Взаимоотношения парламентаризма и демократии
Парламентаризм служит основой государственного устройства абсолютного большинства стран Европы. Рубеж 80-90-х гг. ХХ в. знаменовал собою быстротечное разрушение коммунистических режимов в Восточной Европе, которое, в свою очередь, имело своей основой горбачевскую перестройку в СССР. Американский континент является территорией давней парламентской демократии, хотя важные расхождения между ее формами в США и странах Латинской Америки очевидны. Масштабные демократические преобразования продолжаются в странах Азии и Африки. В конце концов, Австралия (можно взять в ее широчайшем контексте – вместе с Океанией), эта страна – континент, также крепко стоит на парламентской основе. С другой стороны, ХХ столетие наглядно продемонстрировало шаткость парламентских институтов, впечатлительность молодых демократий, их беспомощность и беззащитность перед вызовами авторитаризма и тоталитаризма. Драмы Веймара и России, Испании и Чили – все это (и многое другое) принуждает считать изучение парламентаризма постоянно актуальным.
Демократическая мысль не дает однозначных ответов и волшебных рецептов на все случаи. Демократический дух также не является вездесущим и непобедимым, - он лишь обобщение демократических убеждений и надежд отдельных людей. Это принуждает обратиться к сущностному пониманию парламентаризма и его ценностей.
Слово “демократия” (буквально – власть народа) происходит от древнегреческого словосочетания, которым обозначали одну из форм власти, при которой решающая роль в принятии решений и управлении принадлежала народному собранию и голосованию. Считают, что впервые слово “демократия” прозвучало из уст афинского стратега Перикла: “Мы называем себя демократией, поскольку наше управление находится в руках многих, а не нескольких”. Великий Аристотель понимал демократию как практику самоопределения свободных и равных людей. Как и много других явлений, именно в Древней Греции демократия нашла кристально чистую и ясную форму существования, которую не случайно считают образцом (идеалом) для демократии вообще. Конечно, античной демократии со временем начали приписывать много таких добродетелей, которых она не имела (может даже казаться, что это был “золотой возраст” демократии), поэтому надо оценивать античный опыт критически. Свободные и равноправные граждане были обязаны принимать участие в народном собрании, где обсуждались важнейшие вопросы общей жизни. В процессе обсуждения участники собрания высказывали свою мысль, выражали свое отношение к другим мыслям и предложениям (аплодисментами, восклицаниями, смехом и т.п.), а в необходимых случаях принимали участие в голосовании. Решение, в пользу которого высказывалось большинство участников собрания, считалось принятым и обязательным для выполнения общиной.
Укажем на главные, на наш взгляд, элементы демократического порядка, которые мы можем увидеть в античном наследии. Не будем забывать, что в переводе с латинского “элемент” означает ничто другое, как “основной”, “тот, из которого складывается все другое”. Ведь “элементарная демократия” – это совсем не какая-то там примитивная или архаическая форма, а такая, которая составляет и олицетворяет сущность явления демократии как таковой. Другими словами, есть сердцевинный набор определенных качеств (критериев), с помощью которых можно делать вывод, насколько в тех или других условиях развита демократия. Мы не просто перечислим эти элементы (черты), но и попробуем выяснить, какое значение они имеют сегодня, сохраняют ли свое значение и актуальность.
Во-первых, это свободные граждане, которые являются главными действующими лицами общественного самоуправления. Они имеют интерес к общественной жизни, осведомлены в ней и своими собственными силами, своим собственным участием влияют на нее в том направлении, которое они считают желательным и правильным. Как афористически четко указал Роман Зварыч, “в демократии человек правит собою как гражданин”. Не помешает помнить блестящее выражение Луиса Брендайса, судьи Верховного Суда США: ”Высочайшая должность в демократии – это должность гражданина”. Итак, недостаточно иметь просто “население”. Надо понимать, что без наличия свободных, достойных, уважающих себя граждан демократия по-настоящему состояться не может! Становление крепкой и действенной демократии в нашей стране, - впрочем, как и в условиях других переходных обществ, - неотделимо от формирования сознательного гражданства, чувства гражданского долга и готовности действовать для его воплощения.
