Горнозаводская промышленность: кризис феодально-крепостнической системы на горных заводах.
Уральская промышленность была связана тесными узами с крепостным правом, с феодальной системой в целом и разделила судьбу этой системы. Разложение и кризис феодализма в России сопровождались застоем и кризисом уральской металлургии.
Вместе с тем не следует игнорировать влияние географической среды. Мануфактурному периоду промышленности соответствовали определенный уровень техники, приемы использования энергетических и сырьевых ресурсов и т. д. Истощение вблизи ряда заводов лесных и рудных ресурсов, естественно, сказывалось на их производительности.
Тормозящее влияние на развитие Урала оказала промышленная политика правительства. Если в первой половине столетия эта политика проводилась преимущественно в интересах купечества, то теперь преобладающие выгоды от нее получало дворянство. Абсолютизм ставил дворянское предпринимательство в привилегированное положение и создавал ему благоприятные условия для конкуренции с купеческими предприятиями.
Одним из наиболее важных проявлений нового курса правительства относительно купеческого предпринимательства был указ 1762 г. о запрещении покупать крестьян к заводам, который восстановил монопольное право дворян эксплуатировать труд крепостных крестьян, нарушенное в 1721 г., когда купцам было разрешено покупать крестьян к мануфактурам. Осуществление указа 1762 г. ставило промышленников из дворян и купцов в неравные условия. Первые имели широкую возможность пользоваться крепостным трудом, а вторые были лишены его.
Несмотря на настойчивые домогательства промышленников, правительство оставалось глухим к их просьбам и отменило указ 1762 г. только в 1798 г., когда крепостной труд потерял прежнюю привлекательность и почти все промышленники утратили стремление обзаводиться крепостными. Проявлением дворянского характера промышленной политики правительства была отмена в 1782 г. горной свободы, объявленной ранее рядом указов с целью привлечения частных капиталов в промышленность. Принцип горной свободы с наибольшей полнотой был определен берг-регламентом 1739 г., который отделил право владения поверхностью земли от права владения ее недрами. Манифест 1782 г. положил конец горной свободе. В интересах дворянства недра были объявлены собственностью владельца земли, и без разрешения последнего никто не имел права пользоваться ими. Отмена горной свободы усложнила доступ к поискам и разработке полезных ископаемых купцам.
Еще одним показателем дворянского характера промышленной политики правительства следует признать раздачу казенных заводов дворянам и оказание им финансовой помощи при строительстве предприятий. В первой половине столетия правительство в развитии промышленности на Урале ориентировалось на недворянские элементы, которым оказывало соответствующую помощь.
Во второй половине XVIII в. объектом аналогичных забот правительства становится дворянство. Представители последнего получают ссуды на сооружение заводов. Главное поощрение дворянского предпринимательства состояло, однако, не в выдаче ссуд (таких случаев было не очень много), а в льготной продаже дворянам казенных заводов.
Передача казенных заводов частным лицам явилась одним из элементов экономической политики правительства в тот период, когда промышленность делала свои первые шаги. Этой мерой правительство Петра I намеревалось увеличить приток частных капиталов в металлургию.
Но уже практика первой раздачи казенных заводов, осуществленной в 1739 г., оказалась далека от этих целей. Лучшие на Урале Гороблагодатские заводы получил проходимец Шемберг, разоривший их своим хозяйничанием. В 50-х годах правительство вновь осуществило раздачу казенных заводов, причем оно и на этот раз руководствовалось отнюдь не интересами развития промышленности, а интересами вельмож, пытавшихся поправить свои дела предпринимательством. Граф Петр Иванович Шувалов, граф Захар Григорьевич Чернышев, братья Воронцовы и другие дворяне на льготных условиях получили от казны 18 уральских заводов.
Новые владельцы предприятий в погоне за высокими барышами организовали хищническую эксплуатацию сырья и рабочей силы. В результате этого в приписных деревнях Урала в конце 50-х и начале 60-х годов вспыхнули крупные крестьянские волнения.
Предпринимательство дворян окончилось крахом. Казенные заводы не спасли их от разорения. Спустя 10—20 лет они либо вернули заводы казне за цену в два-три раза выше той, которую должны были уплатить сами, либо продали их ловкому дельцу Савве Яковлеву.
Столь же неудачно закончилось предпринимательство дворян, построивших заводы на собственные деньги. Лишь дворяне, располагавшие в своих владениях резервами крепостного труда в сочетании с высококачественными рудами, сумели сохранить за собою заводы до конца XVIII в. К ним относятся Строгановы, а также владельцы отпочковавшихся от их вотчин хозяйств: князья Голицыны, Шаховские и Всеволожские.
В конце XVIII в. правительство пересмотрело вопрос о размере налога с выплавленного металла. Все горные заводы по указу 1794 г. были разбиты на две группы:
· на заводы, построенные «с пособием от казны, получив для этого земли и леса или же приписанных из ведомства казенного людей»;
· на заводы, построенные «без всякого от казны пособия», то есть без приписных крестьян, казенных лесов и земель.
Владельцы первых из них должны были платить в казну по 8 коп. с пуда выплавленного чугуна, а владельцы вторых — по 6 копеек.
Новые черты в промышленной политике правительства нашли также проявление в ослаблении регламентации заводской деятельности. В 1779 г. правительство отменило тяжелые для промышленников обязательные поставки железа казенному ведомству. Эти поставки, производившиеся по ценам, установленным еще в петровское время, были крайне обременительными для промышленников. В то же время правительство, обнаружив тенденцию к сокращению выплавки меди, пыталось стимулировать развитие медеплавильной промышленности сокращением обязательных поставок меди.
