МОИСЕЙ (Сведения о нем известны с XIII века до н. э.)
Вероятно, ни один человек в истории не был отмечен такой всеобщей любовью, как великий древнееврейский пророе Моисей. К тому же с течением времени его слава только возрастает, как и число его почитателей. Вероятнее всего, Моисей жил и творил в тринадцатом веке, поскольку Рамзес II, о котором известно, что он был фараоном во время исхода евреев из Египта, умер в 1237 году до н. э. Во времена Моисея, по мере того, как становился понятным смысл книги «Исхода», имелось достаточное количество иудеев, которые не были согласны с его политикой. Однако через пять столетий Моисею поклонялся уже весь еврейский народ. К 500 году н. э. слава о нем, равно как и христианство, распространились почти по всей Европе. Столетием позже Магомет признал Моисея истинным пророком, и с распространением ислама Моисей стал обожаемой фигурой во всем исламском мире (даже в Египте). Сегодня, спустя тридцать два столетия, Моисею поклоняются в равной степени евреи, христиане и мусульмане; он даже снискал уважение у многих агностиков.
Благодаря современным средствам коммуникации его даже лучше знают сегодня, чем в прошлом. Несмотря на его славу, достоверной информации о жизни Моисея явно недостаточно. Существовали даже гипотезы (не принятые большинством ученых), что Моисей был египтянином, поскольку его имя скорее египетского, чем еврейского происхождения. (Слово это означает «ребенок» или «сын» и составляет часть имени нескольких известных египетских фараонов.) Истории о Моисее из Ветхого Завета вряд ли можно принять за чистую монету, поскольку в них содержится много всяких чудес. Истории о горящем кусте или о том, например, как Моисей превратил свой жезл в змею, сверхъестественны по своей сути; и, наверно, история о том, как восьмидесятилетний Моисей во время исхода евреев из Египта умудрился совершить сорокалетний переход через пустыню, это история для легковерных. Безусловно, мы хотели бы знать точно, что совершил на самом деле Моисей, перед тем как его биографию похоронила лавина легенд.
Многие пытались дать правдивую интерпретацию библейских историй о десяти казнях египетских и о переходе через Красное море. Однако большинство из самых популярных историй Ветхого Завета о Моисее носят легендарный характер, и у них есть аналогии в других мифологиях. Например, история о Моисее и камышах удивительно похожа на вавилонскую историю о Саргоне из Аккада, великом царе, который правил в 2360–2305 гг. до н. э.
В принципе, Моисею приписывают три основных достижения. Ему отдают должное в том, что он был политическим деятелем, который возглавил исход евреев из Египта. По крайней мере, уже в этом, ему, безусловно, принадлежит большая заслуга. Во вторых, он известен как автор пяти книг Библии («Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие»), на которые часто ссылаются как на Пятикнижие Моисея и которое есть не что иное как еврейская библия — «Тора». Эти книги включают в себя Моисеевы законы — перечень правил, которые в принципе определяли поведение евреев в библейские времена и которые включали в себя «Десять заповедей». Принимая во внимание огромную роль, которую сыграли «Тора» в целом и «Десять заповедей» в частности, их автор мог бы претендовать на то, чтобы его считали человеком, который оказал на мировое развитие огромное и стойкое влияние.
Однако большинство историков, занимающихся изучением библейского периода, пришли к выводу, что Моисей не был единственным автором этих книг. Эти книги, видимо, были созданы несколькими авторами, и значительное количество материала было написано главным образом после смерти Моисея. Вполне возможно, что Моисей и сыграл некоторую роль в систематизации существующих древнееврейских обычаев или даже в разработке еврейских законов, однако это не позволяет судить о том, насколько велика была его роль.
В-третьих, многие считают Моисея основателем еврейского монотеизма. В некотором отношении для такого заявления нет никаких оснований. Единственным нашим источником информации о Моисее является Ветхий Завет. И Ветхий Завет ясно и недвусмысленно называет Авраама основателем монотеизма. Тем не менее совершенно ясно, что еврейский монотеизм сошел бы на нет, если бы не Моисей, который сыграл решающую роль в его сохранении и распространении. Это его величайшая заслуга, потому что христианство и ислам — эти две величайшие религии в мире — унаследовали еврейский монотеизм. Эта идея об одном истинном Боге, в которую Моисей верил так страстно, в конце концов распространилась на большую часть мира.