Вторым элементом, который создает основы демократического порядка, является признание всехграждан равными и равноправными. Каждый участник демократического процесса, любой демократической процедуры вообще должен знать и признавать принцип формального равенства граждан. Каждый голос весит столько же, сколько и любой другой голос. Это не означает обезличения и небрежения уникальностью отдельной неповторимой личности. Демократия уравнивает не людей, а их гражданскую сущность. Итак, идем дальше: для существования демократии должны существовать граждане, - а гражданами могут считаться только те, кто взаимно признает достоинство и значимость друг друга, кто считает каждого из других граждан равным себе. Признанием равенства питается альтруизм, ориентирующий человека на жизнь ради других. Человек ощущает себя неотъемлемой частицей общества, и воспринимает свою принадлежность к обществу как факт значащий и знаменательный. В самом деле, глубинный смысл демократии состоит в том, что свободный гражданин сознательно служит обществу, общине, гражданству. Поэтому последовательный и искренний демократизм предусматривает и предопределяет патриотизм.
Третьей важной составной демократического устройства является уважение к совместнопринятому решению и готовность добросовестно его выполнять. В основе этого принципа лежит предположение (что давно приобрело характер убеждения), что решение, принятое вследствие публичного обсуждения, путем провозглашения и сопоставления разнообразных альтернатив и предложений, чаще всего бывает наиболее приемлемым, взвешенным и отвечающим требованиям здравого смысла.
Общая воля и общие усилия словно помогают преодолеть ограниченность и слабость каждого в отдельности, и это придает особую силу и значимость общему решению. На этом основан один из базисных принципов демократии – принцип власти большинства, - когда общеобязательным считается решение, за которое отдало свои голоса большинство тех, кто принимал участие в голосовании. В свое время великий французский мыслитель Жан – Жак Руссо считал важным условием нормального общества его органичность и определенную однородность. Лишь со временем к демократической мысли приходит осознание значимости и необходимости расхождений, олицетворенных существованием меньшинств. В современном понимании само слово “большинство” – это множество меньшинств, интегрированное в определенное политическое сообщество. Уважение к правам меньшинства – одно из достояний современной демократии. Констатируем дальше: граждане – основа демократии, они питают демократический дух взаимным доверием и уважением к принципу равенства; общая воля равных перестает быть одним только количеством, а становится проявлением особого качества – такая воля становится высшим законом (что буквально подчеркивала древнеримская пословица: “Воля народа – высший закон!”).
Перечисленные выше принципы – своеобразные первоэлементы демократии, объединяются и воплощаются с соответствующей полнотой в выборах, которые являются важным признаком этого порядка. Без настоящих выборов о демократии невозможно вести разговор, но демократия совсем не сводится к выборам и не исчерпывается ими. Для демократии выборы – “момент истины”. Это – волеизъявление свободных граждан, это создание власти, олицетворение самоуправления.
Элементарным требованием для осуществления истинного выбора является осведомленность граждан в тех делах, по которым принимается решение. Поэтому для демократии и выборов такое большое значение приобретает свобода собраний и свобода высказывать собственную мысль. Демократия ничего не стоит без возможности обратиться к массе, без убеждающей риторики и критики, когда вниманию “уважаемой общины” предлагаются точки зрения, аргументы, информация – все то, без чего очень тяжело принять правильное решение.
Демократия невозможна без свободного слова, - именно с его помощью и под его влиянием формируется и живет общественная мысль – действующая сила демократии.
Демократия – социальное самоуправление, которое осуществляют равноправные граждане через непосредственное участие в обсуждении и решении общественных дел путем свободного выбора (голосования).Относительно последнего (необходимости свободного выбора) заметим, что в условиях демократии гражданин не должен уклоняться от возможности и необходимости такой выбор совершать. Функции выбора и самоопределения составляют основу личности, человек свободен в выборе, но не может уклониться от необходимости выбора. В свое время, размышляя над сущностью демократии, С.Соловейчик в одном из новаторских учебников по основам демократии писал: “Сущность и соль демократической власти в том, что она не является властью в обычном понимании слова. В условиях демократии наибольшая власть принадлежит не государству, не органам и организациям, а человеку. Но это власть не над человеком, а над самим собою. Управление собою”.
