ДЕЙСТВИЯ В ЗАХВАТАХ
Эти способствующие действия дают возможность исполнителю преодолеть защиту соперника с тем, чтобы его захват не мешал правильному приложению сил выведения. На рис. 68—74 показан ряд способов преодоления защиты соперника (техника работы рук). Возможно преодоление защиты без срыва захвата соперника и со срывом. На рисунках показаны некоторые способы завоевания захвата и соответствующая работа рук. Помимо умения завоевать нужный захват борец должен владеть различными способами освобождения от захвата. Освобождение от захвата и завоевание его — этот процесс на практике называют борьбой за захват. Современный соревновательный поединок на 80 процентов времени представляет собой борьбу соперников за захват.
Существует десять основных способов захвата (рис. 75). Естественно, их можно выполнить в левую и правую стороны. Но в зависимости от цели взятия того или иного захвата они подразделяются на следующие виды:
1) основной — захват, с которого борец выполняет свои коронные приемы;
2) защитный — захват, взятый с целью нейтрализовать действия соперника (защититься);
3) атакующий (активный) — захват, взятый с целью подавить активность соперника, склонить мнение судей, наказать соперника за пассивность. С этого захвата борец не всегда может выполнять реальные технические действия, если этот захват не является его основным;
4) специальный — захват, выполненный для конкретного технического действия;
5) промежуточный — захват, взятый с целью последующего перехвата, создающий неудобства сопернику и дающий возможность при быстром перехвате хотя бы одной рукой выполнить бросок;
6) опережающий — захват, с которого можно выполнить бросок, и который взят раньше чем соперник выполнит свой захват;
7) контратакующий — захват, дающий возможность сопернику проводить свои приемы, на которые уже заготовлены контрприемы;
8) универсальный — захват, дающий возможность использовать его в различных целях;
9) ответный — захват, который борец вынужден взять в ответ на захват соперника, и с которого он не имеет возможности выполнять свою коронную технику.
Умение вести борьбу в различных захватах, а их десять способов, правильно пользоваться ими в различных целях расширяют тактико-технические возможности борца.
Так уж существует на практике, что борец в схватке выполняет, в основном, конкретные и известные его сопернику и тренеру приемы и, естественно, с определенных захватов. Очень мало борцов, которые владеют всем многообразием техники дзюдо, могут неожиданно преподносить своему сопернику различные технические сюрпризы. В связи с этим в процессе совершенствования способствующих действий в захватах каждому борцу необходимо нарабатывать свою схему выбора (последовательность взятия) захвата против конкретных типов соперника.
Борцы в схватке могут находиться в следующих положениях, касающихся захвата: вне захвата, в обоюдном захвате, когда захват держит один из борцов.
Вне захвата оба борца могут пойти на быстрый разрыв дистанции и выполнить бросок захватом одежды или части тела (бросок захватом ног), в этом случае теоретически у них имеются равные возможности выполнить бросок. В случае, когда захват держит один борец, а второй — без захвата (такие моменты в схватках создаются очень часто), преимущество имеет держащий захват. В обоюдном захвате все зависит от того, какой захват держит каждый из борцов. Все взаимосочетания захватов обоих борцов могут создавать три ситуации:
1) равнозначная — сочетание захватов, дающее возможность выполнения своих приемов обоим борцам. Например, оба в правой стойке держат рукав — отворот;
2) проигрышная — один из борцов держит захват, позволяющий выполнять свою коронную технику, а второй вынужден воспользоваться ответным захватом;
3) выигрышная — сочетание захватов, дающее возможность выполнения своих коронных приемов одному из борцов, при ответном захвате соперника.
На рис. 76 изображена схема, на которой видно, что любому из десяти способов захвата можно противопоставить один или несколько захватов из десяти, при сочетании которых создается выигрышная ситуация. В примере на схеме, выигрышная ситуация создается для УКЭ в ответ на попытку ТОРИ взять любой из десяти способов захвата. Создание выигрышной ситуации в захвате практически делает соперника «слабым» — таким обиходным выражением часто пользуются тренеры и спортсмены на практике.
Пример пользования схемой: ТОРИ стремится взять захват под номером 5, УКЭ, применив захваты 2, 1, 6, 9, создает выигрышную для себя ситуацию. Какой из четырех захватов будет применять УКЭ, зависит от того, сможет ли он с этого захвата выполнять приемы, хотя УКЭ может выполнять захват с определенной тактической целью.