16. ЧАРЛЗ ДАРВИН (1809–1882)
Чарлз Дарвин, создатель теории органической эволюции посредством естественного отбора, родился в Англии, в городе Шрусбери, 12 февраля 1809 года (в тот же день, когда родился Авраам Линкольн). В шестнадцать лет он поступил в Эдинбургский университет и начал изучать медицину, однако медицина и анатомия показались ему скучными предметами, и через некоторое время он переходит в Кембриджский университет, чтобы изучать там религию. В Кембридже он пришел к выводу, что занятия верховой ездой и стрельбой привлекают его больше, чем учеба. Тем не менее ему удалось произвести такое сильное впечатление на одного из профессоров, что тот предложил его в качестве естествоиспытателя на британский военный корвет «Бигль».
Его отец сначала возражал против этого предложения, считая подобное путешествие еще одним поводом уклониться от занятия серьезной работой. К счастью, старшего Дарвина убедили дать согласие на это путешествие, т. к. ожидалось, что это будет одна из самых успешных кругосветных экспедиций за всю историю западной науки. Когда Дарвин взошел на борт «Бигля», ему было двадцать два года. В течение последующих пяти лет «Бигль» плавал вокруг света и неторопливо курсировал вдоль побережья Южной Америки. Он посетил острова Галапагосского архипелага, острова Тихого и Индийского океанов, Южной Атлантики. В течение этого длительного морского путешествия Дарвин познакомился со многими необычными природными явлениями, посещал первобытные племена, обнаружил множество древних окаменелых костей, видел огромное количество растений и многих представителей различных видов животного мира. В дальнейшем он взял за правило делать подробные записи всего того, что ему удавалось увидеть. Эти записи явились основой почти всех его последующих работ, из них он почерпнул многие из своих главных идей и подавляющее количество доказательств, которые подкрепили его теорию.
Дарвин вернулся домой в 1836 году и в течение следующих двадцати лет издавал серии книг, которые создали ему репутацию одного из ведущих биологов Англии. В 1837 году Дарвин пришел к выводу о том, что виды животных и растений не существуют в своей первоначальной форме, а эволюционируют в процессе своего развития. Однако в то время он еще не знал, какова причина этой эволюции. В 1838 году он познакомился с работой Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения», которая натолкнула его на мысль о том, что естественный отбор осуществляется посредством борьбы за выживание. Но даже после того, как Дарвин сформулировал принцип естественного отбора, он не поспешил сразу опубликовать свое открытие. Он понимал, что его теория неизбежно вызовет целый шквал протестов, и поэтому посвятил много времени сбору информации и подготовке аргументации в защиту своей гипотезы.
Он изложил основы своей теории в 1842 году, а в 1844 году работал над книгой по этой проблеме. Однако в июне 1858 года, когда Дарвин продолжал дополнять и исправлять свой великий труд, он получил рукопись Алфреда Рассела Уоллеса (английского естествоиспытателя, который находился в то время в Вест-Индии), в которой излагалась теория эволюции, автором которой был сам Уоллес. По многим моментам теория Уоллеса совпадала с теорией Дарвина! Уоллес разработал свою теорию совершенно самостоятельно и прислал рукопись Дарвину, чтобы получить мнение признанного авторитета и его комментарии перед ее публикацией. Создалась неловкая ситуация, которая могла с легкостью превратиться в некрасивую борьбу за приоритет. Однако этого не случилось. Рукопись Уоллеса и схематическое изложение книги Дарвина были представлены в следующем месяце в качестве единого документа. Как это ни странно, эта презентация не вызвала вокруг себя никакого ажиотажа. Тем не менее книга Дарвина «Происхождение видов», которая вышла в следующем году, произвела фурор. Факт остается фактом, наверное, ни одна книга, когда-либо изданная, не обсуждалась так широко и страстно учеными и непрофессионалами, как «Происхождение видов путем естественного отбора» или «Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе а жизнь».
