаваемости мира. В зависимости от ее решения все философы делаться на две группы: тех, кто считает мир познаваемым, и тех, кто отрицает возможность познания мира. Последних философов называют агностиками (И. Кант, Д. Юм), а учение отрицающие возможность познания мира называется агностицизмом.

Широкое распространение в современной западной философии получил иррационализм – философские направление объявляющие мир не только не познаваемым, но и нера­зумным, алогичным, то есть лишенным какой бы то ни было логики. Сам термин «ирра­циональное» означает то, что лежит за пределом досягаемости разума, недоступное позна­нию в рамках логического мышления, мистическое, противоположное разуму. В истории философии к иррационализму относили такие аспекты духовной жизни человека как чув­ства, воля, инстинкт, интуиция. Но думается, что необходимо различать понятия «иррациональное» и «внерациональное». Иррациональное – это предмет веры. Внерациональное – это неосознаваемые формы мозговой деятельности человека, которые в психо­логии получили название бессозна-тельного. Бессознательное по своему объему всегда пре­восходит сознание и создает условия для его нормального функционирования.

Диалектика и метафизика –








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 2137;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.