Экзистенциальная психология (И. Ялом). 3 страница
йз полюсов этой дихотомии - нивелирование различий между предметами - обусловливает формирование такого защитного механизма, как подавление (Holzman P.S., Gardner R.W., 1960).
Исследователи Менингерского направления выделили 5 когнитивных контролей (Gardner et al., 1959,1962), для каждого из которых разработали по несколько методов диагностики.
1. Уравнивание-заострениепредставляет собой способ восприятия
различающихся особенностей предметов: одни люди могут не замечать
даже значительных различий между предметами, другие - обращают
внимание на несовпадение малейших деталей. Было предположено, что
эти индивидуальные особенности связаны с тем, насколько детально
человек запоминает информацию. При последовательном предъявле
нии стимулов новый стимул соотносится с теми следами, которые ос
тались в памяти от предыдущего. Если образ предыдущего объекта
(„схема" объекта) представлен во всех деталях, то различия с новым
стимулом будут легко обнаруживаться. Если схема, запечатленная в
памяти, не достаточно детальна, то различия старого и нового стиму
ла будут оставаться незамеченными.
Индивидуальные различия по этому когнитивному контролю связаны, таким образом, с различиями в детальности схем, представленных в памяти, поэтому тесты диагностики этого контроля так и называются „тесты схематизации". В зрительном варианте теста испытуемому предлагают оценить величину предъявляемых одна за другой геометрических фигур, например квадратов, величина которых последовательно увеличивается. Чем правильнее оценка прогрессивного увеличения стимулов, тем в большей степени стиль когнитивной деятельности свидетельствует о „заострении", о способности выделить различия между деталями. Чем больше ошибки, тем больше различия между стимулами „сглаживаются" в памяти.
В кинестетическом варианте теста испытуемому предлагается оценить изменения веса предъявляемых объектов, в слуховом - различия между звуковыми стимулами, но эти варианты теста схематизации, в отличие от зрительного, практически, не получили распространения.
2. Высокая-низкая толерантность к нереалистическому опытупро
является в нестабильных или необычных условиях, не имеющих анало
га в жизненном опыте человека. Индивидуальные различия по этому
когнитивному контролю свидетельствуют о том, насколько легко при
нимаются факты, противоречащие знаниям и навыкам человека.
Наиболее часто при диагностике этого когнитивного контроля используется две методики. В первой из них - в тесте „мнимого движения" - перед испытуемым вращается барабан, на стенке которого на-Рисованы картинки, изображающие последовательные стадии движе-Ния (например, человек, у которого изменяется положение ног). Вначале при медленной скорости вращения, картинки воспринимаются
отдельно друг от друга (как картинки людей, стоящих в разных позах); Приувеличении скорости вращения картинки сливаются и возникаем иллюзия движения (человек идет). Таким образом, испытуемый видит движение, но знает, что никакого движения на самом деле нет. Чем больше толерантность к нереальному опыту, (т.е. чем больше готоа, ность признать, что твои знания противоречат тому, что ты чувству, ешь в данный момент), тем быстрее замечается движение.
Вторая методика определения этого когнитивного контроля связа* на с использованием линз, искажающих пространственные соотноше* ния между объектами, например, изменяющих оценку расстояния до объектов. Скорость, с которой человек замечает эти искажения, и быс^ трота и точность, с которыми он выполняет перцептивные задания, глядя на объекты сквозь линзы, - являются показателями этого теста. Толерантные к нереалистическому опыту испытуемые быстро замечают необычность ситуации и успешно справляются с перцептивными заданиями.
3. Узкий-широкийдиапазон эквивалентности(или концептуальная
дифференцированность) свидетельствует об индивидуальных различи
ях, проявляющихся при свободной классификации объектов. Одни люди
склонны разделять классифицируемые объекты на небольшое число
групп, ориентируясь на сходство между этими объектами. Эти люди
имеют широкий диапазон эквивалентности. Другие отмечают прежде
всего различия, объединяют в одну группу небольшое число объектов
и в итоге классификации получают много групп. Эти люди отбирают в
качестве эквивалентных (тех, которые можно отнести в одну группу)
только очень похожие объекты: у них узкий диапазон эквивалентности.