Споры еще не утихли, когда в 1871 году Дарвин опубликовал книгу «Происхождение человека и половой отбор», а книга, выдвинувшая идею о том, что человек произошел от обезьяноподобного существа, добавила еще больше масла в огонь разгорающейся дискуссии. Сам Дарвин не участвовал в этой публичной полемике по поводу его теорий. Это произошло по одной простой причине — после морского путешествия на «Бигле» его здоровье оставляло желать лучшего (очевидно, это был рецидив тропической болезни, которую Дарвин получил из-за укуса насекомого в Южной Америке). К тому же защитники теории эволюции нашли искусного полемиста и горячего сторонника теории Дарвина в лице Томаса Г. Хаксли. Большинство ученых полностью признало правильность теорий Дарвина ко времени его смерти в 1882 году. Дарвин не был прародителем идеи эволюции видов; несколько человек уже выдвигали эту теорию до него, включая французского натуралиста Жана Ламарка и собственного дедушку Чарлза — Эразма Дарвина. Однако эти гипотезы никогда не принимались в мире науки, потому что их поборники были не в состоянии дать убедительное объяснение, почему происходит такая эволюция.
Величайшая заслуга Дарвина заключалась в том, что он сумел представить не только механизм подобной эволюции — естественный отбор, но и большое количество убедительных доказательств в поддержку своих гипотез. Не так уж важно, что теория Дарвина была сформулирована без каких-либо ссылок на генетическую теорию. Там даже не было и свидетельств, что автор знаком с ней. Во времена Дарвина никто ничего не знал о том, как происходит передача отдельных особенностей, присущих одному поколению, к другому. Хотя Грегор Мендель разрабатывал законы наследственности почти что в то же время, когда Дарвин писал и издавал свои эпохальные книги, труд Менделя, который так превосходно дополняет работу Дарвина, почти полностью игнорировался вплоть до 1900 года, когда теории Дарвина были уже широко признаны.
Таким образом, наше современное понимание эволюции, включающее в себя генетическую наследственность и естественный отбор, является сегодня более полным, чем теории, предложенные Дарвином.
Влияние Дарвина на человеческую мысль было огромным. В чисто научном отношении он, бесспорно, революционизировал биологию как науку. Естественный отбор фактически является очень широким принципом, и делались попытки применить его ко многим другим областям, таким как антропология, социология, политические науки и экономика. Более важное значение, чем, скажем, научное или социологическое, имеет влияние, оказываемое теориями Дарвина на религиозную мысль. Во времена Дарвина и в течение многих последующих лет многие ревностные христиане считали, что принятие теорий Дарвина поколебало бы доверие к религии Их опасения, возможно, были не напрасны, хотя совершенно очевидно, что общее ослабление религиозных чувств было вызвано и другими факторами (Сам Дарвин стал агностиком).
Даже в светской жизни теория Дарвина привела к огромным переменам во взглядах человека на окружающий его мир. Человеческий род в целом не занимает больше центральною положения в природном устройстве, как это казалось раньше. Сегодня мы обязаны смотреть на себя как на один из многих видов, и не исключена возможность, что однажды мы можем быть вытеснены. Благодаря работе Дарвина высказывание Гераклита о том, что «все течет, все изменяется», приобрело более широкий смысл. Успешное применение теории эволюции для объяснения процесса происхождения человека укрепило веру в способность науки дать ответ на все физические вопросы, и не только на физические — на все вопросы, стоящие перед человеком Дарвиновские термины «борьба за существование», «выживание самых приспособленных» прочно вошли в наш лексикон. Совершенно очевидно, что теория Дарвина была бы разработана, если бы его даже не существовало на свете. Однако на самом деле, если принимать во внимание работу Уоллеса, то, наверное, предпочтительнее было бы оставить Дарвина в нашем списке, а не какую-нибудь другую персону. Поскольку именно труд Дарвина оказал революционизирующее влияние на биологию и антропологию и изменил наши представления о месте человека в мире
17. ЦИНЬ ШИХУАНДИ (259–210 до н. э.)
