Крупные уральские помещики – горнозаводчики
Использование людьми природных богатств Урала началось в незапамятные времена, и только ХУШ век положил начало широкомасштабному освоению этого богатейшего края во славу России. Много славных русских фамилий связано с соледобычей, выплавкой чугуна и меди, добычей драгоценных металлов и самоцветов, прокладкой дорог и укрощением строптивых уральских рек. Среди них Демидовы, Строгановы, Шуваловы, Голицины, Яковлевы, Турчаниновы, Лазаревы, Осокины, Твердышевы, Походяшины, Хлепатины и многие другие люди разных имен и званий. Колоссальных трудов и большого ума требовалось от простых русских мужиков, чтобы в глухом углу, на самом краю Русской земли, строить огромные технические сооружения, пробивать шахты, запруживать реки, прокладывать дороги и возделывать хлебные нивы. За считанные годы вчерашние хлебопашцы освоили 26 специальностей, связанных напрямую с производством металла, а если считать обученных подмастерьев и подзаводских крестьян, то таких специальностей набиралось более 80.
1. Помещики Строгановы
Александр Сергеевич Строганов — российский государственный деятель; член Государственного совета, сенатор; барон, с 1798 года — граф; действительный тайный советник 1-го класса (15 сентября 1811). Обер-камергер c 1797 г. Крупнейший землевладелец и уральский горнозаводчик;
Николай Григорьевич Строганов- государственный деятель, крупнейший солепромышленник и землевладелец.
Когда в 1720 году старший брат Александр Строганов отправляется в пермские и солепромышленной вотчины, чтобы ознакомиться с состоянием хозяйства доставшегося по наследству имений и солеварения, то убеждается в убыточности солепромышленных промыслов. С согласия матери и младших братьев Николая, и Сергея, он ликвидирует эти промыслы, остальные же значительно улучшил, построив новые и исправив обветшавшие к тому времени варницы.
Являясь потомком знаменитого солепромышленника Аникия Строганова, Николай Григорьевич занимался этим промыслом в одной команде со своими братьями — Александром и Сергеем Григорьевичами.
Сергей Григорьевич Строганов – государственный деятель меценат, коллекционер, московский, археолог, градоначальник. В его владении было 80 тысяч душ крестьян. Вместе с женой управлял майоратом в Пермской губернии (владельцем которого стал после смерти жены) с 46 тысяч крепостных крестьян в составе уральских заводов: Билимбаевского (с 1734), Добрянского (с 1754), Кувинского (1856—1906), Кыновского (1761—1911), Очёрского (1759—1911), Павловского (1816—1911), Софийского (1862—1870).
Графу Строганову принадлежали заводы: Кушвинский, Кыновский, Уткинский, Билимбаевский, Добрянский, Павловский, Очерский.
В 1558 г. по указу Ивана Грозного среднему сыну Александру Строганова — Григорию было пожаловано «для всего рода» 3,5 млн. десятин земли на Северо-Западном Урале. В дальнейшем следовали новые пожалования, обширные угодья Строгановы захватывали сами. К концу XVI в. в их распоряжении находилось более 10 млн. десятин земли. Обещая привилегии и льготы, Строгановы привлекали сюда население со всей России. По рекам Каме, Чусовой ими основываются города и крепости. За свой счет они формируют и вооружают их гарнизоны, создают отряды для охраны своих промыслов, поддержания порядка среди работающего здесь люда. Постоянно происходят также стычки и целые войны с местным коренным населением, чьи земли достались столь удачливым предпринимателям. Даже знаменитый поход Ермака в Сибирь был организован на деньги и по инициативе Строгановых.
Здесь же на Урале Строгановы продолжают и добычу соли, основав промыслы Соли Камской. Пользуясь правом беспошлинной торговли, являясь практически монополистами-солепромышленниками в этом регионе, они в большом количестве поставляют соль в Казань, Нижний Новгород, другие города Поволжья и центральной России. Но вместе с тем, как и прежде, они ведут активную торговлю пушниной, рыбой, иными разнообразными товарами. Их богатства растут, а вместе с тем растут и их привилегии.
В дальнейшем предпринимательская деятельность Строгановых приходит в упадок: на Урале появляются новые деятели, недостает рабочих рук для добычи и особенно вывоза соли в центральную Россию. На внутренний рынок страны все в большем количестве поступает соль, добытая из озер в Нижнем Поволжье, которая была дешевле вываренной дедовским способом в Строгановских вотчинах. Попытки заняться предпринимательством в сфере металлургии не приносят Строгановым особого успеха. И они, используя свои богатства и титулы, обзаводятся имениями и крепостными, совершают карьеру на государственной службе, ведут уже типичную жизнь для российской аристократии, принадлежат к числу наиболее известных ее семейств XVIII-XIX веков.