На схеме обозначены варианты создания только выигрышной ситуации для борцов с одноименной и с разноименной стойками. Вообще сама схема — это только мысль о том, что такая зависимость существует, а тренеры и их ученики уже индивидуально в процессе овладения способствующими действиями в захватах, творчески ее доработают. В тренировках, ставя себя на место ТОРИ и УКЭ, одновременно оба борца совершенствуют борьбу за захват. Помимо того, что определяет вариант взятия захвата, еще можно расписать и отрабатывать последовательность взятия с учетом даже конкретного соперника.
Зачастую на практике оба борца неосмысленно применяют различные варианты захватов друг против друга, но только осмысленные действия в захватах могут исключить случайности.
4. ДЕЙСТВИЯ В ВЫВЕДЕНИИ ИЗ РАВНОВЕСИЯ
Способствующие действия в перемещениях, захватах, рассмотренные выше, являются как бы предварительными способствующими действиями выведению из равновесия. В некоторых печатных источниках употребляется термин «сломать позу соперника», что означает выведение из равновесия.
К способствующим выведению действиям относятся:
1) действия в выработке навыка использования момента для выведения;
2) действия по созданию благоприятных выведению моментов.
В Японии с давних времен и по сей день для осознания принципов выполнения техники и выработки момента для выведения из равновесия, с успехом используется КАТА пяти принципов. На рис. 77—81 и в описаниях КАТА приведена такой, какой пользуются дзюдоисты в Японии (перевод сделан с английского). На рис. 82—86 приведены примеры практического использования каждого из принципов.
КАТА пяти принципов — первая высшая ката, она состоит из пяти движений. Дзигаро Кано назвал ее «сердцем дзюдо». Эта ката объединяет все базовые формы.
КАТА должна демонстрироваться без остановки, без потери времени, она должна показывать широту и величественность стиля.
Названия пяти принципов созданы для облегчения понимания и восприятия образа (в некоторых источниках их называют комплексом «пяти стихий»). Они называются:
1) принцип концентрации энергии и действия (направленный толчок);
2) принцип реакции и несопротивляемости (уклончивость);
3) циклический принцип круга или вихря (использование центробежных и центростремительных сил);
4) принцип раскачивания маятника (прилив и отлив);
5) принцип пустоты или инерции.
Эти главные принципы являются основой всех движений, они формируют понятия своевременности момента для атаки, быстрой адаптации к восприятию образов движений.
В борьбе эти принципы постоянно переплетаются, комбинируются.
КАТА — изучается на первом этапе обучения, хотя и является высшей ката и повторяется на всем протяжении совершенствования в дзюдо. Дзигаро Кано говорил: «Изучайте КАТА пяти принципов и вы увидите истинный смысл применения базовой техники дзюдо».
ИЦУЦУ-НО-КАТА
(КАТА пяти принципов)
1) Принцип концентрации энергии и действия (рис. 77). ТОРИ и УКЭ стоят друг против друга лицом на расстоянии 12 футов (1 фут — 30 см, и примерно равен длине стопы) в профиль к ДЖОСЭКИ (место где сидят учителя, принимающие экзамены). ТОРИ справа, УКЭ слева. Они поворачиваются одновременно — ТОРИ налево, УКЭ направо — и приветствуют ДЖОСЭКИ, после чего принимают исходное положение и медленно приветствуют друг друга. УКЭ остается на месте, а ТОРИ медленно двигается к нему, его шаги скользят вдоль мата. По мере продвижения ТОРИ поднимает свою руку, ладонь направлена к УКЭ, пальцы в начале движения раздельны, как бы концентрируя в себе окружающую энергию.
ТОРИ соединяет пальцы, которые он направляет вверх, продолжая приближаться к УКЭ (1).
ТОРИ становится перед УКЭ и кладет ладонь правой руки без отделения руки от своего тела на грудь УКЭ (на середину груди). Левый бок ТОРИ немного сдвинут по отношению к правому боку УКЭ (2).
ТОРИ выдвигает свою левую ногу и давит ребром ладони на грудь УКЭ, который отступает на правую ногу. Потом ТОРИ выдвигает свою правую ногу и давит наружной стороной ладони на грудь УКЭ, который отступает на левую ногу.
