Социальные функции социологии

Важнейшие функции любой отрасли гуманитарного знания - гносеологические и социальные. Суть первых состоит в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни, вторых - в раскрытии путей и способов их оптимизации. Между этими функциями существует преемственность и взаимосвязь. Свое социальное назначение наука может выполнять на основе получения определенной совокупности знаний. Чем выше степень системности и конкретности добытого наукой знания, тем эффективнее оно может реализовать свои социальные функции. Если же наука выдает практические рекомендации на основе частичного, абстрактного знания, то она теряет свою дееспособность и вырождается в утопию.

 

Вместе с тем состояние научного знания во многом зависит от практики, которая, предъявляя требования к теории, дает ей импульсы для развития. Если же в силу тех или иных причин они отсутствуют и знание остается невостребованным, то теория нередко превращается в схоластику, догму. Такое состояние теории в определенных условиях может обернуться ее непомерными претензиями к практике, директивностью и нормативностью по отношению к жизни. Здесь уместно вспомнить слова Ф.М.Достоевского о том, что полунаука - деспот, который имеет своих жрецов и рабов. В отличие от нее подлинная наука, по утверждению К.Бэра, «вечна в своем стремлении, неисчерпаема в своем объеме и недостижима в своей цели».

 

Наука как система знаний, взаимодействуя с практикой, превращается из результата исследовательского и педагогического процесса в средство практической деятельности. Она вступает в новые связи с практикой, выполняя по отношению к ней специфические - социальные функции. Каковы они? Раньше обычно при анализе данной проблемы ссылались на положение К.Маркса, высказанное им в «Тезисах о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3, С.4).

 

Упрощенная трактовка этого положения приводила к противопоставлению объяснения и преобразования мира, гносеологических и социальных функций науки. В действительности изменение мира возможно лишь на основе его объяснения. Наука в отличие от обыденного сознания ориентируется в конечном счете на такое познание мира, которое позволяет человеку внести в него свои коррективы. Однако эти преобразования - не самоцель. Они необходимы постольку, поскольку соответствуют потребностям и ценностям людей, ведут к улучшению их жизни.

 

Следовательно, одна из важнейших социальных функций социологии - критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с точки зрения интересов личности. Реализуя эту функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны, она показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить - ведь не все надо менять, перестраивать и т.д. С другой - выявлять то, что действительно требует радикальных преобразований.

 

Отсюда вытекает другая важная функция социологии - разработка теории и программы деятельности по преобразованию общества в целом или отдельных его сфер и сторон. Критическая функция социологии связывает познание общества и его элементов с их изменениями, регуляцией социальной жизни.

 

Чем глубже и полнее социологический анализ общества, тем дифференцированнее выступают социальные функции данной науки. Сведение их только к одной проективной (преобразовательной) ведет к вторжению ее в рациональное объяснение и критический анализ общества, что подрывает и разрушает основы науки.

 

Характеризуя социально-практические ориентации социологии, уместно отметить, что в западной социологии существуют три течения: позитивистская социология, нацеленная на социальную инженерию, критическая и понимающая социология.

 

Для получения более конкретного представления о социальных функциях социологии можно сравнить ее с медициной. Задача медицины заключается прежде всего в том, чтобы обследовать человека. Однако обследование - не самоцель. Оно - необходимое условие правильного лечения, которое также интересует нас не само по себе, а как способ восстановления здоровья. Если теперь перейти к более широкому понятию «здравоохранение», то отражаемая им деятельность сориентирована как на лечение людей, так и на профилактику, предупреждение болезней. В качестве основной категории здесь выступает уже не «болезнь», а «здоровье». В связи с этим значительно расширяется предмет исследования. Он включает в себя не только биологические, физиологические компоненты, но и широкий круг социальных условий и факторов жизни людей.