Методами диагностики этого когнитивного контроля являются тесты сортировки. Материал, который предлагается для сортировки, как показали исследования, не влияет на индивидуальные различия в диапазоне эквивалентности, и поэтому может быть самым разным - геочметрическими фигурами, бессмысленными абстрактными картинками, рисунками различных предметов, фотографиями или даже просто названиями предметов.
4. Фокусирование-сканированиесвязано с особенностями распреде
ления внимания при выполнении тестового задания. Фокусирование
свидетельствует о способности сконцентрировать внимание на наибо
лее важных деталях информации, не отвлекаясь на помехи, мешаюшие
выполнению задания. Сканирование свидетельствует о низкой концен
трации внимания, неумении выделить важные и второстепенные дета
ли и о бессистемном анализе материала.
При диагностике этого когнитивного контроля учитывается, в какой степени различные привходящие обстоятельства влияют на восприятие объектов. Эти обстоятельства могут быть „внешними" и „внуТ" ренними". Первые из них представляют собой различные помехи, вво-
аимые в экспериментальную ситуацию. Чем успешней справляется человек с действием помех, тем в большей степени его когнитивный контроль приближается к фокусированию.
Внутренние" помехи создаются эмоциогенными ситуациями. Например, испытуемому предлагается рассортировать картинки на приятные, неприятные и не вызывающие эмоций. Эмоциогенность этой деятельности задается содержанием картинок - так, в стандартной серии картинок на некоторых из них изображены акты агрессии, на других - сексуальные сцены, а третьи имеют нейтральное содержание. Чем больше картинок испытуемый относит к нейтральным, тем ближе он находится к фокусированию, поскольку его собственные эмоциональные переживания не влияют на выполнение этого задания.
5. Ригидный-гибкий когнитивный контрольсвидетельствует о соотношении произвольной и непроизвольной регуляции когнитивной деятельности. Индивидуальные различия по этому когнитивному контролю определяются преимущественно по особенностям выполнения теста словесно-цветовой интерференции Струпа.
В этом тесте испытуемый должен выполнить три задания: в первой серии он должен прочитать предъявляемые ему названия цветов (красный, зеленый и т.д.), во второй серии - назвать цвета, в которые раскрашены карточки, в третьей - назвать цвет чернил, которыми написаны называния цветов. При этом значение слова и цвет, которым оно написано, не совпадают: слово красный, например, написано зелеными чернилами, слово желтый - красными. В третьей серии скорость ответов снижается, потому что испытуемому необходимо время на то, чтобы развести два типа сигналов, которые находятся в противоречии друг к другу. Степень увеличения времени выполнения задания в третьей серии, по сравнению с первыми двумя, и является основным показателем теста. Чем больше увеличилось время, тем больше интерферируют словесные и перцептивные стимулы и тем более ригидным является познавательный контроль.
Первоначально исследователи Менингерского направления предпочитали выделять крайние группы, т.е. использовали, фактически, типологический анализ. В крайних группах когнитивные контроли сопоставлялись с защитными механизмами, диагностировавшимися различными клиническими методами (с помощью ТАТ, методики цветовых пятен Роршаха). В более поздних работах акцент сместился на исследование собственно когнитивных контролей и их связи с интеллектуальными характеристиками, типологический анализ больше не применялся, а для анализа структуры когнитивных контролей проводились факторно-аналитические исследования.
По результатам этих работ Р. Гарднер пришел к выводу, что когни-тивные контроли представляют собой независимые характеристики, а
разнообразие форм адаптации к требованиям среды определяется раз. линиями в сочетаниях когнитивных контролен.
17.У. Джеймс и функционализм (Дж. Дьюи и др.).
Функционализмкак одно из основных течений американской психологии конца XIX - начала XX века явился результатом приведения научной системы знаний в соответствие с объективными потребностями развития человека и его социального окружения, то есть результатом взаимодействия логики развития науки с реальной социальной практикой. Обостренная чувствительность времени к возможности использовать достижения психологии в различных социокультурных сферах жизнедеятельности человека и общества послужила существенной предпосылкой к выделению функционализма из складывающейся системы психологического знания.
