Предмет философии и ее основные проблемы

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Понятие философии

Философия – одна их древнейших областей человеческого знания. Время, условия и причины зарождения философии во многом остаются неясными. Первые философские учения появляются в VII-VI вв. до н. э. почти одновременно в трёх центрах древних цивилизаций – Индии, Китае и Греции. Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, который шёл между 800-200 гг. до н.э. и был назван немецким философом К. Ясперсом осевым временем, когда происходит переосознание человеком бытия в целом, самого себя и своих границ.

Имеются значительные трудности при определении понятия философии, её предмета и проблематики, что связано с огромным диапазоном определения слова «философия» – от любви к мудрости до максимально рационализированного мировоззрения эпохи. Однако если проанализировать все определения, то их можно свести к следующим группам: философию определяют как мудрость, как науку, как искусство, как рефлексию, как тип мировоззрения и как вид жизнедеятельности. Наибольший интерес представляет анализ понятия философии как мудрости, как знания, переходящего в науку и как мировоззрение

Философия как мудрость. Если в мифологии мудрость приписывалась богам, то философия сделала ее предметом размышлений. Хотя первоначально философия рассматри­валась не как мудрость, а как стремление к ней, как любовь к истине, исследование мудрости вещей и мира в целом. Так, Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости, ибо мудрость дана лишь богам, но не людям. Софис­ты же утверждали, что главная задача философа состоит в научении своих учеников мудрости, которая рассматривалась как умение. Иное понимание мудрости мы находим у Гераклита: мудрость состоит в том, чтобы действовать в согласии с при­родой. А Аристотель считал, что она может быть определена как наука о первых причинах или наука о сущности. В новое время Р. Декарт, рассматривал «философия» как занятие мудростью, которую понимал, как совершенное знание. Русский философ B.C. Соловьев дополнил это понимание, утверждая, что мудрость это не только полнота знания, но также нравст­венное совершенство и внутренняя цельность духа.

Философия как наука. У своих истоков философия была нерасчленённым знанием о природе, бытии и космосе. Такого понимания философии придерживались Аристо­тель, который рассматривал философию как учение о всеобщем. Его «первая философия», противостоящая частным наукам, получила впоследст­вии название «метафизика», то есть стоящая после физики.

Это понимание философии как науки довольно сильно выражено в немецкой философской традиции. Если Кант лишь ставил вопрос о том, как возможна метафизика в качестве науки, то Гегель обстоятельно доказывал, что философия является наукой, более того «наукой наук». Позже Энгельс рассматривал философию, прежде всего, с точки зрения диалектики как науки.

Современное понятие философии связано не с синкретическим знанием о мире (протознание), а скорее с «метафизикой» в её первоначальном значении. Аристотель рассматривал её как форму рационального познания мира, выделяя два раздела науки: 1) науку о живой и неживой природе (естествознание или физика), 2) метафизика (следующую за физикой). В средние века метафизика и онтология имели практически один и тот же смысл, поскольку включали в свой предмет высшие начала мироздания. В Новое время метафизика и онтология приобрели различный смысл – онтология как учение о бытии, о мире в пределах и за пределами человеческого опыта, а метафизика как учение о бытии, о мире за пределами возможного опыта. В XVIII веке Кант отказал метафизике в статусе науки, а в XIX веке Гегель слову «метафизика» придал смысл «антидиалектики», который и сохранился в XIX-XX веках в станах восточной Европы (в частности в России). В разнообразных философских течениях позитивистской ориентации было провозглашено, что метафизика умерла как псевдоучение, не подтверждаемое эмпирически.

Формирование нового по­нимания философии обусловлено окончательным размежеванием философии и частных наук и обретением ими собственного предмета, проблематики и категориального аппарата. Совре­менная философия уже не претендует на роль «науки наук», вклю­чающей в себя все знание. Однако связь философии с наукой все более усиливается. С одной стороны, философия испытывает сильное воздей­ствие на нее крупных научных открытий, что способствует ее развитию. С другой стороны, существует и обратное мировоззренческое и методологи­ческое влияние философии на частные науки, способствующее их интенсив­ному развитию.

Философия как вид мировоззрения. Широко распространен взгляд на философию как на специфический вид мировоззрения. Мировоззрение – это слож­ное духовное образование, которое включает представления и понятия о мире и месте человека в нем, о смысле человеческой жизни и органически объединяет эмоциональную, волевую и рациональную сферы созна­ния.