 

Аналогичные функции выполняет и социология. Она исследует общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального «здоровья». Подобно здравоохранению социология и соответствующие службы должны заниматься профилактикой социальных «болезней», исследовать не только различные формы девиантного поведения, но и норму. В этом отношении ее задача - способствовать совершенствованию и развитию нормы посредством разработки теоретической основы для социальной политики.

 

Что собой представляет социальное «здоровье» личности и различных общностей? В самом общем виде его можно определить как их способность быть субъектами познавательной деятельности. Речь идет об осознании ими своих потребностей, сочетании собственных интересов с интересами других, учете объективных условий, о способности осуществлять соответствующую деятельность и постоянно вносить в нее необходимые коррективы. Социальными же условиями сохранения и укрепления социального «здоровья» выступает такое состояние микро- и макросреды, которое позволяет человеку реализовать себя как субъекта сознательной деятельности. Если же нет таких условий и люди не могут удовлетворять свои потребности в результате собственных усилий и деятельности, то растут социальная напряженность, разобщенность и конфронтация, которые могут привести к кризису общества.

Задачи социологии

 

По мере развития социологии в ее орбиту вовлекаются все более разнообразные знания. Однако это вовсе нее означает, что данная наука становится безбрежной и подменяет другие отрасли знаний. Специфика социологии, как отмечалось, состоит в том, что она концентрирует разнообразный гносеологический материал вокруг определенных принципов - рационализации и оптимизации социальной деятельности личности и общества.

 

Одной из задач социологии является эмпирическое исследование действительности (изучение общественного мнения, различных форм девиантного поведения и т.д.), предохраняющее от субъективизма и волюнтаризма в оценках и практических действиях. Однако было бы упрощением сводить роль социологии только к этим исследованиям. Между тем многие ошибочно отождествляют прикладные социально-статистические исследования с социологическими исследованиями вообще. В действительности же первые являются необходимой, но начальной ступенью второго. Социология представляет собой теоретическую, фундаментальную дисциплину, и характеристика ее функций должна исходить из этого.

 

Переход от одного качественного состояния общества к другому, который мы сейчас переживаем, требует критического анализа предшествующего пути развития. Он дается историками, экономистами, политологами, юристами и т.д. Однако как бы ни был важен этот анализ, он недостаточен для понимания той социальной системы, которая получила название «советской модели социализма». Лишь социология способна в полной мере раскрыть ее существенный изъян, заключающийся в том, что она деформировала сознательную, целесообразную деятельность как на уровне личности, так и на уровне социальных групп и общества в целом. Эта деформация проявилась в разрыве связей между потребностями людей и теми целями, которые им навязывались и отражались в мотивации деятельности; между целями и средствами; между целями и результатами деятельности.

 

В конечном счете все это привело к резкому расхождению между планами и получаемыми результатами, что толкало к социальным припискам. (Пример такой приписки - провозглашение создания в СССР общества развитого социализма). Принципиальное несовпадение целей и реальных результатов, слова и дела, свидетельствующее о специфической форме стихийного развития, в полной мере стало осознаваться обществом лишь начиная с середины 80-х годов.

 

Выявление отклонений от общецивилизованного развития дает возможность шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества. Суть реформирования, а точнее трансформации нашего общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности, социальных общностей. Проблема заключается в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и в качественном повышении ее эффективности.

 

Задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание данного процесса. Для этого необходимы многие предпосылки, условия и средства, которые вначале выступают в качестве цели относительно самостоятельных, специфических форм деятельности. Здесь, как свидетельствует жизнь, возникает реальная опасность превращения этих форм и их результатов в самодовлеющие ценности, что не решает поставленную задачу. Процесс трансформации общества из одного качественного состояния в другое как раз и связан с сознательным превращением целей в результаты, результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности.

 

Таким образом, существует определенная логика функционирования и развития общества как социальной системы. В соответствии с ней результаты политических, экономических и иных неообразований превращаются в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности личности, социальных групп и общностей.

 








Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 419;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.