Оп-арт и восприятие
Задача оп-арта — обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой. Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры. Так, в картине Виктора Вазарели «Тау-дзета» (1964)квадраты и ромбы непрерывно перестраиваются по схеме греческих букв, но так и не объединяются в определенную конфигурацию. В другой работе Вазарели — «Сверхновые» (1959—1961) две одинаковые контрастные формы создают ощущение перемещающейся вспышки, покрывающая поверхность сетка через некоторое время отделяется и зависает, а вписанные в квадраты круги исчезают и снова появляются в различных точках. Плоскость непрерывно пульсирует, то разрешаясь в мгновенную иллюзию, то снова смыкаясь в непрерывную структуру. Название картины отсылает к представлению о взрывах космической энергии и зарождению сверхновых звезд. Непрерывно колеблющиеся поверхности «сверхсенсорных» картин заводят восприятие в тупик, вызывают зрительный шок. Особенно сильным ударом подвергался нервный аппарат зрителя на тех выставках, где экспонировались движущиеся, светящиеся, отражающие свет и бликующие системы. Их посетители реагировали на «художественную иллюзию» головокружениями и обмороками.
Чтобы достичь внешних оптических эффектов, оп-артисты используют материалы, не относящиеся к живописи (металл, стекло, пластик), но имеющие отражающую поверхность. Эта же цель навела художников на мысль использовать выразительные возможности ткани и прозрачных материалов — излюбленный приём рекламы и печати, шокирующий и достигающий немедленного результата. В том же духе будет работать и поколение художников, родившихся между 1925 и 1930, чьё творчество связано главным образом с 1960-ми — они систематизируют предшествующие открытия и умножат области применения оп-арта в повседневной жизни. Начиная с оптических эффектов на картинной плоскости, они будут стремиться систематизировать свои композиционные решения (Дебур Гарсия-Росси, Собрино Ле Парк, Демарко Морелле) и достичь переливающихся эффектов (Морелле, Сото, Стейн); некоторые из них обратят свои поиски в сторону кинетизма (Агам Крус, Диас Сото, Ивараль Варданега, Марта Бото).
Иллюзия контраста
Иллюзия контраста показывает нам, что окружающий фон влияет на восприятие предмета. Частные случаи зрительной иллюзии контраста:
Иллюзия Эббингауза-Титченера, заключается в том, что один и тот же объект, воспринимается как более крупный среди мелких фоновых предметов и меньше среди больших фоновых предметов.
Ахроматический контраст: круги имеют один и тот же оттенок серого цвета.
Влияние рамок: Цвет кажется более насыщенным, если он окантован черными рамками.
Решетки Геринга демонстрируют такое явление, как иррадиация (по-латыни - неправильное излучение)
На пересечении белых полос
На пересечении черных полос видны серые пятна. появляются серо-розоватые пятна.
Возникает ощущение, что белые круги мигают.
Контрольные вопросы:
1. Зрительные иллюзии в костюме?
2. Оптико-геометрические иллюзии – это…?
3. Оптическое искусство и его история зарождения?
4. В чём заключается задача оп-арт и его восприятие?
5. Самые интересные оптические иллюзии?
6. Что представляет из себя иллюзия контраста?
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1378;