ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ
В некоторых социологических доктринах момент устойчивости, стабильности культуры абсолютизируется, При этом предназначение культуры усматривается в поддержании нормативного образца. Данный подход, осознают это разделяющие его авторы или нет, противопоставляет культуру развитию, последняя выступает как своеобразное препятствие на пути модернизации общества.
Конечно, в рамках той или иной культуры человек, как правило, склонен осмысливать мир, социальные явления и события в фокусе усвоенной им культуры, системы ценностей. Но означает ли это, что люди во всех случаях, независимо от того, насколько удовлетворены они сложившимися условиями, воспринимают наличный мир, господствующие в нем порядки как безусловные, не подлежащие пересмотру и изменению?
Культура - это метод ценностного освоения действительности через систему оценок, норм, образцов поведения. И пока данный метод обеспечивает эффективную деятельность людей по удовлетворению их потребностей, культура, ее основные элементы, сохраняют свою устойчивость, стабильность. В ином случае возникает ситуация, способствующая тем или иным изменениям в культуре и обществе, побуждающая к выходу за рамки принятого, нормального в рамках данной культуры. Речь может идти как об изменении художественного стиля, так и нравственных ценностей, технологии обработки земли, норм поведения или способов и методов политической организации общества. Это может касаться как культуры отдельного человека, социальной группы, так и общества. В лекции я уделю основное внимание развитию культуры всего общества как главного творца культуры.
Реальным (осязаемым) признаком противоречия между потребностями людей и предлагаемыми данной культурой, обществом способами их реализации является чувство неудовлетворенности социального субъекта своим положением. Оно возникает, в частности, при ухудшении уровня жизни, социальной, правовой защищенности, падения нравов. В этом случае сравнивается сегодняшняя жизнь с тем, как жилось раньше, какой порядок был в былые времена. Неудовлетворенность возникает и при сравнении людьми своего уровня жизни, положения в обществе с положением представителей иных сословий, слоев общества, а также других обществ, стран. Особое значение имеет неудовлетворенность людей принципами, нормами, регулирующими связи между людьми, социальными слоями. Возникающий в этом случае кризис общества сопряжен с кризисом культуры, ее ядра - системы ценностей, нравственных норм, норм права, что ведет за собой ослабление и распад социальных институтов, сопровождается кризисом морали, кризисом доверия к власти.
Важно иметь в виду, что в тех условиях, где есть побуждение к социальным изменениям, но нет социокультурной идеи, проекта и более широко - социокультурной готовности субъектов к организации своей жизни на новых принципах, нормах (в частности, политического устройства общества), неудовлетворенность масс ограничивается протестом в разных его формах. В этом случае культура воспроизводится, т.е. воспроизводятся модели деятельности (политической, экономической), воспроизводятся регуляторы социальных связей, социальные институты.
Изменения в самой культуре, т.е. формирование новых для данного общества идей, способов деятельности, норм поведения и ценностей вызывается двумя взаимодействующими группами причин: внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития данного общества, его культуры, и внешними.
Саморазвитие культуры
Особое значение имеет продуцирование новой культуры (точнее, ее элементов) путем саморазвития. Этот вариант всегда имел, имеет и будет иметь огромное значение. Если задумаемся над тем, почему сегодня мир наделен таким многообразием культур, то признаем, что это, в том числе, результат и саморазвития культур в условиях, когда контакты между культурами были достаточно слабы и нерегулярны. Именно саморазвитие во многом породило такую самобытность. В результате при сохранении своего общечеловеческого начала, культуры сегодня богаты своей неповторимостью, что составляет предмет восхищения и радости человеческого сообщества.
1. Саморазвитие культуры осуществляется в нескольких формах. Остановлюсь на самых элементарных - спорадических, стихийных. Выход человека за рамки привычных, традиционных образцов деятельности, норм и т.д. происходил и происходит нередко неосознанно. Взять к примеру технологические изобретения. Длительный период времени, когда наука была отделена от производства, совершенствование техники было вплетено в ткань самого процесса материального производства. Случайное изменение угла чеканки неожиданно могло дать большую глубину и выразительность, вело к уменьшению усилий, временных затрат; добавка в глину нового компонента могла улучшить ее прочность; случайно подобранный состав клея, внесение в него нового компонента, могло сделать его более долговечным. Полученный эффект, к которому автор невольного изобретения может быть даже и не стремился, побуждает к закреплению соответствующего приема, метода, навыка; случайное превращается в регулярное, систематическое.
Такими спонтанными открытиями, сделанными еще на заре цивилизации (да и сегодня каждый из нас совершает для себя такого рода "открытия", то ремонтируя квартиру, то работая на садовом участке и т.д.), человечество во многом создало основы культуры земледелия, отобрало распространенные ныне злаковые, фрукты, овощи.
2. Более развитой формой культурного развития является метод проб и ошибок. Здесь уже нельзя говорить о полной стихийности. Идет поиск новых вариантов, но поиск, опирающийся все-таки на случайность. Вполне вероятно, что этот поиск сыграл и играет существенную роль в становлении элементарных форм нравственной жизни, экономической организации общества, выборе оптимальных форм землепользования, выработке норм и принципов политической организации общественной жизни.