ТОРИ продолжает свои непрерывные толчки правой рукой и передвижение нормальными и более медленными шагами, но постепенно ускоряется и понемногу выпрямляет свою правую руку. При выпрямлении руки УКЭ отступает маленькими шагами все быстрее, пытаясь восстановить свое равновесие.
Когда УКЭ полностью выведен из равновесия за счет ускорения своего шага, ТОРИ делает правой ногой последний шаг вперед шире обычного и полностью выпрямленной рукой дает УКЭ заключительный и энергичный импульс, не проваливаясь за плечами толкающей рукой (3). УКЭ падает назад на спину. ТОРИ медленно возвращает руку вдоль тела. После падения УКЭ садится, ноги врозь.
Замечание: выведение назад — результат направленного толчка. Не поняв и не освоив одного принципа, нельзя приступать к освоению другого.
2) Принцип реакции и несопротивляемости (рис. 78).
УКЭ начинает с сидячего положения, которое заканчивает предыдущее движение. Он поднимается медленно на правое колено. Его левая рука давит ладонью на левое колено, правая рука направлена вдоль правого бедра с напряженными вытянутыми пальцами вперед (как меч) в направлении к ТОРИ (1).
УКЭ встает и двигает правую ногу большим шагом в направлении к ТОРИ и выпрямляет правую руку как бы ударяя ТОРИ в живот пальцами (2).
ТОРИ поворачивается влево и отступает левой ногой, пропуская энергию удара мимо себя. После чего захватывает руку УКЭ своей левой рукой (пальцы наверху) и тянет его вперед, продолжая движение руки в направлении удара. Потом ТОРИ становится на левое колено, ладонь правой руки давит на правый бицепс УКЭ (3).
ТОРИ выполняет бросок УКИ-ОТОСИ (4).
После броска УКЭ садится, ноги врозь.
Замечания: можно выполнять удар рукой и в грудь, но при отражении удара надо оставлять пустое место для дальнейшего падения УКЭ.
При сдаче экзаменов все пять принципов демонстрируются непрерывно как одно целое.
3) Принцип круга или вихря (рис. 79).
ТОРИ и УКЭ становятся на одно колено после предыдущего движения. Они встают вместе, сгибаются вперед и разводят руки в стороны (как птицы, которые собираются взлететь) (1).
ТОРИ и УКЭ описывают с вытянутыми руками в стороны против часовой стрелки два симметрических Дополняющих полукруга (круг 6 футов в диаметре) (2).
После предыдущих движений ТОРИ и УКЭ оказываются в центре «вихря», их кисти в контакте. Правая кисть ТОРИ под левой кистью УКЭ, а левая кисть ТОРИ захватывает правое запястье УКЭ сверху. Они не прерывают свое вращательное движение вокруг общей оси (3).
ТОРИ поворачивается влево на четверть поворота, УКЭ вместе с ним делает симметричное вращение. Внезапно ТОРИ падает на спину перекатываясь на бок, вытягивая ноги вперед, перекрывая голень и правую стопу УКЭ (4).
Резким рывком вниз левой рукой и подбивая правой, мощным ударом ладони под левую подмышку, ТОРИ выводит УКЭ из равновесия через его мизинец, вынуждая делать падение вперед через свои ноги и живот (5).
Сделав падение, УКЭ встает на ноги.
Замечание: движение должно выполняться без лишнего напряжения, но с максимальным вкладыванием сил в финале движения. Не изучив и не поняв это, нельзя переходить к разучиванию следующего движения.
4) Принцип маятника или прилива и отлива (рис. 80).
В конце предыдущего движения УКЭ находится на концах осей КАТА (специальная разметка на татами) спиной к ТОРИ. ТОРИ отставляет левую ногу, поворачивает тело в полоборота влево и располагает руки параллельно левому бедру. Он балансирует ими и делает опору на свои бедра (как бы собираясь бросить сеть вперед) (1).
ТОРИ медленно поднимает свои руки вперед-в стороны (как птица, собирающаяся взлететь) и пробегает при этом мелкими шагами вперед мимо УКЭ, слева от него. Пробежав на шаг вперед мимо УКЭ, руки ТОРИ поднимаются вверх-в стороны и выполняется небольшой выдох, кисти напряжены, пальцы опущены вниз (2).
ТОРИ переносит вес тела с пальцев на пятки, медленно опускает левую руку на таз на уровне поясницы, а правая рука ТОРИ располагается на уровне груди УКЭ (3).