Данное направление складывалось на довольно противоречивом фоне: созданный набирающей обороты капиталистической государственной машиной культ практицизма и предприимчивости отразился в американском психологическом функционализме. У его истоков стоял Уильям Джеймс (1842-1910) - американский психолог и философ, популяризатор психологии как науки, создатель первой в США психологической лаборатории. Основной акцент в концепции феноменов сознания У.Джеймса переносится с образа на действие, что обусловило его лидерство в прагматизме, значительное влияние на рождение и развитие функционализма и бихевиоризма в психологии.
Психология представлялась им как естественная биологическая наука, предметом которой служат "психические (ментальные) явления и их условия". При анализе условий подчеркивается взаимосвязь психического и телесного, важность обращения исследователя сознания к выводам физиологии. Сознание Джеймс рассматривал исходя из эволюционной теории, как средство приспособления к среде. Сознание "вступает" в игру, когда возникают трудности адаптации (проблемная ситуация), и регулирует поведение индивида в новой ситуации (фильтрует и отбирает стимулы, регулирует действия индивида в непривычных условиях). Он отвергал членение сознания на элементы. Существует "поток сознания",членить который также бессмысленно, как "резать ножницами воду". Таким образом, выдвигалось положение о целостности и динамике сознания, реализующей нужды индивида. Джеймс соотносил сознание не только с телесными адаптивными действиями, но и с природой (структурой) личности. В теории личности Джеймс вычленяет четыре формы "Я": 1) "Я" материальное: тело, одежда, имущество; 2) "Я" социальное: все, связанное с притязаниями человека на престиж, дружбу, положительную оценку со стороны других; 3) "Я" духовное: процессы сознания, психические способности; 4)"Я" чистое: чувство личной идентичности, основой которого служат органические ощущения. "Я" социальное, по Джеймсу, определяется осознаваемыми реакциями других на мою персону и указывает на включенность индивида в сеть межличностных отношений. У каждого человека несколько социальных "Я", которое занимает в обозначенной иерархии среднюю позицию.
Ставя вопрос о самооценке личности, удовлетворенности (неудовлетворенности) человека жизнью, Джеймс предложил формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Это предполагало рост самооценки личности как при действительном успехе, так и при отказе от стремления к нему.
Исходя из обозначенных установок, источник подлинных ценностей личности - в религии: эмпирическому социальному "Я" противопоставляется "особое потенциальное социальное" "Я", которое реализуется лишь в "социальном уме мира идеального" в общении со всевышним - Абсолютным разумом.
Таким образом, У.Джеймс делает шаг вперед от чисто гносеологического "Я" к его системно-психологической трактовке, к его поуровневому анализу. В своем анализе он выдвинул ряд положений, предвосхитивших современные представления об уровне притязаний, о мотиве достижения успеха, самооценке и ее динамике, референтной группе и другие. Его мысль о личностном уровне "поглотил" мистический туман.
В учении об эмоциях Джеймс предложил рассматривать эмоцию не как первопричину физиологических изменений в организме, не как источник физиологических изменений в различных системах (мышечной, сосудистой и т.п.), а как результат этих изменений. Внешний раздражитель вызывает в организме (мышечных и внутренних органах) перетрубации, которые переживаются субъектом в форме эмоциональных состояний: "Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого".
В поисках телесного механизма "страстей человеческих" эмоции лишались Джеймсом издавна признанной за ними роли могучего побудителя поведения. Эмоции выводились из класса явлений, к которому принадлежит мотивация. Взамен этому при создании этой гипотезы утверждалась категория действия. Эмоциям также отказывалось (в их дарвиновской трактовке) в адаптивной функции.
Действие заинтересованного субъекта - опорное звено как всей психологической системы У.Джеймса, так и его концепции эмоций, рассматриваемых в контексте возможности управления внутренним через внешнее: при нежелательных эмоциональных проявлениях субъект способен их подавить, совершая внешние действия, имеющие противоположную направленность. Но в качестве конечного причинного фактора в новой физиологической схеме, утверждающей обратную связь между двигательным актом и эмоцией, выступала древняя "сила воли", не имеющая оснований ни в чем, кроме как в самой себе. Одной из целей исследования эмоциональных состояний являлось превращение их в объект, доступный естественно-научному эксперименту и анализу. Решение этой задачи было осуществлено путем редукции субъективно переживаемого к телесному.