Как предприниматели Строгановы в XVIII веке более всего известны в качестве владельцев металлургических заводов. Надо заметить, что Строгановы приобщались к металлургии без особого энтузиазма, хотя на территории их обширных вотчин находилось много железной и медной руды.
Заявку на строительство своего первого завода Строгановы подали в 1721 году, и тогда же Берг-Коллегия, ведавшая этими вопросами, разрешила им построить медеплавильный завод на р. Таманке. Однако Строгановы не стали спешить, а занялись этим лишь три года спустя, и завод начал работать только в 1726 году, но действовал не на полную мощность.
Вслед за Таманским заводом Строгановы построили Билимбаевский. Его строительству предшествовала тяжба с Акинфием Демидовым, который делал заявки «про запас», чтобы таким путем избавиться от конкурентов. На этот раз экспансивный Демидов вторгся в пределы владений Строгановых и пытался записать рудники на реке Билимбахе на свое имя. Барону Александру Строганову, который подал челобитную в Берг-Коллегию в обоснование своих прав, пришлось ссылаться на привилегию 1719 года, отдававшую предпочтение при постройке заводов владельцам земель, на которых была обнаружена руда. Нахрапистому Акинфию Демидову не удалось тогда выиграть дело у своих именитых соперников (что он много раз неправедно делал у более слабых). Несомненно, что домогательство Демидова оказало некоторое влияние на строительство Билимбаевского завода.
При строительстве третьего, Юго-Камского завода Строгановым пришлось преодолевать сопротивление уже казны, которая хотела построить там медеплавильные печи и имела приоритет. При поддержке Соляной конторы Строгановым удалось, хотя и не сразу, добиться своего, и они в 1746 году построили завод, допустив при этом ряд нарушений законов.
1. Помещики Голицины
Среди обилия дат, значимых для истории Горнозаводского района, значится и день рождения известного государственного деятеля елизаветинской и екатерининской эпох Михаила Михайловича Голицына, основателя Архангело-Пашийского завода, будущего нашего ПМЦЗ. Князь Михаил Михайлович Голицын родился 29 июля (по нов. ст.) 1731 г. Памятная дата дает повод поговорить как о самом князе, так и об основанном им заводе и значении этого предприятия для последующих судеб российской металлургии.
Род Голицыных принадлежал к дворянской элите по причине своей древности. Среди далеких предков Михаила Михайловича значились и литовские правители Гедиминовичи и первая правящая династия Руси — Рюриковичи.
15 сентября 1757 г. Михаил Михайлович обвенчался с баронессой Анной Александровной Строгановой. Женился князь не ради денег, и брак его был, вероятно, счастливым. Однако, как это порой случается с людьми, умеющими управлять капиталом, супружество принесло Голицыну новые выгоды.
Имущество Строгановой, перешедшее к Голицыну, включало в себя 9923 души и несколько уральских предприятий: Нытвенский завод, половину Кусье-Александровского завода, село Усть-Чусовское, Яйвенский острожек, а также участие в Усольских, Ленвенских и Чусовских соляных промыслах. В 1785 г. князь построил в новых владениях Архангело-Пашийский завод, а спустя около 6 лет двухэтажный каменный храм при нем (Свято-Троицкая церковь).
Михаил Михайлович в условиях рыночной паники нашел смелость построить Пашийский завод, то новый владелец Сергей Михайлович Голицын, видя разорение Урала, поспешил избавиться от хозяйственных хлопот и в 1879 г. сдал свои горнозаводские дачи (почти 769.990 десятин земли!) в аренду Франко-Уральскому обществу, от которого округ перешел в 1889 г. в руки другой французской компании, известной как Камское акционерное общество.
В итоге Урал обанкротился, и страна вошла в затяжной кризис, завершившийся Октябрьской революцией 1917 г. А очередной представитель знатного рода — С.М. Голицин (1909—1989) — написал «Записки уцелевшего».
Пермское имение Голицыных было одним из крупных горнозаводских хозяйств региона, где в конце XVIII в. проживало до 30 тысяч человек. Здесь в предреформенный период в целом успешно развивалось металлургическое производство (Нытвенский, Архангело-Пашийский и Кусье-Александровский заводы) и солеварение. Этому во многом способствовало отсутствие финансовых споров между немногочисленными владельцами имения, представлявшими одну из ветвей известного рода.
Голицыны одними из первых среди заводовладельцев Урала приступили к созданию социальной инфраструктуры в своем пермском имении.
