Предмет культурологии, ее структура и методы

Возрастание в XX веке роли культуры как фактора социального развития усилило исследовательский интерес к культурной проблематике. Знания о культуре есть неотъемлемая часть самой культуры, охватывающей все сферы жизни и деятельности человека. Анализ преобладающих в обществе духовных ценностей позволяет определить уровень его развития. В современную технократическую эпоху особенно важно осознать значение таких феноменов культуры как мораль, философия, религия, искусство. Понимание культуры как общественного явления дает возможность объяснить многие процессы духовной и социальной жизни. Понимание процессов, происходящих в культурной и общественной жизни, является сегодня важным условием принятия социально значимых решений, успешной профессиональной деятельности в различных областях. Знание динамики социокультурной жизни обеспечивает современному человеку хорошую адаптацию в быстро меняющемся мире.

Изучение культуры различных народов и стран издавна привлекало внимание философов, историков, археологов, этнографов, писателей, путешественников. Всех исследователей интересовал вопрос значения культуры для человека. Каковы причины, предпосылки возникновения культуры? Что определяет различия между культурами и народами? Какие факторы обусловливают изменения, происходящие в культуре? Ответить на все эти и другие подобные вопросы призвана культурология.

Культурология – это научная дисциплина, формирующая философское представление о сущности культуры; о своеобразии культурно-исторического процесса и ценности бытия человека .

Культурология – относительно молодая наука. Статус самостоятельной науки она приобрела в XX веке. Культурология была направлена на осмысление форм культурного сознания и зарождалась из обобщения практического опыта и осмысления фактографических данных, накопленных в разных областях научного знания: истории, социологии, археологии, этнографии, искусствознания и др. XIX век стал временем формирования представлений о предмете исследования, выделения базовых понятий (категорий), оснований культурологии. Возникновение любой науки или научного направления имеет свои глубинные причины: потребность в объяснении каких – либо явлений окружающего мира, в понимании процессов, происходящих в общественной жизни, в поиске выхода из кризисных состояний и т. д. Какие же факторы обусловили выделение культурологии в самостоятельную область знания на рубеже ХIХ – ХХ вв.? В первую очередь это:

· осознание кризисных явлений в культуре;

· потребность обобщения и систематизации накопленного теоретического и эмпирического материала;

· необходимость выявления причин неравномерности культурно-исторического процесса;

· практическая ценность знаний о культуре и их востребованностью в различных областях жизнедеятельности человека.

Введение в научный оборот термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Уайта, который, в свою очередь, опирался на идеи известного ученого В. Оствальда, предложившего в своем сочинении «Система наук» (1915) именовать обсуждаемую область знания «наукой о цивилизации или культурологией (Kulturologie)».

«Дисциплина, дающая предельное, в границах культуры, описание антропологического феномена, - писал Л. Уайт, - должна быть названа культурологией». Культурология, считал ученый, рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующую по своим законам. Он говорил о существовании своеобразной «культурологической революции» в гуманитарном знании ХХ века – революции, связанной с введением принципа культурологического объяснения, «культурологического расщирения сознания». Итак, термином культурология Уайт предлагал обозначать вычленяемую из комплекса культурантропологических дисциплин интегративную область знаний о культуре, включающую в сферу своего внимания фундаментально – теоретическое описание объекта – культуры, способов ее функционирования и развития.

Изучением культуры занимались и продолжают заниматься многие науки. Каждая их них имеет свой предмет исследования. Культурологическое знание не сводимо к философскому, историческому, социологическому, антропологическому и другим подходам к феномену культуры. Культурология, имея объектом изучения культуру, в качестве предмета выделяет генезис, функционирование и развитие культуры, её структуру, совокупность идей, ценностей, норм, принятых обществом и обеспечивающих существование и поддержание традиций. Она изучает объективные закономерности проявлений культуры, общечеловеческое и национальное в культуре, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных процессов и потребностей людей, их участие в создании, сохранении и передаче культурных ценностей, т.е. рассматривает культуру как мир человека.

Культурологию понимают как интегративную науку, возникшую на стыке философии культуры, истории, психологии, социологии, этнографии, антропологии, искусствознания, языкознания, религиоведения и других наук. Культурология синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры, о развитии человеческой цивилизации, о природе потребностей и ценностей культуры. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, культурных кодов. Она описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик.

Культурологическое знание обладает целостностью и системностью, оно открывает общие основы разнообразных фактов культуры, объясняет порядок их системообразования и взаимодействия, определяет ориентиры и способы поведения в различных ситуациях в социокультурной практике. Это такой взгляд на бытие человека, согласно которому каждый элемент приобретает свое значение, функцию и содержание через отношение к целому. Все это определяет роль, которую наука играет в жизни общества, иначе говоря – ее функции. К основным функциям культурологии следует отнести следующие:

- дескриптивная – описание основных культурных феноменов, процессов и объектов с целью составления целостной картины становления и развития культуры;

- объяснительная - сведение к понятному, научное объяснение закономерностей культурно-исторического развития;

- нарративная – встраивание объектов культуры в общий контекст исторического развития;

- оценочная – включение объектов в общее пространство культуры, сопоставление, сравнение явлений и процессов в конкретном культурном поле, оценка влияния феноменов культуры на формирование личности;

- герменевтическая – интерпретация, толкование языковых выражений, представленных знаками, символами, речью, то есть текстами.

- прогностическая – определение перспектив и возможных путей развития культурных явлений и процессов.

 

 








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 767;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.