Другим талантливым представителем функционализма выступил Джон Дьюи (1859-1952) - известный в начале XX столетия психолог, впоследствии философ и педагог. Его книга "Психология"( 1886) - первый американский учебник по этому предмету. Но влияние на психологические воззрения в большей степени оказала его статья "Понятие о рефлекторном акте в психологии"(1896), в которой он выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. Дьюи требовал перейти к новому пониманию предмета психологии - целостного организмав его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности.
Сознание по Дьюи - один из моментов этой активности, возникает тогда, когда координация между организмом и средой нарушается и организм, чтобы выжить, стремится приспособиться к новым обстоятельствам. В 1894 году Дьюи был приглашен в Чикагский университет, где под его влиянием сформировалась группа психологов, объявивших себя функционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджел (1849-1949).
В подготовленном им президентском адресе к Американской психологической ассоциации "Область функциональной психологии" (1906) подчеркивалось: психология есть учение о психических (ментальных) операциях; она не может ограничиться учением о сознании, ей следует изучать многообразие связей индивида с реальным миром в сотрудничестве и сближении с неврологией, социологией, педагогикой, антропологией; операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой; назначение сознания - "аккомодация к новому"; организм действует как психофизическое целое.
Образовавшаяся на функционалистской традиции Чикагская школа привлекла в свои ряды десятки психологов. После Д.Энджела ее воглавил Гарвей Кэрр (1873-1954), отразивший свои позиции в книге "Психология" (1925). Эта наука определялась в ней как изучение психической деятельности (ментальной активности): восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, воли. "Психическая деятельность состоит,- писал Г.Кэрр,- в приобретении, запечатлении, сохранении, организации и оценке опыта и его последующем использовании для руководства поведением". Чикагская школа укрепляла влияние объективного метода в психологии. Считалось целесообразным применять и интроспекцию, и объективное наблюдение (эксперимент трактовался как контролируемое наблюдение), и анализ продуктов деятельности (язык, искусство).
К функциональному направлению относят и колумбийскую школу, которую возглавил Роберт Вудвортс (1869-1962). Его главные труды "Динамическая психология" (1918), "Динамика поведения" (1958). Он относил себя кэклектикам. Новизна его психологических концепций заключалась в том, в что в популярную в 20-х годах формулу "стимул - реакция" была введена важная переменная -организм: 5 - О - Я. Он разделяет мотивацию и механизм поведения. Механизм складывается из двух звеньев: подготовительного (установка); "консумматорного" (завершающей реакции, благодаря которой достигается цель). Мотивация, по его мнению, активизирует механизм и приводит его в действие. После удовлетворения потребности применение механизма может приобрести мотивационную силу. Отраженные подходы превращали средства в цель, что вело от неопределенной трактовки действия как функции сознания к конкретно-научной разработке этой категории.
Таким образом, функционализм стремился рассмотреть все психические процессы под углом зрения их приспособительного - адаптивногохарактера. Это требовало определения их отношения к условиям среды и потребностям организма. Понимание психической жизни по образцу биологической как совокупности функций, действий, операций было направлено против механической схемы структурной психологии. Отсюда функциональную психологию трактуют как теорию "потока сознания".
Сторонники направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Естественно-научную трактовку психических функций поддержали известные психологи И.Рибо (Франция), Н.Ланге (Россия), Э.Клапаред (Швейцария), идеалистическую - К.Штумпф (Германия), представители Вюрцбургской школы. Детерминация психического акта, его отношение к нервной системе и способность регулировать внешнее поведение остались в функционализме неопределенными. Само понятие "функция" не было ни теоретически, ни экспериментально обосновано и имело тенденцию смыкания с древним телеологизмом.
Развивающаяся молодая психология заимствовала свои методы у физиологии. Собственных она не имела, пока немецкий психолог Герман Эббингауз (1850 -1909) не принялся за экспериментальное изучение ассоциаций. В книге "О памяти" (1885) он изложил результаты опытов, проведенных на себе с целью вывести точные математические законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал. Занявшись этой проблемой, он изобрел особый объект - бессмысленные слоги(каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними, например, "мон", "пит" и т.п.).