В марте 1787 г., во время поездки в Москву, его главноуправляющий Константин Федотович Кокшаров выступил с инициативой создания здесь медицинской части и получил согласие владельцев.
В конце XVIII — первой половине XIX в. каждый владелец горнозаводского хозяйства Урала решал вопросы, связанные с обеспечением заводов квалифицированными специалистами, по-своему, в соответствии со своим пониманием целей и задач образования, финансовыми возможностями, уровнем развития производства. В политике Голицыных в этом направлении можно проследить многие характерные черты в организации и деятельности горнозаводских учебных заведений региона в тот период времени.
3. Помещики Лазаревы
Семья Лазаревых владела и успешно управляла принадлежавшими им заводами на Урале почти 150 лет – с 1771 по 1918 год. В многовековой истории этого армянского рода красной линией прочерчены рациональная предприимчивость, способность реализовывать сложные задачи, высокая духовность и просветительная деятельность, честность и желание помочь людям.
Несмотря на то что адаптация горнопромышленных хозяйств края с их сложной многоотраслевой структурой, наличием архаичных черт в организации производства к рыночным отношениям происходила в пореформенный период далеко не безболезненно, ряд их, в том числе Пермское горнозаводское имение Лазаревых (впоследствии Абамелек-Лазаревых), сумели преодолеть возникшие финансовые и иные трудности и не только выжить в новых постфеодальных условиях, но и обеспечить в конечном счете стабильный поступательный рост.
Сама Пермская вотчина Лазаревых, впрочем, как и прикамские горнопромышленные комплексы Всеволожских, Голицыных, Шаховских, сложилась в результате дробления огромных строгановских владений. Основанием для формирования лазаревского хозяйства в Прикамье послужила покупка в1778 г. удачливым коммерсантом и предпринимателем, выходцем «из благородной в Армении фамилии» Иваном Лазаревичем Лазаревым имения с Чермозским железоделательным и медеплавильным заводом(плавка меди на нем, правда, была уже давно прекращена) у наследников барона Григорий Николаевич Строганова, а в1784 г. – Хохловского завода у баронессы Марии Александровны Строгановой.
Общая площадь лазаревской вотчины составляла в конце XVIII в. 584 тыс. десятин земли. Помимо соляных промыслов в новый хозяйственный комплекс вошли четыре завода, включая построенные И.Л. Лазаревым Кизеловский чугуноплавильный и железоделательный(1789) и Полазнинский железоделательный(1797) заводы.
Последним владельцем данного горнозаводского хозяйства из рода Лазаревых по мужской линии был племянник Ивана Лазаревича Христофор Иоакимович (Екимович). После его смерти в1871 г. имение унаследовала дочь Елизавета Христофоровна.
Осуществляя руководство многоотраслевым горнозаводским хозяйством, С.С. Абамелек-Лазарев ставил задачами повышение его прибыльности при ликвидации прежде накопленных долгов, углубление специализации предприятий, техническое обновление заводов и промыслов. Отлично осознавая, что ключ к успеху лежит в удачном подборе кадров управленцев и технического персонала, Абамелек-Лазарев в первую очередь обратил внимание на решение этого важнейшего вопроса. В качестве критериев выбора специалистов служили их опыт и знания, профессиональная подготовка, инициативность, порядочность.
С 1890 г. в имении стала развиваться новая отрасль – платиновая промышленность.
Разработка платины, а попутно с ней и золота, велась на Малокосьвинском и Тылайском приисках Кизеловского округа, а также на Каменнокосьвинском, открытом в1906 г. и находившемся в совместном владении с графом Сергем Александровичом Строгановым, княгиней Анной Александровной Голицыной и заводовладелицей Екатериной Андреевной Балашовой. В1906-1908 гг. добыча платины на приисках Абамелек-Лазарева в Кизеловском округе составляла 7-8 пудов в год.
4. Помещики Шуваловы
Подавляющее большинство заводов объединялось в горнозаводские округа. Заводско-окружная система возникла вместе с промышленным освоением Урала в начале XVIII в.
Появление графа Петра Ивановича Шувалова на Урале не было случайным. Его, как и многих российских аристократов, далекий край привлекал баснословными прибылями, которые приносили чугуноплавильные и железоделательные заводы. Выплавлять железо и продавать его было в два раза выгодней, чем медь, которая, однако, тоже приносила хорошие доходы. В силу целого ряда причин правительство решило, что казенные заводы нерентабельны, и один за другим Мотовилихинский, Егошихинский, Висимский, Верх-Исетский, Сылвенский, Уткинский, Пыскорский и другие стали переходить в руки канцлера графа Михаила Ларионовича Воронцова, его брата генерал - аншефа графа Лариона Романовича Воронцова, фельдмаршала графа Пётра Ивановича Репнина, камергера графа Ивана Григорьевича Чернышева, камергера графа Сергея Павловича Ягужинского, лейб-гвардейца Александра Гурьева и других сановников.
