Типология личности К.Г. Юнга
Главной идеей, предложенной К.Юнгом, можно считать идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие для всего человечества формы мыслительных представлений (или древние образы), наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Архетип может найти свое выражение в целом ряде образов и идей, но сам он не сводится ни к одному своему частному выражению, он является смыслом, который стоит за всеми способами своего выражения.
Юнг выделяет несколько основных для понимания структуры личности архетипов: это Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.
Персона — это то, какими мы представляем себя миру. Это наш характер, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения и т. п.
Эго — центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.
Тень — центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания, он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Однако большая часть аспектов нашей Тени на самом деле представляет для нас огромную ценность, содержит много позитивной энергии, которую мы сможем использовать, если сумеем интегрировать ее в нашу личность, тем самым дополнив ее.
Анима и Анимус — это идеальные бессознательные структуры, отражающие представление об образе женственности и, соответственно, мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под сильным влиянием этих архетипов. Мужчина стремится дополнить себя, найдя в реальности воплощение своей Анимы, женщина, соответственно — Анимуса.
Самость — центральный архетип, архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга в целостности, которая и есть самость. Достижение самости (то, что называется «найти себя») происходит примерно к 40 годам и только в результате серьезной работы по постижению своего бессознательного. Самость проявляется в форме мандалы (восточный медитативно-религиозный символ), содержащей в себе круг (полнота и целостность) и четырехчастные фигуры (крест или квадрат, обозначающие объединение противоположностей).
Глубже самости лежит коллективное бессознательное, содержанием которого являются архетипы, одним из них является, с точки зрения Юнга, и знаменитый Эдипов комплекс, не случайно нашедший свое отражение в древней мифологии. Таким образом, архетипы составляют фундамент, на котором строится человеческая личность.
По Юнгу, каждый индивид обладает стремлением к индивидуализации, становлению единым, однородным существом, и поскольку индивидуальность — это наша наиболее внутренняя, постоянная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация подразумевает становление собой или «самореализацию», это процесс развития к целостности и благодаря этому - движение к большей свободе. Этот процесс состоит в постижении своего бессознательного, прежде всего своей самости, но также и в разворачивании, проявлении своего бессознательного потенциала в реальной жизни.
В то же время Юнгу принадлежит глубокая и детально разработанная типология личности. В основе этой типологии лежит ставшее уже классическим понятие экстраверсии и интроверсии, характеризующее человека, чья энергия (либидо) преимущественно направлена либо к внешнему, либо, соответственно, к внутреннему миру. Никто не является чистым экстравертом или интровертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих направленностей.
Далее Юнг подразделяет людей по принципу доминирования одной из основных четырех психологических функций: ощущений, интуиции, эмоций и мышления. Соответственно, можно говорить об ощущающем (сенсорном), интуитивном, эмоциональном и мыслительном типах личности. В сочетании с качеством экстраверсии или интроверсии уже получается восемь основных типов, подробно охарактеризованных Юнгом в книге «Психологические типы».
Карл Густав Юнг.Гл. идеей, предложенной К. Юнгом, можно считать идею сущ-ия наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием £ явл. так называемые архетипы, т.е. некие общие для всего человечества формы мыслительных представлений (или древние образы), наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Юнг выделяет несколько основных для понимания структуры личности архетипов: Персона — это то, какими мы представляем себя миру. Это наш характер, наши соц. роли, индивидуальный стиль выражения. Эго — центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни. Тень — центр личного бессознательного, фокус для материала, £ был вытеснен из сознания, он вкл. тенденции, желания, воспоминания и переживания, £ отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Однако большая часть аспектов нашей Тени на самом деле представляет для нас огромную ценность, содержит много позитивной энергии, £ мы сможем использовать, если сумеем интегрировать ее в нашу личность, тем самым дополнив ее. Анима и Анимус — это идеальные бессознательные структуры, отражающие представление об образе жен-ти и, соответственно, муж-ти. Мужчина стремится дополнить себя, найдя в реальности воплощение своей Анимы, женщина, соответственно — Анимуса. Самость — центральный архетип, архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга в целостности, £ и есть самость. Достижение самости (то, что называется «найти себя») происходит примерно к 40 годам и только в результате серьезной работы по постижению своего бессознательного. Глубже самости лежит коллективное бессознательное, содержанием £ являются архетипы. Т. о., архетипы составляют фундамент, на £ строится чел. личность.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1270;