Как видим, нельзя отрицать момента спонтанности, стихийности в развитии культуры. Но следует иметь в виду, что закрепляется спонтанно возникшее новое, становясь достоянием культуры, осознанно. Человек вполне осознанно сравнивает новое с уже имеющимся, привычным, оценивает его преимущества, взвешивает, насколько эти преимущества значимы, очищает в новом рациональное от бесполезного и лишь затем закрепляет, вводит в систему своей культуры. Если новое оказывается незамеченным, или оно не демонстрирует особых преимуществ (по крайней мере, значимых для данной культуры), оно быстро утрачивается, так и не став ее элементом.
3. Ведущее значение в развитии культуры приобретает сознательная деятельность по изменению культуры и общества. Это сложный вид деятельности, предполагающий разработку принципиально новых проектов, подходов, инноваций.
Особую роль в развитии науки, технологий сыграли великие ученые, конструкторы (Галилей, Ньютон, Эйнштейн, Циолковский), в искусстве, литературе - гениальные творцы, "гиганты" (Фидий, Микельанджело, Рублев, Бетховен, Толстой и т.д.). В области морали, политики, экономики, в выдвижении новых ценностей, норм социальных взаимоотношений аналогичную роль сыграли пророки. Употребляя слово "пророк", социолог не пытается ни иронизировать, ни высказывать трепетное благоговение перед известными личностями, чьи идеи и деятельность стали ускорителями развития общества, его культуры.
Пророчество представляет собой переход за границы наличного, привычного в самой сложной, но во многом решающей сфере культуры, где инновации даются с особым трудом - регулированием социальных связей и отношений. Обладая уникальным творческим даром, т.е. даром социальной фантазии, предвидения, предвосхищения возможных положительных эффектов, пророки выдвигают свои идеи или в религиозной форме, или в форме более или менее строгих логических теоретических построений. Они предлагают новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни как в виде моральных заповедей, проповедей, учений, так и в виде манифестов, программ, трактатов. Не все пророчества сбываются, не всегда наступает, как наши соотечественники на себе почувствовали в ХХ веке, обещанный эффект пророчество оборачивается лжепророчеством.
Есть Пророки, имена которых вошли в сокровищницу мировой культуры: Будда, Моисей, Конфуций, Иисус, Магомет. Человечество вознесло фигуры этих людей на самый высокий пьедестал признательности и почитания потому, что они заложили основы ведущих тенденций развития мирового социокультурного процесса. Им удалось предложить ценности, которые соотносят человека с конечными условиями его существования. Немало других пророков, масштаб значимости которых уступает первым. Это могут быть люди, чья деятельность сыграла огромную роль в решении отдельных вопросов общественной жизни. К ним можно причислить, к примеру, Солона, Перикла, чья деятельность имела решающее значение в становлении демократии в истории человечества, отработки ее основных механизмов; отцов американской Конституции и т.д. Надо различать пророков "национального" масштаба и общечеловеческого. Главное, что эти люди, осознав реальные противоречия, с которыми столкнулось общество, впервые предложили для своего народа, а может быть, группы народов, человечества более совершенные методы регулирования социальных отношений, их организации. И не только предложили, но и пытались внедрить, распространить свои идеи и убедить людей в их правоте.
Изменение культур в результате их взаимодействия
Рассматривая роль заимствования в процессе развития культуры, отметим, что этот механизм может реализоваться как
а) внутри определенной культуры, обеспечивая распространение образцов культуры среди данного народа, так и
б) в ходе взаимодействия культур различных обществ, народов, т.е. кросскультурного взаимодействия.
При наличии отдельных особенностей есть много общего в реализации механизмов внутри и кросскультурного заимствования.
Роль заимствования в развитии той или иной культуры весома. Если речь идет о внутрикультурном развитии, то распространение новых образцов культуры, присущих одному слою общества, на другие социальные группы всегда было, есть и будет весьма важным фактором развития культуры социума.
Когда же мы ведем речь о заимствовании в процессе кросскультурных связей, надо признать, что этот фактор всегда играл большую роль, но в последние 1-2 столетия приобретает все возрастающее значение в исторической эволюции многих культур. Трудно себе представить развитие той или иной страны сегодня, ее науки и техники, социальных идей, политических институтов, искусства и литературы, не говоря уже о моде, без фактора кросскультурного заимствования.
Система культурных взаимодействий может строиться а) добровольно, б) вынужденно, в) навязываться принудительно.
1. В первом случае речь идет о заимствовании, побуждаемом внутренними интересами, желаниями субъекта. Так, сегодня многие страны, порвав с тоталитаризмом, ищут пути своего дальнейшего развития. Они заимствуют отдельные идеи, ценности, принципы политического устройства, модели деятельности, примеряются к ним, соотносят с собственным историческим опытом. Внутрикультурные добровольные изменения имеют еще более широкое распространение. Сельская культура немало заимствовала у городской, рабочая молодежь - у студенческой.
Добровольное заимствование имеет ряд характерных черт.
Первая. Каждая культура в условиях добровольных культурных взаимодействий отбирает в другой культуре именно те элементы, образцы, которые способствуют решению ее собственных назревших проблем. Избирательно заимствуют лишь: а) в чем есть необходимость; б) наиболее приемлемые для данной культуры варианты ответов на вызовы собственной истории.
И чем богаче многообразие культур, тем больше вариантов ответов на самые разнообразные вызовы человеческой истории есть в арсенале человечества. Благодаря же укреплению кросскультурных связей, взаимодействию, различные народы получают широкой доступ к этому арсеналу и черпают из него нужные и приемлемые для себя социокультурные нововведения.
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 2769;