Демократия – прежде всего социальное самоуправление, самостоятельность (здесь мы стремимся подчеркнуть метафоричность слова – стоять крепко, держась на своей силе, держась своей правды и своего выбора). Это система, о которой так говорил Авраам Линкольн: “government of the people, by the people, for the people”, то есть устройство, где существует “правление народа, через посредничество самого народа, для народа”(иногда перевод еще более простой : правительство “народа, из народа и для народа”) .
Первичную, истинную форму демократии определяют как прямую и непосредственную демократию. Она получила такое название из-за того, что гражданин имеет возможность прямо и без любых посредников влиять на состояние дел, проявлять свою волю, высказывать свою мысль. Современная демократия проявляется большей частью представительными своими формами, предусматривающими делегирование народом власти и полномочий своим избранникам, которые получают соответствующие властные рычаги вследствие выборов. В античных Афинах на народное собрание приходило до 5-6 тысяч граждан, и это, вероятно, определенная естественная граница количества людей, которые могут собраться вместе и относительно конструктивно работать. Сегодня существуют сотни мегаполисов, где живут миллионы людей, которые никогда не соберутся уже на какие-то собрания и способны только проголосовать за что-то один раз за несколько лет. Демократия нередко оказывалась нестойкой, шаткой, пораженной разными недостатками. Известный американский публицист и государственный деятель Александр Гамильтон по этому поводу заметил еще двести лет назад: “Старинные демократии не отличались чертами умного правления. Народ, который собирался для решения проблем, представлял собой неуправляемую толпу, не только не способную к дискуссии, но готовую к любым крайностям”.
Это все так, но все ж таки надо признать и другое: каждый из нас является представителем таких сообществ и группировок, полноценное существование которых может быть обеспечено только через непосредственную демократию, через заинтересованное и повседневное участие граждан. Это касается хотя бы местного самоуправления, принадлежности нас к соседскому сообществу, которое определяется общим проживанием на одной улице, в одном подъезде, в границах одного квартала, одного села, поселка или города. Можем сформулировать еще один важный принцип демократии: это такая форма власти в обществе, которая требует заботы и сознательной сосредоточенности граждан на ее защите.
В отличие от многих других форм и разновидностей организации власти, которые действуют едва не “автоматически”, демократия предусматривает втягивание граждан в дела, хлопоты и заботы, опасности, стрессы и нелады.
Следует признать, что слово “демократия” - это один из случаев, когда буквальный перевод слова не способствует пониманию сути, а иногда этому пониманию даже мешает. Скажем, если это власть именно народа, то кого можно (надо) считать этим народом? Какой объем власти может в принципе взять на себя народ? Над кем народ эту власть осуществляет? Может ли вообще принадлежать власть народу фактически? Итак, надо признать, что слово “демократия” обозначает не только и не столько явление власти в его живой конкретике, а сложную проблему (а еще точнее – ряд проблем), что никогда нельзя решить раз и навсегда.
Если рассмотреть истоки демократии в свете современных знаний, то надо констатировать, что демократия как социальное явление возникала целиком естественным путем, как следствие постепенного развития общества, движения его к более развитым и совершенным формам. Это – не “изобретение” какой-то нации или какого-либо гения – это необходимая и органическая форма социального бытия, естественной самоорганизации.
Один из важнейших вопросов, который решается при организации любой власти (будь она демократической, авторитарной или тоталитарной), - это распределение функций, определение компетенции, разделение полномочий между структурными элементами властной пирамиды.
Типичным способом распределения полномочий является их делегирование "вниз". Это означает, что верхние эшелоны власти передают часть своих полномочий нижним звеньям, превращая их в своих представителей. На делегировании полномочий "вниз" построена типичная для политики технология - дискреция.