Великий китайский император Шихуанди, правивший в 238–210 годах до н. э., обьединил Китай с помощью военной силы и провел серию коренных преобразований. Эти реформы явились главным фактором в культурном объединении Китая, которое сохраняется до сих пор.
Шихуанди (также известен как Цинь Шихуанди) родился в 259 году до н. э. и умер в 210 году до н. э. Для того чтобы понять его роль в истории, необходимо знать историческую подоплеку событий того времени. Его рождение пришлось на последние годы правления династии Чжоу, которая была основана в 1100 году до н. э. За несколько веков до его рождения власть правителей Чжоу была настолько ослаблена, что Китай оказался расколотым на множество феодальных государств.
Различные феодальные суверены находились в состоянии постоянной войны друг с другом, и постепенно мелкие князьки сходили со сцены. Одним из самых могущественных из воюющих государств было царство Цинь, которое находилось в западной части страны. Правители царства Цинь в своей государственной политике руководствовались идеями китайской философской школы — Школы законников. Конфуций полагал, что управление подданными должно осуществляться, главным образом, при помощи морального примера благородного правителя; однако философы-законники считали, что большинство людей не настолько благородны, чтобы ими правили подобным образом, и что ими нужно управлять при помощи строгого кодекса законов, которые необходимо неукоснительно и беспристрастно исполнять. Законы разрабатывал сам правитель, и они могли быть по его усмотрению изменены в соответствии с интересами государства. Неизвестно в силу каких причин — то ли благодаря следованию идеям законников, то ли благодаря географическому положению, или же здесь сыграли роль личные качества самих правителей царства Цинь, но ко времени рождения Чжэна (будущего Шихуанди) это царство стало самым могущественным китайским государством. Чисто номинально Чжэн вступил на престол в 246 году до н. э. в возрасте тринадцати лет, но фактически до 238 года — до достижения Чжэном совершеннолетия — страной управлял регент. Новоиспеченный монарх подобрал способных военачальников и пустился в войны с оставшимися феодальными государствами. Последнее из них пало в 221 году до н. э., и он смог объявить себя правителем (царем) всего Китая. Однако чтобы подчеркнуть, что он полностью порвал с прошлым, он выбрал себе новый титул и назвал себя Шихуанди, что в переводе означает «первый император».
Шихуанди немедленно приступил к проведению целого ряда важнейших реформ. Исполненный решимости избежать раздробленности, которая привела к уничтожению династии Чжоу, он принял решение ликвидировать всю феодальную систему государства. Территория, которой он управлял, была преобразована в тридцать шесть провинций, каждая из которых управлялась гражданским губернатором, назначаемым императором. Щихуанди издал указ, по которому должность губернатора провинции перестала быть наследственной. И фактически была введена в жизнь практика перевода губернаторов из одной провинции в другую после нескольких лет службы. Тем самым достигалась возможность избежать такого положения, когда губернатор получал в этой провинции сильную власть. В каждую провинцию императором назначался военный руководитель, который освобождался от должности по его усмотрению, а также центральной властью назначался специальный чиновник, который сохранял баланс между гражданским и военным губернаторами. Была создана прекрасная система коммуникаций, связывавшая столицу с провинциями, которая позволяла быстро осуществлять переброску войск в любую провинцию, охваченную восстанием. Шихуанди издал также декрет о том, что представители старой аристократии переводились в Сяньян, столицу его государства, где он мог осуществлять контроль над ними.
Однако Шихуанди не довольствовался только политическим и военным единством Китая, он добивался, чтобы страна превратилась в единый торговый организм. Он установил единую систему мер и весов по всей стране, стандартизировал монетную систему, различные инструменты, длину оси повозок и осуществлял контроль над строительством дорог и каналов. Он также установил единую систему законов во всем Китае и упорядочил письменные языки. Самый известный акт императора (и, наверное, самый бесславный) связан с декретом 213 года до н. э., когда он приказал сжечь все книги в Китае. Исключение составляли работы по специальным проблемам, таким как сельское хозяйство и медицина, а также книги с документами по истории династии Цинь и философские работы писателей Школы законников. Однако работы, относящиеся к другим философским школам, включая доктрины Конфуция, подлежали уничтожению.