В этот момент, без паузы, задержав дыхание, ТОРИ начинает опускаться, отходя левой ногой и становясь на колено (это создает движение тела ТОРИ мимо левого бока УКЭ) захватывает УКЭ с собой, как в «отлив» (4).
После резкого выведения из равновесия и падения на спину УКЭ становится на колени, а ТОРИ опускает правое колено на татами и руки вдоль туловища.
Замечание: обратить внимание на скоростной импульс в момент выведения из равновесия УКЭ, вся сила как ртуть переливается в руку, которая выполняет сбивание назад-вниз через пятки УКЭ. ТОРИ обратить внимание за четким положением своего туловища и неподвижностью головы.
Не освоив хорошо это движение, нельзя переходить к следующему.
5) Принцип пустоты или инерции (рис. 81).
После предыдущего движения, ТОРИ поднимается на ноги, УКЭ также встает, но поворачивается спиной к ТОРИ. ТОРИ и УКЭ выдвигают правую ногу и широко расставляют руки (как птицы) (1).
С правой ноги начинают вращаться к центру, как в третьем движении (2).
Повернувшись друг к другу, ТОРИ левым, а УКЭ правым боком оба начинают выполнять приставными шагами сближение. В момент, когда тела должны столкнуться, УКЭ выполняет длинный шаг левой ногой вперед, а задачи ТОРИ упасть на спину поперек УКЭ и преградить на середине шага движение ноги УКЭ. Это вызовет переливание всей энергии, которая задействована в шаге в верхнюю часть тела УКЭ (3). УКЭ падает через ТОРИ.
КАТА пяти принципов, в том виде, как они изложены выше, нам мало что говорит. Нас больше интересует то, как эти пять принципов используются на практике.
ПРИНЦИП КОНЦЕНТРАЦИИ ЭНЕРГИИ И ДЕЙСТВИЯ
На рис. 82 ТОРИ и УКЭ стоят во фронтальной стойке. Правая рука ТОРИ согнута в локте. ТОРИ давит вперед и ждет, с какой ноги начнет отшагивать УКЭ. Предположим, что УКЭ отшагнул правой назад. ТОРИ шагает левой и руками переносит всю массу тела УКЭ на отступающую ногу. (Усилие ТОРИ концентрируется на наружной части большого пальца правой руки.) ТОРИ удерживает УКЭ на отставленной ноге до тех пор, пока он не начнет переносить свой центр тяжести на левую ногу. Как только УКЭ начнет отшагивать левой ногой назад, ТОРИ шагает правой и переносит всю массу УКЭ на его левую ногу и удерживает до его следующей попытки отшагнуть назад. Такое передвижение по татами с центра к метровой зоне с концентрацией усилий на перенос и удержание веса тела на шагающей ноге соперника приводит к укорачиванию шагов УКЭ и «семенению» ногами. Эти действия создают ситуацию для выведения из равновесия и броска.
ПРИНЦИП РЕАКЦИИ И НЕСОПРОТИВЛЯЕМОСТИ
В основе этого принципа лежат определенные действия ТОРИ в ответ на активные действия УКЭ.
В ответ на приложенные силы УКЭ к верхней части тела ТОРИ, который не оказывает сопротивления, а отшагивает при толчке (рис. 83) или шагает вперед при рывке. В результате чего УКЭ, образно говоря, толкает или тянет «пустоту» и проваливается верхней частью тела. Это и есть момент для выведения из равновесия. Выведение произойдет через одну опору, в момент уменьшения площади опоры.
Этот принцип наиболее известен и широко используется борцами на практике. Некоторые борцы, прежде чем использовать этот принцип, осмысленно готовят его. Например: на постоянные толчки или рывки соперника оказывается сопротивление, на что соперник начинает вкладывать еще больше силы. В момент максимальных приложений сил и используется этот принцип. Это в какой-то степени напоминает ситуацию внезапно открывшейся двери в момент выбивания ее плечом или обрыв каната при перетягивании.
В выведении из равновесия, используя этот принцип, тело в основном имеет прямолинейное движение, в котором используется так называемая инерция шага. Единственная возможность не упасть — это выполнить удлиненный последний шаг, расширяя площадь опоры в надежде, что проекция общего центра тяжести и само тело останутся в пределах лабильного равновесия.