Суть её заключается в передаче конкретному исполнителю полномочий по трактовке и исполнению закона. В этом случае механизм реализации закона определяет не законодатель, а исполнитель. Тем самым он приобретает конкретные и реальные рычаги власти, поскольку в его воле ускорить или задержать осуществление закона, или выхолостить из него первоначальный смысл и т.п.
Этот способ увеличивает независимость власти от народа. Так, главы областных администраций Украины наделены огромными правами, но зависят не от населения того региона, которым управляют, а от президента страны. Он их и назначает, и снимает, волен "казнить или миловать". Они ответственны только перед ним. Этим, по сути дела, ликвидируется подконтрольность должностного лица обществу.
Другой способ распределения полномочий - их делегирование "снизу вверх". Наглядной репродукцией тому могут служить выборы избирателями депутатов, которым население (электорат) делегирует право вершить государственные дела от их имени. На этом же способе построена президентская власть в президентской республике. А тот факт, что глава исполнительной власти (президент) избран народом, увеличивает его независимость от законодательной власти, превращает его в представителя народа.
Последний, как известно, состоит из множества разнородных социальных групп и общностей. Мобилизация и координация этих групп на уровне их самодеятельности означает производство власти, политического учреждения государства, партий и общества.
Различают два способа и два аспекта воспроизводства системы власти: 1) отбор кандидатов и назначение на посты сверху; 2) выборы путём голосования из числа кандидатов, выдвигаемых снизу.
В любом случае отбор производится многими ответственными лицами и учреждениями, и по многим параметрам. Поэтому отбирается, как правило, самый "средний" человеческий материал. Но именно такой человеческий материал является более адекватным системе власти, чем множество людей с выдающимся интеллектом и талантами.
Интеллектуальный уровень системы не сводится к интеллекту её отдельных представителей. В системе закрепляется коллективный ум множества людей "среднего" уровня. Главным для системы является то, как она организована, кто и как отбирается в неё, как распределены функции её частичек, какие выработаны правила работы и как они соблюдаются, т.е. механизм организации всей системы власти и управления.
Важным условием деятельности политической власти является её легитимация (законность). В узком значении этого слова она означает наличие у власти правовой основы, соответствие политической деятельности законам государства. В более широком смысле легитимность означает соответствие государственной власти ценностям политического режима, народным устремлениям. Иными словами, легитимность означает, что власть в глазах народа выглядит законной, справедливой и естественной. Люди признают эту власть.
Анализ легитимности позволяет сделать вывод, что государственная власть существует за счёт пассивной или активной поддержки со стороны народа. Поэтому государственная власть озабочена своей легитимностью, и стремится выглядеть в глазах народа естественной и справедливой. Для чего периодически проводятся выборы, поскольку легитимация как таковая, т.е. общественное признание власти, осуществляется через выборы.
Суть системы выборов заключается в том, чтобы дать возможность практически отобрать каких-то лиц в органы власти, и узаконить их в качестве таковых. Решающую роль здесь играет всё то, что предшествует и сопутствует выборам.
Система выборов (пропорциональная, мажоритарная или смешанная - в каждой стране своя) позволяет решить одну важнейшую проблему власти: она позволяет осуществлять в той иной форме сменяемость власти, сохраняя при этом стабильность и преемственность системы государственности. Тем самым общество ограждается от излишних и опасных радикальных перемен.
2. Проблемы парламентаризма в Украине
Начало парламентаризма в Украине было положено деятельностью Украинской Центральной Рады в 1917-1918 гг. К сожалению, УЦР было отпущено слишком мало времени, поэтому она осталась в истории скорее предпарламентом. Были сформированы определенные тенденции, которые нашли проявление в содержании современного конституционного процесса. Соответствующее сравнение конституционных проектов 1917-1920 гг. с конституционным нормотворчеством первой половины 90-х годов подтверждает факт преемственности в оценке явления парламентаризма в Украине, связь между его историей и современностью. Эту связь с определенным допущением можно проследить и на примере представительских органов государственной власти, существовавших в Украине в советские времена.