Чтобы изучить ассоциации, Эббингауз сначала отобрал раздражители, которые не вызывают никаких ассоциаций. Над списком из 2300 бессмысленных слогов он экспериментировал в течение двух лет. Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты, касающиеся количества слогов, времени заучивания, числа повторений, промежутка между ними, динамики забывания (репутацию классической приобрела "кривая забывания",показывавшая, что примерно половина забытого падает на первые полчаса после заучивания) и других переменных.
В различных вариантах были получены данные, касающиеся числа повторений, нужных для последующего воспроизведения материала различного объема, забывания различных фрагментов этого материала (начала списка слогов и его концы), эффекта сверхзаучивания (повторение списка большее число раз, чем требуется для его успешного воспроизведения) и др. Тем самым законы ассоциации выступили в новом свете. Эббингауз не обращался за их объяснением к физиологам. Но и роль сознания его не интересовала. Ведь любой элемент сознания (будь то психический образ или акт) изначально осмыслен, а в смысловом содержании виделась помеха изучению механизмов чистой памяти. Таким образом, использовались метод заучивания и метод сбережения, которые позволили оценить: а) количество повторений, необходимых испытуемому для безошибочного воспроизведения предлагаемой последовательности; б) уровень увеличения скорости повторного заучивания якобы полностью забытого материала.
Данные экспериментов Эббингауз сформулировал в нескольких законах памяти: объем запоминаемого после однократного предъявления равен 6-8 бессмысленным слогам; при незначительном увеличении материала количество повторений для запоминания возрастает во много раз. Поэтому увеличение нагрузки на память приводит к снижению работоспособности; время, которое требуется для заучивания материала, целесообразно распределять на несколько сроков, разделенных интервалами (например, если материал требует 30 повторений, то лучше 3 дня по 10 раз, чем 30 раз в один день); более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшаяся; после того, как материал выучен, его необходимо повторять; забывание сразу идет быстро, затем процесс замедляется и через определенное время останавливается ("кривая забывания"); "фактор или эффект края" - в начале и в конце материал запоминается лучше, чем в середине изложения; зафиксировано различие между запоминанием бессмысленного и осмысленного материала: для запоминания имеет значение не количество элементов, а число самостоятельных смысловых единиц (то есть память - осмысленный процесс); тренировка в запоминании одного материала приводит к улучшению запоминания и материала другого рода.
Эббингауз открывал новую главу в психологии не только потому, что первым отважился заняться экспериментальным изучением мнемических процессов, более сложных, чем сенсорные. Его уникальный вклад определялся тем, что впервые в истории науки посредством экспериментов и количественного анализа их результатов были открыты собственно психологические закономерности,действующие независимо от сознания, иначе говоря - объективно. Равенство психики и сознания (принятое в ту эпоху за аксиому) перечеркивалось.
То, что в европейской традиции обозначалось как процессы ассоциации, вскоре становится одним из главных направлений американской психологии под именем "научения".Это направление принесло в психологию объяснительные принципы учения Дарвина, где утвердилось новое понимание детерминации поведения целостного организма и тем самым всех его функций, в том числе психических. Среди новых объяснительных принципов выделялись: вероятностный характер реакций как принцип естественного отбора и адаптация организма к среде в целях выживания в ней. Эти принципы образовали контуры новой детерминистской (каузальной) схемы. Прежний механический детерминизм уступил место биологическому. На этом переломе в истории научного познания понятие об ассоциацииприобрело особый статус. Прежде она означала связь идей в сознании, теперь же - связь между движениями организма и конфигурацией внешних стимулов, от приспособления к которым зависит решение жизненно важных для организма задач.
Ассоциация выступала как способ приобретения новых действий, а по принятой вскоре терминологии - научения. Первый крупный успех в преобразовании понятия об ассоциации принесли опыты над животными (главным образом кошками) Эдвара Торндайка (1874 - 1949), американского психолога, исследователя проблем научения и закономерностей адаптации организма. Он использовал так называемые проблемные ящики.
Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство, - нажав на пружину, потянув за петлю и т. п. Животные совершали множество движений, бросались в разные стороны, царапали ящик и т. п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. "Пробы, ошибки и случайный успех" - такова была формула, принятая для всех типов поведения как животных, так и человека. Торндайк объяснял свои опыты несколькими законами научения. Прежде всего законом упражнения (двигательная реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и продолжительности повторения связей). К нему присоединялся закон эффекта, гласивший, что из нескольких реакций наиболее прочно сочетаются с ситуацией те из них, которые сопровождаются чувством удовлетворения.