В 1754 году П.И.Шувалов, пользуясь особо близкими отношениями с императрицей Елизаветой Петровной, на выгодных для себя условиях приобрел самые лучшие казенные уральские Гороблагодатские заводы: Кушвинский, Баранчинский, Верх-Туринский, Туринский. В 1755 году он построил на реке Серебрянке Серебрянский завод, и в этом же году, получив от казны колоссальные льготы, построил на казенных землях Верхне- и Нижне-Авзяно-Петровские заводы, которые, однако, в 1758 году выгодно продал своему компаньону коллежскому асессору Кузьме Матвееву. Через год после этой сделки Петр Иванович начал строить так называемые Камские: Воткинский в 1759 году, а в 1766 году Ижевский передельные заводы.
По примеру Петра Ивановича на Урале обосновался его брат Александр Иванович Шувалов- начальник тайной канцелярии и генерал- аншеф. В компании с купцом Г.И.Глазовым в 1757 году А.И.Шувалов построил Покровский медеплавильный завод на реке Ик. В 1768 году этот завод был продан новым владельцам братьям Твердышевым и Мясникову.
Самым лакомым куском в уральских приобретениях П.И.Шувалова были Гороблагодатские заводы. С точки зрения изучения истории Лысьвенского горного округа судьба этих заводов весьма интересна, поскольку два округа объединяла не только фамилия Шуваловых, но и близкое расстояние одного от другого, схожая организация производства и промышленная история, даже рельеф местности и климат.
Начало Гороблагодатским заводам было положено в 1735 году, когда вогул Степан Чумпин показал демидовскому приказчику огромную гору, состоявшую из высококачественной железной руды. Приказчик поспешил в Екатеринбург, чтобы узаконить право Демидова на разработку вновь открытого железорудного месторождения, но заявка каким-то образом оказалась в руках приказных казенных заводов и от них попала к В.Н.Татищеву. Осенью этого же года Татищев лично посетил месторождение и, пораженный его богатством, дал горе название Благодать. По распоряжению Татищева сначала на реке Кушве, а потом на Туре стали строиться чугуноделательные заводы. Однако у казны, как всегда, не хватало денег. По этой причине заводы строились очень медленно, и в 1739 году их отдали протеже фаворита императрицы Анны Иоанновны Бирона - немцу обер-берг гауптману барону Курту Шембергу для достройки. В 1742 году заводы вновь вернулись в казну, поскольку немец деньги аккуратно брал, но ни одного из своих обязательств не выполнил. Вместе с тем, заводы не приносили доход и казне.
Наступил уже упомянутый 1754 год, когда правительство окончательно убедилось в нерентабельности многих уральских заводов и приняло решение передать их частным владельцам. Вот тут-то Гороблагодатские заводы и перешли в руки Петра Шувалова. По договору за заводы он должен был рассчитаться с казной в течение 10 лет, а пока же на их содержание получал ежегодно крупные суммы денег. Заводская «деятельность» Шувалова ничем не отличалось от «хозяйствования» Шемберга: он тоже исправно брал деньги и не исполнял своих обязательств перед казной, в результате чего за ним скопился огромный долг, который после смерти Петра Ивановича составлял 680 тыс. рублей. По этой причине его сын Александр Петрович Шувалов ходатайствовал о возвращении Гороблагодатских и Камских заводов в казну, что и было исполнено в соответствии с указом императрицы Екатерины 1, данным 15 ноября 1763 года.
Вернулись в казну и другие, ранее переданные частным владельцам, уральские заводы Воронцовых, Чернышовых, Ягужинских и других. Почти на 60 лет фамилия графов Шуваловых исчезла из списка уральских заводовладельцев.
Высокородные владельцы заводов оказались плохими предпринимателями. Только
немногие из них смогли приумножить приобретенное добро. В основном новые хозяева хищнически эксплуатировали труд крепостных мастеровых и природные богатства Урала,
имея одну цель – получение прибыли. При этом они буквально увязали в долгах перед казной. Между собой вельможные заводовладельцы вступали в нескончаемые тяжбы за
новые лесные угодья, рудные залежи, земли. Особенно преуспевали в этом неблагородном
деле Демидовы, Всеволожские и Лазаревы. Все меньше становилось свободных и пригодных для строительства заводов земель, все острей не хватало рабочих рук, леса, железорудного сырья.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 9606;