В процессе развития советской модели государственного властвования росли возможности сравнения высших представительских органов по особенностям их организации и результатам деятельности с парламентами. Это подтверждается содержанием конституционного регулирования строительства этой модели.
Впервые такое регулирование было осуществлено Конституцией УССР, принятой 10 марта 1919 г. III Всеукраинским съездом Советов. «Высшей властью» УССР считался съезд, который должен был созываться Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом не менее двух раз в год. Съезд должен быть выборным органом. Избирательное право имело ограничительный характер: лишались активного и пассивного избирательного права лица, пользующиеся наемным трудом «с целью наживы», жили на «нетрудовые доходы», частные торговцы, коммерческие посредники и другие. Лишение некоторых категорий граждан избирательного права рассматривалось как установление политического и трудового ценза. Сами же выборы носили непрямой, многоступенчатый характер.
Данная модель была в целом сохранена в Конституции УССР, принятой 15 мая 1929 г. XI Всеукраинским съездом Советов. В ней отразилось образование СССР и включение в состав Советской Украины Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики. Был зафиксирован принцип полновластия советов. Тем не менее, реальным законодательным органом, с учетом условности самой постановки вопроса о законодательной власти как элементе разделения властей в советские времена, можно считать Всеукраинский центральный исполнительный комитет. Формально он признавался «верховным», а Президиум ВЦИК – «высшим» законодательным органом. К тому же, «верховным органом власти» вообще был определен Всеукраинский съезд Советов.
В то же время в организации ВЦИК были учтены отдельные парламентские традиции, соответствующий мировой опыт. Некоторый срок в нем существовали фракции, сформированные на основе партийной принадлежности его членов. Элементами структуры ВЦИК были постоянные и временные комиссии, занимавшиеся вопросами законодательства. Существовал также секретариат, который аккумулировал обращения, направленные в порядке реализации различными субъектами их права законодательной инициативы. Функции регламента выполняло положение о ВЦИК, и акты, регулирующие внутреннюю организацию его структурных элементов.
Об учете парламентских традиций свидетельствует практика реализации положений Конституции УССР, принятой 30 января 1937 г. XIV Всеукраинским съездом Советов. «Высшим органом государственной власти УССР» был определен Верховный Совет УССР. По Конституции она должна была формироваться путем всеобщих и прямых выборов, причем был определен принцип представительства – один депутат от 100 тыс. населения. Срок полномочий Верховного Совета был установлен в четыре года. Авторы Конституции не проводили четкой границы между компетенцией органов государственной власти и управления.
И по структуре, и по некоторым принципам внутренней организации Верховный Совет был подобен парламенту. Но его роль следует оценивать с учетом того, что истинным носителем власти был не государственный механизм, а верхушка коммунистической партии, которая реализовывала ее за пределами не только конституционного, но и вообще формально-правового регулирования.
Конституция УССР, принятая Верховным Советом УССР 20 апреля 1978 г., провозглашала полновластие советов народных депутатов, которые составили политическую основу УССР. Одновременно впервые на конституционном уровне было зафиксировано значение КПСС в ее соотношении с политической системой общества в целом и с государством в частности.
В состав «высшего органа государственной власти Украинской ССР», каким был признан Верховный Совет, входили 650 депутатов, выбранных на пять лет в избирательных округах с равным количеством населения. Значительное внимание было уделено конституционному регулированию законотворчества. Впервые были определены субъекты права законодательной инициативы, к которым были отнесены Президиум Верховного Совета, Совет Министров, постоянные и другие комиссии, депутаты, Верховный Суд и Прокурор.
Конституция Украины, принятая на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г., провозгласила украинский парламент - Верховную Раду Украины – единственным органом законодательной власти в Украине. Конституционный состав Верховной Рады Украины – 450 народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года. Народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность. Верховная Рада Украины принимает законы, постановления и иные акты большинством от ее конституционного состава.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1800;