Посредством этого драконовского декрета, который, вероятно, являлся первым примером массовой цензуры за всю историю, Шихуанди надеялся покончить с влиянием враждебной ему философии, в частности, со школой Конфуция. Однако он издал приказ, чтобы копии запрещенных книг хранились в столице в императорской библиотеке.
Шихуанди в равной мере проводил активный курс внешней политики. Он осуществлял обширные завоевания в южной части страны, и аннексируемые им территории в конечном итоге становились частью Китая. На севере, также как и на западе страны, его армии действовали успешно, однако ему было трудно постоянно держать население этих районов в повиновении. Чтобы воспрепятствовать набегам этих народов на Китай, Шихуанди объединил различные местные стены, уже существующие на северной границе Китая, в единую гигантскую стену — Великую китайскую стену, которая сохранилась до наших дней. Эти строительные проекты и частые завоевательные походы приводили к тому, что население облагалось высокими налогами, а это, в свою очередь, делало императора непопулярным. Поскольку в условиях жесткого режима правления о восстании не могло быть и речи, предпринимались попытки убить императора, но, однако ни одна из них не была успешной, и в 210 году до н. э. Шихуанди умер естественной смертью.
Власть императора наследовал его второй сын, который получил имя Эр Цинь Шихуанди. Но Эр Шихуанди не обладал теми качествами, которые были у его отца, и вскоре по стране прокатились восстания. Через четыре года он был убит, императорский дворец и библиотека сожжены, а династия Цинь полностью уничтожена. Однако работа, которую проделал Шихуанди, была продолжена. Китайцы были рады, что с его тиранией покончен, но мало кто из них хотел возвращения анархии, характерной для предыдущей эпохи.
Следующая династия (династия Хань) сохранила основную административную систему, учрежденную Щихуанди. И фактически в течение двадцати одного столетия китайская империя была организована по образцу, который он установил. Несмотря на то, что жесткая законодательная система династии Цинь была вскоре смягчена, а философская Школа законников впала в немилость и конфуцианство стало официальной философией государства, культурное и политическое единство, которого добился Шихуанди, не было нарушено.
Исключительное значение Шихуанди для Китая и всего мира сегодня вполне очевидно. Жители Запада всегда приходили в трепет от огромных размеров Китая; однако за всю свою историю Китай не был более населен, чем вся Европа. Различие заключалось в том, что Европа была разделена на множество мелких государств, а Китай был объединен в одно большое государство. Это различие является результатом скорее политических и социальных факторов, нежели географических: внутренние барьеры, такие как горные системы, имеются и в Китае, и в Европе. Безусловно, объединение Китая не могло быть заслугой одного Шихуанди. В этом деле сыграли роль и многие другие люди, в частности Суй Веньди, но главная честь по праву принадлежит Шихуанди. Рассказ о Шихуанди был бы неполным, если бы мы не упомянули его блестящего и прославленного главного министра Ли Сю. И в самом деле, влияние Ли Сю на политику императора было столь велико, что трудно судить, кому отдать предпочтение в деле осуществления грандиозных перемен в стране. Я не рискую делать подобную попытку и приписываю заслугу этих совместных достижений Шихуанди. (Несмотря на то, что Ли Сю давал свои рекомендации, последнее слово оставалось за императором.)
Большинство более поздних писателей — последователей Конфуция подвергали Шихуанди критике, в том числе и за сожжение книг. Они обвиняли его в тирании, суеверии, жестокости, в незаконным рождении и посредственности. Китайские коммунисты, напротив, высоко ценили его как прогрессивного мыслителя. Западные писатели иногда сравнивали его с Наполеоном; однако представляется более уместным сравнивать его с Августом Цезарем, основателем Римской империи. Империи, которые они создали, были примерно равны по территории и населению. Однако Римская империя существовала в течение гораздо более короткого периода времени, и территория, на которой правил Август, недолго сохраняла свое единство, чего не скажешь о территории, находящейся под управлением Цинь Шихуанди. Это и делает более значимой персоной.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 505;