Оно возни­кает в процессе антропосоциогенеза как родовое самосознание. Самой ран­ней его формой были мифы, которые сформировались как представления первобытного человека о происхождении мира и его устройстве. Мифическими героями были зачастую тотемные предки, т.е. прародители и создатели определенной породы животных и человеческой группы. Наряду с функцией объединения и сплочения родов и племен, первобытных социумов, важной функцией мифологии было практически-духовное освоение мира. Миф выступал как бессознательно-художественное освоение природы.

Для мифа ха­рактерно отражение действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами. Мифология оказалась первой всеобщей формой общественного сознания, стремящегося определить место человека в мире.

На основе мифологии формируется религия, которая первона­чально выступает как религиозная мифология. Но в ходе эволюции религия приобретает свои специфические черты: вера во всемогущество бога-творца, вера в сверхъестественное, вера в спасение от невзгод земной жизни в «потустороннем мире», представление о личном бессмер­тии.

Если в мифологии можно заметить религиозные компоненты (в частности, обряды), то в содержании любой религии можно найти мифологические сюжеты. Это объясняется наличием у них таких общих черт как наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, отраже­ние действительности в фантастической форме и т.д. Однако между ними – существенное различие: 1) в отличие от мифологии, религия разделяет знания и веру естественное и сверхъестественное, 2) в мифологии изображается герои­ческая борьба человека с силами природы и даже с самим Богом, а религия низводит человека до поло­жения «раба божьего» и провозглашает служение Богу.

Мифология и религия – важнейшие источники зарождения и развития философии. Переход от мифа к логосу – это переход от чувственного образа к понятию и рациональному осмыслению действительности. Источником философских идей была также религия.

Философия – специфический вид мировоззрения, представ­ляющий собой духовное образование, имеющий два уровня: миросозерцание (с его следующими формами – мироощущение, миропредставление и мировосприятие) и теоретическое мировоззрение (в структуру которого входят – мирознание, миропонимание, мирооценка).

Миросозерца­ние, или созерцательное мировоззрение – это скорее эстетическое отношение человека к миру, где постижение всеобщего, универсального, целостного осуществляется в чувст­вах и эмоциях общественного человека.

Второй уровень, или рациональное мировоззрение, связан с понятийным отражением мира, с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. На этом уровне понятий­ного постижения мира зарождается философия, так как её можно определить теоретически оформ­ленным, системно-рациональным мировоззрением. Философия призвана раскрыть ра­циональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека, а также взаимоотношения между ними.

Предмет философии и ее основные проблемы

 

В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволю­ция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три ос­новных подхода к определению предмета философии: староантичный, тра­диционный, современный. Предметом «староантичной» философии, пони­маемой как «протознание» (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом. Внутри этого «протознания» Ари­стотель выделял «первую философию», предметом которой считалось сущее или первые начала. Именно за «первой философией» впоследствии установилось название «метафизики» как учения о первоначалах, о всеобщем.

Традиционное понимание предмета философии тесно связано с разви­тием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что «метафизика и есть подлинная, истинная философия, пред­метом которой является всеобщее». Понимание предмета философии как всеобщего, которое есть чистая мысль, характерно также и для Гегеля. В дальнейшем трактовка всеобщего была различной в разных философских системах как материалистического, так и идеалистического направлений.

В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распростра-нен­ных в западной философии, характерным является акцент внимания на про­блеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в экзистенции инди­видуума. Предметом философии считается здесь «целостный человек». Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом.

Философия интересуется не одним человеком, а всем миром. Для неё характерно вычленение во всём частном всеобщего, причём всеобщее в его бытии и отношении к нему человека. Поэтому предмет философии – это выявление всеобщего в системе «мир – человек». Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношения человека как целостного существа к этому целостному миру.

Основные проблемы философии связаны с её предметом. Под проблемой философии понимается логическая форма познания, которая выступает в форме вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. В проблемах философии отражается её предмет, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов. Все философские проблемы формируются в ходе истории и зависят от потребностей времени: в античной философии на передний план выдвигаются проблемы понимания мира как целого, его происхождения и существования (космоцентризм); в средние века – религиозные, согласно которым природа и человек рассматривались как творение Бога (теоцентризм); в эпоху Возрождения – внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и социальные вопросы (антропоцентризм); в Новое время – на передний план выходит проблема познания, научных методов, в частности, проблема сверхопытного знания; в современной философии происходит децентрализация – в одних философских течениях разрабатывается антропологическая проблематика, в других – онтологическая, в третьих – логический анализ науки, в четвёртых – понимание и истолкование текстов.

Философия – это система теоретического зна­ния о наиболее общей сущности мира, о всеобщих свойствах, отношениях в законах бытия и мышления.

 








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 9763;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.