Так, в 1780 г. размер их был снижен на 25%, «чтоб частные люди, медные заводы имеющие, вместо трех частей меди, на заводах их вырабатываемой, доставляли в казну нашу только половину оной».
В 1786 г. владельцы медеплавильных заводов получили еще одну льготу: вся медь, выплавленная сверх определенной нормы, освобождалась от обязательных поставок. Меры эти, однако, не дали ожидаемого эффекта. Большинство медеплавильных заводов пользовалось гнездовыми месторождениями руд, быстро иссякавшими, и производство меди из года в год падало.
Не помог и указ 1797 г., значительно сокращавший размер налога, установленный для медеплавильных заводов в 1794 г.
Объявленное указом 1762 г. запрещение покупки крестьян к купеческим мануфактурам не оказало сколько-нибудь существенного влияния на состав рабочей силы уральских заводов. Число работных и мастеровых людей из крепостных и отданных по указам, занятых непосредственно на мануфактурах, из десятилетия в десятилетие увеличивалось. Их численность росла, во-первых, за счет естественного прироста населения, во-вторых, за счет роста количества занятых в принудительном порядке на заводских работах посессионных крестьян.
Третьим источником роста числа принудительных рабочих на заводах было перераспределение наличных ресурсов рабочей силы между промышленными хозяйствами, а также внутри них. Ларион Иванович Лугинин, например, начал вкладывать капиталы в металлургию с 1769 г., то есть после запретительного указа, тем не менее все его 5 заводов были обеспечены необходимыми кадрами из числа посессионных крестьян, за счет покупки заводов, имевших таких крестьян, и перевоза людей на старые заводы. Таким же способом комплектовали заводские кадры Савва Яковлев, Демидов и другие промышленники.
Для роста использования наемных людей на вспомогательных работах имел также значение указ 1779 г., регламентировавший использование труда приписных крестьян. В 50—60-х годах применение труда приписных крестьян на внезаводских работах было фактически неограниченным, ибо промышленнику предоставлялось право привлекать их к заготовке сырья сверх суммы подушного оклада.
Указ 1779 г., изданный правительством под впечатлением активного участия приписных деревень в Крестьянской войне 1773—1775 гг., ограничил отработки суммой подушного оклада и определил перечень работ, на которые разрешалось привлекать приписных крестьян:
· рубка куренных дров,
· разломка угольных куч,
· перевозка угля и руды,
· ремонт плотин «в том единственном случае, когда те плотины от наводнения или пожара повреждены будут».
Насильственное использование приписных крестьян на работах, не предусмотренных указом, каралось штрафом.
Характеризованный выше состав рабочей силы типичен для большинства уральских заводов. Но были и отклонения. Так, на заводах Иван Борисович Твердышева и Иван Семенович Мясникова, оказавшихся после смерти основателей в руках Козицкой, Дурасовой, Пашковой и Бекетовой, посессионные крестьяне выполняли не только основные, но и вспомогательные работы. Подавляющее большинство их не было связано с сельским хозяйством и фактически превратилось в рабочих. Одновременно существовало несколько предприятий, где наемный труд преобладал не только на вспомогательных, но и на основных работах.
Таким образом, на уральских мануфактурах в конце XVIII в. преобладал принудительный труд, а труд наемных людей широко использовался лишь на внезаводских работах. Такое применение наемного труда не дает основания рассматривать уральские мануфактуры (во всяком случае, подавляющее большинство их) в качестве капиталистических предприятий. Правильнее считать их переходным типом мануфактур, в котором сочетались капиталистические и феодальные элементы, но с преобладающим влиянием феодальных элементов.
Контрольные вопросы:
1. Какие два периода отчетливо прослеживаются в Уральской металлургии во второй половине XVIII в.? Особенности этих периодов?
2. Сколько заводов было построено за период с 1744 – 1760 гг. Перечислите симбирских купцов, принявших участие в строительстве заводов.
3. Благодаря чему изменилась география размещения заводов?
4. В чем заключается кризис феодально-крепостнической системы на горных заводах Урала?
Лекция №5: Строительство горнозаводских округов (конец XVIII - начало XIXвв.).
Горнозаводские округа — в Российской империи хозяйственно-территориальные образования в добывающей и металлургической промышленности, включавшие заводы, рудники, прииски, леса, вспомогательные производства. До 1861 года округа в качестве обязательного элемента включали зависимую от заводов рабочую силу.
Горнозаводские округа объединялись производственными связями и общей администрацией, которой принадлежала вся полнота власти. Делились на казённые и частные, с 1782 года последние — на владельческие (вотчинные) и посессионные.
Производственная база горнозаводских округов и административная система начали складываться в начале XVIII века со строительством на Урале первых металлургических заводов: казённых Каменского и Невьянского (1700—1701), Алапаевского и Уктусского (пущены в 1704 году), а также частных заводов Демидовых: Шуралинского, Быньговского, Верхнетагильского, Нижнелайского и медеплавильного Выйского (1716—1725). Одновременно в 1700 году осуществлена первая приписка рабочей силы к Невьянскому заводу (свыше 1,6 тысяч душ), в 1703 году — к тому же заводу, переданному в частное владение Никите Акинфиевичу Демидову.
Вокруг крупных доменных предприятий строились мелкие передельные заводы, которые имели свои рудники, каменоломни, лесные разработки (для изготовления древесного угля), конные дворы, сенокосы, пильные мельницы, пристани и суда для транспортировки продукции, составлявшие единый горнозаводский округ.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1394;