Основные свойства цвета

 

Все цвета условно можно разделить на две большие группы:

- ахроматические (бесцветные) — белый, серый, черный;

- хроматические — красный, оранжевый, желтый, зеленый, го­лубой, синий, фиолетовый и все промежуточные их оттенки.

Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном, насыщенностью и светлотой, которые являются основными свой­ствами цвета и создают некую триаду, «цветовое тело».

Подцветовым тоном принято понимать качество хроматиче­ского цвета, которое в повседневной жизни мы называем красным, оранжевым, желтым, зеленым и т.д., в отношении которого его можно приравнять к одному из спектральных цветов. Сила цвето­вого тона определяется насыщенностью цвета.

Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты. Эталонами насыщенности счита­ются цвета, приближенные к спектральным. Чем сильнее отличие хроматического цвета от серого, тем он более насыщен.

Светлота отношение потока света, обозначающего степень приближения цвета к белому. Светлота может зависеть от ряда фак­торов: от насыщенности цвета; от того, на каком фоне предмет рас­сматривается.

Собственный цвет предмета в теории живописи получил название локального цвета.

Другими качествами цвета являются:

оттенок — цвет, смешанный с белым (красный — цвет; розо­вый — оттенок);

полутон — цвет, смешанный с серым.

Цветовой круг. Расположение цветов в виде круга не случайно, эта фигура более всего подходит для того, чтобы объяснить, на­глядно проиллюстрировать многие закономерности цветоведения (рис. 11)

Рис. 11. Цветовой круг

Пропущенный через трехгранную призму пучок солнечного света образует на белой бумаге (или экране) разноцветную полосу — спектр, состоящий из семи ясно выделяющих­ся цветов, они расположены в определенной последовательности и образуют постепенный переход от одного цвета к другому: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Крайние цвета спектра — красно-фиолетовый и сине-фиолетовый — схожи. Если добавить к ним пурпурный цвет, поместив его между красно-фиолетовым и сине-фиоле­товым, спектр можно замкнуть в кольцо, которое и будет называться цветовым кругом. Три цвета — красный, желтый, синий — в этом круге принято считать основными, по­скольку их нельзя получить путем смешения каких-либо других цве­тов, но с их помощью можно составить любой цвет спектра. Оран­жевый, зеленый и фиолетовый называют составными, их можно получить, смешивая основные цвета. В цветовом круге различаются цвета, противолежащие друг другу Самый напряженный красный цвет находится напротив самого мягкого — зеленого, самый теплый — оран­жевый — напротив холодного синего, самый светлый желтый — напро­тив самого темного — фиолетового. Эти цвета, стоящие друг против друга, называются дополнительными (или «взаимодополнитель­ными»).

Цветовой круг условно можно разделить на две части: теплую цветовую гамму (желтые, красные, оранжевые, желто-зеленые) и хо­лодную (синие, голубые, голубо-зеленые, фиолетовые). Такое раз­деление объясняется тем, что одни цвета ассоциируются с солнцем, огнем, от которых исходит тепло, другие напоминают снег, лед, воз­душную стихию, излучают прохладу.

Понятия «теплые» и «холодные» цвета носят условный характер, поскольку восприятие цветов одной и той же группы относительно (сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, ка­жется холодным, а по сравнению с синим — теплым). Следовательно, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может ока­заться холодным, и, наоборот, холодный цвет рядом с более холодным может быть теплым.

Смешение красок. Знание законов смешения красок необходимо для того, чтобы овладеть техникой лессировок. В теории живописи есть ряд правил, знание которых на практике может быть использо­вано для достижения выразительности образов, а также для анализа произведений живописи с целью определения их колористической гаммы или техники.

Первое правило. Если наносить прозрачные слои красок друг на друга, то верхний красочный слой всегда будет иметь определяющее значение (для получения зеленого цвета голубоватого оттенка нужно покрыть прозрачным слоем синей краски желтую, а при наложении желтой краски на синюю получим зеленый цвет желтоватого оттенка). Этот процесс называется вычитанием цветов.

Второе правило. При высыхании краски имеют особенность светлеть и терять в большей или меньшей степени насыщенность цвета.

В процессе создания любого живописного образа можно исполь­зовать различные способы смешения цвета.

Условно можно выделить несколько видов смешения, при­чем результаты этих смешений имеют свою специфику.

Механическое смешение. Оттенки образуются путем механических действий:

- вливание цвета в цвет (для этого используется техника «по- сырому»: наносим одно цветовое пятно рядом с другим и лист на­чинаем переворачивать, тем самым цвета взаимопроникают друг в друга, образуя третий цвет — оттенок);

- наложение (наносится одно цветовое пятно, а второе накла­дывается на него, в результате получается третий цвет — отте­нок).

Оптическое смешение. Смешение происходит иллюзорно, а не фактически.

Для большей наглядности и убедительности проведем следующий мини-эксперимент. Возьмем два цвета (желтый и синий), при меха­ническом смешении которых можно получить зеленый, а при опти­ческом — серый. Серый цвет получается в результате вращения дис­ка, состоящего из желтого и синего стекла.

Пространственное смешение получается, если смотреть на не­котором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет или оттенок, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особен­ностями строения глаза человека и происходит по правилам оптиче­ского смешения.








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 2507;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.