Приемы работы с цветом.

Окраска — прием нанесения тона посредством заливки, отмывки и «сухой кистью».

Заливка используется с целью получения ровного красочного тона или ряда тонов. Выполняется следующим образом. Рисунок распола­гают наклонно, набрав в нужном количестве красящего вещества на кисть, начинают легкими движениями кисти в направлении слева направо наносить полоски-мазки. В этом случае краска, постепенно стекая к нижнему краю, образует «красочный валик». Это действие повторяют до тех пор, пока вся поверхность не будет закрыта ровным слоем.

Отмывкой пользуются в тех случаях, когда необходимо покрыть тоном поверхность, имеющую неровную светлоту. Сначала необхо­димо отметить карандашом границы тоновых переходов, потом за­крыть красочным слоем самый светлый участок. Затем, после вы­сыхания, второй красочный слой наложить на только полутемные и темные части и в последнюю очередь по сухому второму слою на­нести третий слой, закрывающий самые темные места. В завершение работы резкие границы между частями отмываются кистью с помо­щью воды.

«Сухая кисть». Этот прием применяется для окраски изображе­ний предметов, отличающихся очень неровной, шероховатой, вор­систой фактурой. С этой целью используют густую краску, наносимую сухой кистью. Мазки приобретают характер либо тычков, либо скользящих по поверхности движений.

Светотень позволяет отразить на листе степень освещенности поверхности предмета и передать его объем. Состоит из светотеневых градаций: блик, собственная тень, рефлекс, полутень, падающая тень.

Блик — самое светлое место на предмете. Очень ярко блики вы­ражены на блестящих поверхностях.

Собственная тень возникает на плоскости в том месте, куда лучи от источника света не попадают. Чем ближе к источнику света, тем насыщеннее грань теневой плоскости.

Рефлекс — участок теневой поверхности, подсвеченный отражен­ными лучами света. Рефлекс на предмете может образовываться и от окружающих предметов, пространства (драпировки, фона и т.д.).

Полутень образуется на плоскости благодаря скользящим лучам света, создающим эффект косвенного освещения.

Падающая тень — это участок затененного пространства, рас­полагающийся за предметом, который образуется от освещенных участков формы, поглощающих собой прямые лучи света.

Контрасты — это важнейшие формообразующие элементы живо­писи.

Одновременный контраст. Цветовая гармония, колорит, светотень в живописи построены зачастую по принципу контраста. В природе цвет всегда находится в соседстве или окружении других цветов, что приводит к взаимовлиянию цветов друг на друга.

Светлотный контраст. Элементарное сопоставление белого и черного вызывает пространственный эффект. Любой цвет в окруже­нии более темных светлеет, а в окружении более светлых темнеет.

Краевой контраст (пограничный эффект) — более сложная раз­новидность иллюзии. Возникает в местах, где светлое поле сопри­касается с более темным. Светлое поле у границы с темным кажется еще светлее, а темное — темнее. Создается впечатление неравномер­ной окрашенности того и другого поля.

Последовательный контраст возникает, когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой, на котором наблюдается оттенок цвета, несвойственный ему. Это объясняется остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цветово­го тона, так как цветовое и световое ощущение продолжается еще некоторое время, в то время как предыдущий цветовой тон уже исчез из поля зрения.

Цветовая гармония. Важнейшее средство художественной вы­разительности в живописи наряду с композицией, рисунком, пер­спективой, светотенью, фактурой и пр.

Гармония (от греч. harmonia — созвучие, согласие, противопо­ложность хаосу) — философско-эстетическая категория, означающая «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное вза­имосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстети­ческим категориям совершенства и красоты» 1.

 

1. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. — Минск, 2003. — С. 26.

 

В настоящее время существует множество теорий гармонизации цветов. Опираясь на систему В.М.Шугаева, попытаемся выделить возможные виды цветовых гармоний.

Первичная гармония — сочетание красного, черного и белого цветов в единой композиции.

Первичной она названа потому, что эти цвета первыми стал ис­пользовать в живописи человек. Белый цвет означал небо, красный — землю, а черный — воду, так как вода ассоциировалась со смертью и с потусторонним миром (т.е. самым глубоким местом на земле, куда отправляются души).

Основная — сочетание локальных цветов (красного, синего, жел­того), которые нельзя получить путем смешения каких-либо цветов, но из них можно получить множественные цвета и оттенки.

Родственная — сочетание трех, четырех цветов (оттенков), рас­положенных рядом друг с другом по цветовому кругу.

Дополнительная — сочетание взаимодополнительных цветов (оттенков), занимающих в цветовом круге точно противоположные позиции: красный — зеленый, желтый — фиолетовый, синий — оран­жевый.

 

Рис. 12. Гармония:

а — основная; б — родственная; в — дополнительная; г — дополнительная с вкрапле­ниями; д — монохроматическая; е — третичная; ж — четвертичная. На рисунках: К — красный, С — синий, Ж — желтый, Ж-3 — желто-зеленый, Ж-0 — желто-оранжевый, 3 — зеленый, 3-С — зелено-синий, 3-Ж — зелено-желтый, Б-Р — бело-розовый, Р — розовый, Т-К — темно-красный, С-Ф — сине-фиолетовый, • О-Ж — оранжево-желтый

Составная — сочетание составных цветов: оранжевого, зеленого, фиолетового, которые получаются путем смешения основных цветов.

Ахроматическая — сочетание ахроматических цветов: белого, серого и черного и различных их оттенков.

Нейтральная — сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов, которое можно расширить добавлением белого и черного цветов.

Дисгармоничная — сочетание дисгармоничных (смелых и не­сколько вызывающих) цветов, которое получается из сочетания цве­та с цветом, который находится рядом (справа или слева) с допол­нительным. Например, синий — с красно-оранжевым и оранжево- желтым.

Дополнительная с вкраплением — сочетание цветов, располо­женных по обеим сторонам соответствующих дополнительных цветов: красный — зелено-синий — зелено-желтый.

Монохроматическая — сочетание оттенков, тонов или полуто­нов одного цвета, сочетающихся между собой.

Третичная — сочетание трех цветов (оттенков), расположенных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге: сине-зеленая, желто-оранжевая и красно-фиолетовая; красно-оранжевая, сине- фиолетовая и желто-зеленая.

Четвертичная — сочетание четырех цветов (оттенков), располо­женных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. На­пример: красный — оранжево-желтый — зеленый — сине-фиоле­товый.

Лессировки (от нем. laisiren — покрывать глазурью) — тонкие про­зрачные и полупрозрачные слои красок, наносимые на другие, уже хорошо просохшие или полупросохшие плотные красочные слои, что­бы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться единства живописного произведения и его гармонии.

Контрольные вопросы

 

1. Какое значение в живописи имеет цвет?

2. В чем проявляется знаково-символическая функция цвета?

3. Дайте характеристику символике цветов, выделенной разными куль­турами.

4. Составьте альбом репродукций произведений живописи по одному из направлений:

цвет в живописи;

цвет в природе.

Альбом можно выполнить в виде слайд-шоу.

5. Каково назначение контраста в живописи?

6. С какого возраста нужно знакомить дошкольника с цветовым кру­гом?








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 3292;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.