Философской и научной мысли
Современные представления о культуре опираются на давнюю традицию философских и исторических исследований. Культура стала предметом познания со времени возникновения философии. Философское осмысление процесса развития культуры, ее сущности имеет мировоззренческий характер. Философия – есть самосознание культуры, мировоззренческое осознание бытия. В пространстве философских размышлений ставятся предельные, смысложизненные вопросы, вечные проблемы, накапливаются мнения, суждения, отношения.
На определенных этапах истории эти теоретические, абстрактные проблемы переводятся в проблемы объяснения, в конкретные решаемые научные исследования. Хорошо известен исторический факт – перевод философских проблем в научную сферу с одновременным рождением из лона философии новых наук.
Культурология, как многие другие науки, прошла этот путь: от философского осмысления феномена бытия человека в мире, до выявления конкретных целей и задач научного познания, своего предмета и объекта исследования, научных методов.
Можно предположить, что некоторые философские проблемы никогда не смогут быть сведены к научным, например, вопрос о смысле истории, свобода воли и др. Поэтому присутствие философии в пространстве осмысления сущности культуры, человеческой истории необходимо для постановки новых вопросов, проблем, для определения методов научного познания, в частности, оснований для типологизации.
Понимание культуры, познание самого себя возможно не иначе как через отношение к миру, через определение места человека в мире, прохождение пути обретения ценностных смыслов. Сущность бытия человека в мире раскрывается на уровне предельных смысловых оснований человеческой жизни. В истории философского познания в роли таких оснований выступали – природа (космос), Бог, человек, общество. Каждое из этих оснований в разные исторические эпохи, являясь мировоззренческой доминантой, порождало концепции бытия человека в мире, определяло способы и границы познания мира, ценности и смыслы. В зависимости от принятого основания формируется тот или иной способ философствования со своей предметной областью исследования, своим способом познания, смыслом человеческого существования и назначением философии. Таковы зародившиеся в античной философии и широко представленные в современной философии натурализм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм.
Для приверженцев натурализма (лат. natura – природа) – Ф. Ницше, З. Фрейд, О. Шпенглер и др. – человек есть творение природы, все в нем от природы и для природы создано, основой познания выступает поведение; культура витальна, ее сущностью, основой является жизненный порыв.
С точки зрения теоцентризма (гр. theos - бог) – Ж. Маритен, К Барт, П. Флоренский и др. – человек есть творение Бога, создан по образу и подобию Божию, основой познания выступает вера; культура сакральна, ее основой является религия.
Социоцентризм – (лат. socialis – общественный) – К. Маркс, Э. Кассирер, К. Леви – Строс и др. – считают человека творением социальной среды, все в человеке от общества и для общества создано; основой познания выступает совместная деятельность, практика; культура социальна, ее основой является труд или язык.
Для антропоцентризма – (гр. аnthropos – человек) – Ж. – П. Сартр, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев и др. – человек есть продукт самосозидания, он самодостаточен и самоценен; культура элитарна, ее основой является творческий дух индивида.
В рамках представленных типов философствования рассмотрим процесс становления науки о культуре. В истории философской и научной мысли существует множество идей, теорий, концепций, объясняющих сущность, закономерности существования и развития культуры, рассматривающих культуру как систему смыслов, имеющую свою внутреннюю логику. Обратимся к некоторым наиболее значительным концепциям, во многом определившим проблематику культурологии и развитие культурологического знания в целом.
11. 1. Понимание культуры в философии истории:
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1219;