Спады металлургического производства в начале 30-х годов XIX в.
Первая половина XIX в.— период кризиса феодально-крепостнической системы, разложения феодально-крепостнических и дальнейшего развития капиталистических отношений.
В первые три десятилетия XIX в. горнозаводское производство сохраняло еще преимущественно феодальную форму. Сокращение экспорта металлов в связи с завершением промышленной революции в Англии вызвало необходимость перестройки заводов для обслуживания своего, российского потребителя. Но эту перестройку заводчики проводили на базе крепостнических резервов хозяйства. Обрабатывающая промышленность края оставалась преимущественно на уровне ремесла и простого товарного производства, обслуживая в основном местные потребности.
Совсем иное содержание имела хозяйственная перестройка 40—50-х годов XIX в. На горных заводах начался промышленный переворот. В горнозаводском хозяйстве происходили не только технические сдвиги, но и капиталистическая реорганизация методов эксплуатации труда. В то же время наблюдался массовый переход обрабатывающей промышленности от простого товарного к капиталистическому производству. Купечество перерастало в класс промышленной буржуазии. Под давлением социально-экономических процессов рушились сословные барьеры в городах, росла доля горожан, которые не принадлежали к городским сословиям, но играли активную роль в хозяйственной жизни. Все более решающее значение приобретали выступления мастеровых, причем по своим формам и требованиям они получали все большее сходство с выступлениями рабочего класса.
Экономическое развитие Урала в первой половине XIX в. определяла горнозаводская промышленность. Перед отменой крепостного права на Урале было 154 чугуноплавильных, железоделательных и медеплавильных завода и золотых прииска, объединенных в горнозаводские округа. По юридическому положению они делились на казенные, посессионные и вотчинные. Казенных предприятий было 24, посессионных —78, вотчинных — 52. В Пермской губ. находилось 115 заводов, в Оренбургской — 26, в Вятской — 13. Основную массу продукции давали частные заводы.
Причиной застоя металлургической промышленности Урала было преобладание феодально-крепостнических элементов в производственных отношениях в уральской промышленности. В XVIII в. дешевизна крепостного труда и низкие расходы на заготовку угля и руды (и недра земли, и леса были собственностью заводчиков) послужили основой процветания горнозаводской промышленности Урала
Причиной спада и застоя начала столетия явилось сокращение экспорта металла. Континентальная блокада дополнительно уменьшила его, но и после ее ликвидации экспорт металлов не восстановился до прежнего уровня. Если в начале столетия Россия экспортировала около трети производимого железа, то в середине 30-х годов экспорт составлял лишь пятую часть, а в конце 50-х годов — до 7% выплавляемого металла.
Внутренний рынок не мог еще поглотить всю возросшую массу металла. Предложение превышало спрос, и цены упали. Пуд полосового железа, который в 1800—1805 гг. на Нижегородской ярмарке стоил 1 руб. 20 коп. серебром, в 1810-1814 гг. продавался по 50 коп. серебром. Переход от экспорта к сбыту основной массы продукции на внутреннем рынке вызвал необходимость и в некоторой технической реконструкции. Поскольку внутренний рынок требовал не столько полосового, сколько сортового железа (кровельного, шинного, топоров, кос и т. д.), оказалось необходимым строить дополнительные передельные фабрики ставить катальные, резальные станы, нагревательные печи и т. п., а все это требовало времени.
В результате сокращения экспорта металла затраты на производство металла сокращаются. Себестоимость 1 пуда полосового железа на заводах Демидовых падает с 56 до 38 коп. серебром, Строгановых — с 40 до 38, Голицыных —с 35 до 29 коп. Реагируя на понижение цен сокращением производственных затрат, заводчики сохраняют довольно высокие прибыли. В наибольшей степени сокращались расходы на заготовку руды и угля. Они составляли в первом десятилетии XIX в. в среднем 34,8% всех производственных затрат (исключая накладные расходы), во втором — 16,6, в третьем — 20,6%. В условиях, когда хозяева горных заводов были «и помещиками и заводчиками», затраты на заготовку сводились к оплате труда заводских крестьян и других категорий «сельских работников».
Монополию уральских заводчиков усиливала покровительственная политика правительства. Так, закон 1800 г. запрещал строительство в заводских округах «всех тех мануфактурных фабрик, которых все производство главнейше основывается на огненном действии». Вскоре оказалось, что на Урале все места, пригодные для строительства заводов, уже находятся в частном владении, и строительство новых заводов почти прекратилось.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1262;