Придерживаясь этого принципа, мы реализуем на практике истину, которая гласит, что бросать соперника необходимо в том направлении, куда он прикладывает силы или перемещается.
ПРИНЦИП КРУГА ИЛИ ВИХРЯ
Суть этого принципа — преобразование прямолинейного перемещения тела в перемещение по кругу (рис. 84).
Из обычного передвижения партнеров в одну сторону ТОРИ начинает передвигаться по кругу в 8 или 16 шагов и увлекает за собой УКЭ в круг. Это не значит, что нужно делать много шагов, уйти в круг можно даже одним-двумя шагами, выполненными в определенном направлении. Помимо движения по кругу, ТОРИ через захват как бы закручивает верхнюю часть тела УКЭ вокруг его позвоночника, за которой следует и его нижняя часть (ноги). Все это образует перемещение обоих борцов по кругу с общим центром вращения, что вызывает появление центробежных сил, действующих на тело по касательной к окружности. Если в этот момент вращения преградить путь перемещению нижней части тела одного из борцов, то его верхняя часть, используя инерцию шага, продолжит движение по касательной. Это и есть момент для выведения из равновесия. В этом случае, в отличие от предыдущего, даже если УКЭ делает удлиненный последний шаг, его тело все равно легко выйдет из равновесия в связи с движением по касательной к общей окружности перемещения.
ПРИНЦИП МАЯТНИКА ИЛИ ПРИЛИВА И ОТЛИВА (волны)
Этот принцип основан на создании момента, когда верхняя часть тела и его нижняя часть в момент выведения из равновесия движутся в противоположном направлении (рис. 85). В данном случае выведение из равновесия выполняется в противоположную сторону движения всего тела, что принципиально отличает этот принцип от второго принципа. Иногда броски, используя этот принцип, называют «броски на противоходе» или «броски вдогонку».
Если представить, что у движущегося в каком-то направлении с определенной скоростью тела вдруг остановить его верхнюю часть (плечи), то нижняя его часть (ноги, площадь опоры) еще некоторое время будет продолжать движение. Если в этот момент к верхней части тела приложить силы выведения из равновесия, а к нижней — силы подбива, продолжая их движение, то произойдет падение тела с использованием принципа маятника. Ярким примером этому служит бросок подсечкой в темп шагов. Все это как бы напоминает раскачивание маятника.
В целом такие действия сил образно напоминают встречные потоки воды при отливе и приливе, образующие волну, когда верхние потоки накатываются на движущиеся им навстречу нижние, а весь поток воды движется в определенном направлении. Используя этот принцип для создания момента выведения, можно выполнять броски в любом направлении. Очень часто на практике борцы, готовящие атаку, с большим успехом создают этот момент для выведения, преднамеренно раскачивая верхнюю или нижнюю часть тела соперника.
ПРИНЦИП ПУСТОТЫ ИЛИ ИНЕРЦИИ
В этом принципе используется инерция верхней части тела или обоих тел (при воздействии на площадь опоры (ноги) соперника). Например, если даже стоящему на месте в основной стойке сопернику выбить одну опору, то его тело окажется выведенным из равновесия относительно площади опоры второй ноги. В этом случае он либо упадет (в пустоту) под воздействием собственного веса в направлении выбитой опоры, либо, качнув плечи, перенесет вес тела на вторую опору и сохранит равновесие. Но при переносе веса тела на вторую опору появляется инерция движения верхней части тела в сторону опорной ноги (рис. 86). Для выведения из равновесия используется как инерция проваливания в пустоту, так и инерция движения верхней части тела в сторону второй опоры. Это и есть суть этого принципа.
Возможно использование этого принципа в следующем варианте: ТОРИ и УКЭ через захват создают единую конструкцию, которая имеет общий центр тяжести, проекция которого раскачивается в пределах лабильного равновесия их общей площади опоры. Границы общей площади опоры образуют ноги ТОРИ и УКЭ. В момент качка такой конструкции в сторону ТОРИ он отшагивает, чем изменяет общую площадь опоры, и проекция общего центра тяжести всей конструкции оказывается за ее пределами. В таких случаях броски в основном выполняются с падением ТОРИ и УКЭ.
Все восточные виды единоборств используют (осознанно) эти принципы взаимодействия тел. Нередко на символических эмблемах древних восточных школ изображался принцип, на котором строится обучение техническому мастерству в школе.
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 828;