Реакция на движение
Зрительный аппарат устроен так, что, при появлении в поле зрения движущегося объекта взгляд почти мгновенно, через 150-170 миллисекунд, переводится на него и затем безошибочно отслеживает движение. Это свойство глаза широко используется профессиональными дизайнерами: неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция.
Целостность восприятия
Человек способен воспринимать как части, так и все изображение в целом одновременно. Информация о форме объекта, цвете, яркости и т.д. сливается воедино в некий определенный образ. Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемых как единое целое, могут создать новое неожиданное изображение, причем человек подсознательно пытается объединить его элементы, увидеть <смысл>. Собственно, это свойство лежит в основе построения любой композиции, о чем мы будем говорить подробнее в следующих разделах книги.
Запоминаемое
Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не более 7-9 . Посмотрите в течение нескольких секунд на иллюстрацию (рис. 3) или в окно, закройте глаза и попробуйте воспроизвести увиденные
Рис. 3. Рисунок А.В. Кокорина
элементы. Наверняка, их будет не больше девяти. При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций не забывайте об этом свойстве восприятия, не перегружайте свою работу.
Константность
Константность (предметность), или постоянство восприятия величины и формы, - это механизм корректирования, обеспечивающий адекватность зрительного образа объекта самому объекту. Собака, рассматриваемая с разных точек зрения, в разных проекциях, выглядит по-разному, но человек безошибочно узнает именно собаку. Некоторые типы константности врожденные, например инвариантность к размеру: большой и маленький чайник однозначно воспринимаются как чайник. Приобретенная константность формируется в мозгу человека на основе накопленного опыта.
Рис. 4. Пример костантности восприятия
В сознании человека накапливается множество обобщенных образов, необходимых для опознания предмета. Увиденный предмет по ряду признаков мгновенно сопоставляется с имеющейся в памяти абстракцией и приобщается к нужному классу: раскрытая ладонь и кулак объединяются понятием <рука>, все мыслимые изображения деревьев - в понятие <дерево> (рис. 4.). Константность восприятия позволяет человеку правильно оценить размер и реальную форму объекта, разглядеть его на фоне других объектов
Соотносительность
Соотносительность - особенность восприятия, выражающаяся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же ,- свойствами других предметов. Если на картинке изображен только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький. Следует поместить его в какую-то среду, окружить другими предметами, сопоставить размеры с известными размерами прочих объектов. Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения (рис. 5).
Рис. 5. Восприятие объекта в зависимости от окружения
Соотносительность позволяет усилить впечатление многоцветности изображения при использовании ограниченного числа красок- темное на светлом фоне кажется более темным и наоборот (рис. 6),
Рис. 6. Зависимость восприятия цвета от контраста
контраст цветов усиливает их звучание Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к ошибкам глазомера и возникновению разного рода иллюзий.
Иллюзорность
Иллюзорность - обманчивость зрительного восприятия Причина оптической иллюзии лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях строения глаза, и является следствием несовершенства органов чувств <Мысль изреченная есть ложь> (Тютчев), но лжет иногда и изображение, вернее, наше восприятие этого изображения
Рассмотрим в качестве примеров графические иллюзии на изображениях Зрительное восприятие обязательно включает в себя глазомернуюоценку. Человек подсознательно отмечает равенство отрезков, их параллельность, пропорции, одинаковость фигур, даже если они повернуты относительно друг друга, и т.д Глазомерные оценки порой бывают ошибочны, и эта ошибочность достаточно устойчива Например, светлые предметы на темном фоне кажутся больше, это явление называется иррадацией (от лат. <сиять>).
Ниже приведены примеры наиболее распространенных графических иллюзий:
Рис. 7. Иллюзия стрелок Мюллера-Лиера
а - отрезок раделен на две равные части;
б - правая часть отрезка короче лвой на 25%
Рис. 8. Иллюзия сходящихся и расходящихся линий:
а - горизонатальные части ломаных линий ровны;
б - длины верхних оснований обеих тропеций равны;
в - нижний горизонатальный отрезок равен верхнему
Рис. 9. Иллюзия разной кривезны:
а - радиус кривезны всех дуг одинаков;
б - внутренние окружности в обеих случаях одинаковы
Рис. 10. Иллюзия непараллельности параллельных линий:
а - параллельные линии кажутся расходящимися;
б - параллельные прямые кажутся сходящимися;
в - параллельные горизонтальные линии кажутся волнистыми;
г - параллельные прямые кажутся непараллельными
Рис. 11. Иллюзия искажения прямого угла и окружности. Иллюзия черных кружков
Наблюдаемые объекты проецируются на сферические сетчатые оболочки глаз, которые у всех людей устроены примерно одинаково, поэтому оптические иллюзии закономерны и объективны.
Ассоциативность
Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает другое, третье и т.д. Приведем в качестве простейшего примера эмоциональное зрительное восприятие линии. При разглядывании с различных линий возникают различные, вполне определенные чувства и ассоциации. Разные формы линий, их направление - это элементы выразительности (рис. 12)
Рис. 12. Выразительность линий
горизонтальные линии символизируют основательность, спокойствие, тишину;
вертикальные - передают стремление вверх, рост, торжественность;
спиральные - характеризуют вращательное движение, развитие;
ломаные - ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью;
волнообразные - выражают движение на различных скоростях;
наклонные:
· восходящие, или активные, - ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом;
· нисходящие, или пассивные, - вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие
Образность
Образность - основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан, пучину моря. Порой объект, не виденный заранее, способствует возникновению какого-либо близкого, давно знакомого образа. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче, чем выше его интеллект. В психодиагностике используется тест Роршаха. Глядя на бесформенные пятна, человек пытается определить, напоминают ли они растения или животных, явления природы или достижения цивилизации. Появляющиеся образы зависят от формы пятна, цвета, фона. Отношение к цвету - показатель эмоционального состояния, а степень оригинальности ответов характеризует интеллект; правда, излишняя оригинальность скорее свидетельствует о вычурности мышления. О возможности определения характера человека по восприятию им бесформенных пятен упоминал еще Леонардо да Винчи. Способность к образному мышлению очень важна.
Художественная выразительность достигается разными путями. Яркий тому пример - постимпрессионисты: Ван Гог, Гоген, Тулуз Лотрек. Для выражения своих мыслей и чувств они шли на сознательное искажение натуры, и от этого выразительность их произведений только усиливалась. Учитывая особенности восприятия и соблюдая определенные правила, дизайнер все же в первую очередь должен руководствоваться творческими критериями. Так, на все замечания по поводу неточностей в своей картине <Боярыня Морозова> В. Суриков ответил: <Суть исторической картины - угадывание. Если сам дух времени соблюден - в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда все точка в точку - противно даже>.
Контрольные вопросы:
1. Что такое восприятие и его суть?
2. Объективные закономерности зрительного восприятия?
3. Применение зрительных иллюзий в творческом процессе?
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1102;