Информационные системы. В литературе термин «Компьютерные информационные системы», или просто «Информационные системы» имеет две трактовки
В литературе термин «Компьютерные информационные системы», или просто «Информационные системы» имеет две трактовки. В узком смысле под информационными системами понимается база данных, созданная с определенной целью и средства работы с ней.
А в более широком смысле информационные системы ¾ это взаимосвязанная совокупность:
а) аппаратных средств;
б) программ и данных;
в) персонала, работающего на компьютерах с данной системой.
При этом человек является ведущим звеном информационной системы, без человека она не действует. Далее термин «информационная система будет рассматриваться в его широкой трактовке.
Тогда можно сказать, чтоинформационные системы – это материальная основа информационных технологий. Аппаратура – вполне материальная вещь, люди на ней работающие – тоже вполне материальны. Наконец любая программа тоже материальна. Любая машинная программа физически представляет собой последовательность элементов двоичного кода, записанная на каком-либо носителе.
Элементарный объект хранения данных в информационной системе – это файл. Файл это последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем.Размер файла может быть любым, можно представить себе файл, имеющий только заголовок (пустой файл), и файл, занимающий почти весь объем жесткого диска компьютера.
Полное имя файла состоит из трех частей:
а) собственное имя файла;
б) путь доступа к нему – перечисление всех носителей и папок, которые нужно пройти, чтобы добраться до него;
в) указание на формат файла – в классическом виде это три, реже 2 или 4 буквы в конце имени файла после точки.
Формат – это способ представления данных в файле.Одни и те же данные могут быть организованы различным образом, в разных форматах. Например, текстовые файлы могут иметь форматы Doc, Rtf, Txt; растровая графика – Tiff, Jpeg, Bmp; звук – Mp3, Wav.
Каждый формат обладает своими достоинствами, но все же их не должно быть очень много. Для обеспечения совместимости информации для каждой цели (например, для сохранения текста или для запуска программы) должно существовать несколько различающихся по свойствам форматов, которые бы понимали все предназначенные для данной цели программы.
В компьютере не может быть двух файлов с одинаковыми полными именами. Может быть одинаковым собственное имя, но тогда должен различаться путь доступа. В одной папке может быть даже два файла с одинаковым собственным именем, но тогда они должны отличаться по формату. Одинаковое полное имя для двух файлов на компьютере создать невозможно.
Примеры записи полного имени файла:
С:\Мои рисунки\Обложка\Лицо.jpg
С:\Моидокументы\Programs\CARDS\PostScript.txt
Ключевым понятием в информатике является интерфейс. Интерфейсом называются определенные стандартами параметры взаимодействия аппаратуры, программ и пользователей.То есть, параметры взаимодействия трех составляющих информационной системы
Соответственно, существуют:
· Пользовательские интерфейсы – устанавливают взаимодействие человека с компьютером. Это то, что регламентирует восприятие человеком информации с экрана монитора, а также аудиоустройств.
· Аппаратные интерфейсы, осуществляют связь между различными аппаратными устройствами. Для каждого типа связи (USB, PCI, Wi-Fi и пр.) устанавливаются свои правила и стандарты (интерфейсы).
· Программные интерфейсы, устанавливают взаимосвязь между различными программами. Каждая программа пишется под определенную операционную систему, или адаптируется к ней. Если программа не адаптирована к данной ОС, то она в ней работать не будет.
· Аппаратно-программные интерфейсы, связывают программные и аппаратные средства (к ним, в частности, относятся драйверы).
Рядовой пользователь имеет дело с пользовательскими интерфейсами, имеет смысл их рассмотреть подробнее. Все пользовательские интерфейсы можно разделить на три группы.
1. Интерфейс командной строки. Это самый старый из существующих пользовательских интерфейсов, он появился еще в 50-е годы прошлого века с появлением алгоритмических языков программирования. Здесь пользователь задает команды и вносит данные на каком-либо языке программирования. Компьютер, выполнив задачу, выдает результат (обычно в виде текста) тоже в соответствии с правилами используемого языка.
Такой способ работы на компьютере требует специальных знаний, им пользуются программисты, администраторы и другие специалисты. До появления персональных компьютеров это был практически единственный способ общения человека с ЭВМ. И сейчас командная строка часто (но не всегда) используется специалистами для программирования и других задач. В том числе в Windows есть командная строка, с помощью которой можно производить действия, недоступные рядовому пользователю.
2. Графический интерфейс WIMP, что расшифровывается как Window (окно), Icon (значок, изображение), Menu (меню), Pointer (курсор, указатель мыши). Это основные элементы компьютерного графического интерфейса, и такой интерфейс сейчас имеют все популярные, распространенные программы.
Графический интерфейс появился в 80-х – 90-х годах прошлого века. Первый шаг в этом направлении сделал в 1986 году Питер Нортон, создав табличный интерфейс. Затем он был усовершенствован компаниями Xerox и Apple (руководитель Apple Стив Джобс изобрел компьютерную мышь). Очень большую роль в развитии WIMP играет компания Microsoft, которая постоянно совершенствует, иногда кардинально меняет свои основные продукты: Windows и MicrosoftOffice.
Именно графический интерфейс делает компьютер понятным миллионам обычных людей, не имеющих специальных знаний. Без простого и понятного интерфейса компьютеры не получили бы столь широкого распространения.
3. SILK-интерфейс (Speech, Image, Language, Knowledge – речь, образ, язык, знание). Внедрение такого интерфейса позволит человеку общаться с компьютером так же, как люди общаются между собой. Команды отдаются голосом, ответ машины тоже может быть голосовым. Образ означает, что компьютеры визуально различают людей между собой. Соответственно компьютер должен владеть человеческими языками и обладать необходимыми знаниями.
Полностью такой интерфейс пока широкого применения не имеет, однако его элементы уже используются. Существует довольно много программ с голосовым вводом – выводом (например, навигаторы). Средства идентификации отдельных людей тоже известны, наиболее надежным считается сканирование радужной оболочки глаза. В области машинного перевода достигнуты определенные успехи. Однако до того, чтобы SILK смог составить реальную конкуренцию WIMP еще очень далеко.
Информационные технологии немыслимы без стандартизации. Стандартизация – это обеспечение совместимости между аппаратными средствами внутри одной платформы, между программными средствами внутри одной операционной системы и обеспечение передачи данных между платформами и операционными системами.
Стандарты на передачу данных между программами и устройствами в вычислительной технике называют протоколами. Информационный протокол – это совокупность технических, синтаксических, семантических и других стандартов и правил, которые разработчики устройств и программ должны обеспечить для успешного согласования работы с другими устройствами и программами.[3]
Без совместимости, без строго стандартизованных процедур обмена данными компьютерные технологии не могут существовать. Эта задача полностью не решена и, наверное, никогда не будет решена. Все время появляется что-то новое и невозможно обеспечить полную совместимость всей аппаратуры, всех программ со всем, что имеется в мире.
Но с каждым годом состояние дел в области стандартизации улучшается. Лет 50 назад большинство ЭВМ были абсолютно несовместимы, и для каждой машины приходилось писать свои программы. И лет 20 назад положение было намного хуже, чем сейчас. Для каждого аппаратного устройства существовали свои драйверы, они не были установлены в операционной системе, как теперь и отыскать нужный драйвер было сложной проблемой. Тем более, что к Интернету тогда рядовые пользователи еще не были допущены.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 650;