Закономерности зрительных иллюзий, их влияние на объемно-пространственное решение формы предмета. Применение зрительных иллюзий в творческом поиске формообразования изделий.
План:
1. Объективные закономерности зрительного восприятия.
2. Применение зрительных иллюзий в творческом процессе.
Свойства восприятия
В словарях дается следующее определение: восприятием называют процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения. Зрительное восприятие на девяносто процентов обеспечивает человека всей получаемой информацией. Визуальные образы <интернациональны>, они позволяют легко преодолевать языковой барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чем любой другой; нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде образов. Может быть, поэтому в наше время, когда на человека обрушилась лавина информации, так возросла потребность в художниках и дизайнерах?
Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково, - следовательно, существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них.
Последовательность
Любое изображение или объект - в общем, то, что находится у вас перед глазами, - состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время хаотически движется, но хаотичность эта кажущаяся.
Рис. 1. Траектория движения зрачка при рассматривании профиля Нефертити
Глаз устроен так, что за один раз позволяет обозначить только один образ, затем переходит к следующему и т.д., то есть человек смотрит последовательно. При знакомстве с объектом он как бы <ощупывает> его взглядом. В зрительной памяти остаются характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли: Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части изображения к другой, несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами. Выше приведен пример траектории движения зрачка при рассматривании профиля Нефертити (рис. 1).
Избирательность
Максимум внимания среди множества предметов приковывает изображение человека или животного. Лица людей на картине значат больше, чем фигуры, а главные элементы, фиксируемые на лице, - глаза, нос, губы (рис. 1). Точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны данного участка контура. Они наиболее важны для опознания фигуры. Резкие изломы линий часто используются художниками, для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Этот прием использовался в народном творчестве при вышивке крестом и в ковровых рисунках, на нем строили свои работы кубисты, по тому же принципу рисуются пиктограммы (рис. 2)
Рис. 2. Рисунки с резкими изломами линий
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 971;