Торндайк предполагал, что связям между движением и ситуацией соответствуют связи в нервной системе (т.е. физиологический механизм), а закрепляются связи благодаря чувству (т.е. субъективному состоянию). Но ни физиологические, ни психологические компоненты ничего не добавляли к нарисованной Торндайком независимо от них "кривой научения", где на абсциссе отмечались повторные пробы, а на оси ординат - затраченное время (в минутах). Главная книга Торндайка называлась "Интеллект животных. Исследование ассоциативных процессов у животных" (1898).
До Торндайка своеобразие интеллектуальных процессов относилось за счет идей, мыслей, умственных операций (как актов сознания). У Торндайка же они выступили в виде независимых от сознания двигательных реакций организма. В прежние времена эти реакции относились к разряду рефлексов - машинальных стандартных ответов на внешнее раздражение, предопределенных самим устройством нервной системы. Согласно Торндайку они являются интеллектуальными, ибо направлены на решение задачи, справиться с которой организм, используя наличный запас ассоциаций, бессилен. Выход состоит в выработке новых ассоциаций, новых двигательных ответов на необычную для него - и потому проблемную - ситуацию.
Упрочение ассоциаций психология относила к процессам памяти. Когда же речь шла о действиях, ставших автоматизированными благодаря повторению, их называли навыками. Открытия Торндайка были истолкованы как законы образования навыков.
Между тем он считал, что исследует интеллект. На вопрос: "Имеется ли ум у животных?", был дан положительный ответ. Но за этим стояло новое понимание ума, не нуждающееся в обращении к внутренним процессам сознания. Под интеллектом имелась в виду выработка организмом "формулы" реальных действий, позволяющих ему успешно справиться с проблемной ситуацией. Успех достигался случайно. Такой взгляд запечатлел новое понимание детерминации жизненных явлений, которое пришло в психологию с триумфом дарвинского учения. Оно вводило вероятностный стиль мышления. В органическом мире выживает лишь тот, кому удается, "пробуя и ошибаясь", отобрать наиболее выгодный вариант реакции на среду из многих возможных. Этот стиль мышления открывал широкие перспективы внедрения в психологию статистических методов. Главные достижения в разработке этих методов применительно к психологии связаны с творчеством Фрэнсиса Гальтона (1822 -1911). Находясь под глубоким впечатлением идей своего кузена Ч.Дарвина, он решающее значение придал не фактору приспособления отдельного организма к среде, а фактору наследственности, согласно которому приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих этот вид. Опираясь на данный постулат, Гальтон стал пионером в разработке генетики поведения.
Благодаря его неутомимой энергии широко развернулось изучение индивидуальных различий.Эти различия постоянно давали о себе знать в экспериментах по определению порогов чувствительности, времени реакции, динамики ассоциаций и других психических феноменов. Но поскольку основной целью являлось открытие общих законов, различиями в реакциях испытуемых пренебрегали. Гальтон же сделал основной упор именно на различиях, считая, что они генетически предопределены.
В книге "Наследственный гений" (1869) он доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству. Используя наличные экспериментально-психологические методики, присоединив к ним изобретенные им самим, он поставил их на службу изучению индивидуальных вариаций. Это относилось как к телесным, так и к психическим признакам. Последние считались не в меньшей степени зависящими от генетических детерминант, чем, скажем, цвет глаз. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату определить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корреляции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Но у Гальтона, которого иногда называют первым практикующим психологом, был более глобальный замысел. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны.
Свои испытания он обозначил словом "тест", которое широко вошло в психологический лексикон. Гальтон стал пионером преобразования экспериментальной психологии в дифференциальную, изучающую различия между индивидами и группами людей. Непреходящей заслугой Гальтона явилась углубленная разработка вариационной статистики, изменившей облик психологии как науки, широко использующей количественные методы.
Гальтон применял тесты для изучения работы органов чувств, времени реакции, образной памяти (найдя, например, сходство зрительных образов у близнецов) и других чувствительно-двигательных функций. Между тем практика требовала информации о высших функциях в целях диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 969;