Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича
Теоретик права и государства Габриэль Феликсович Шерше- невич (1863—1912) был профессором Казанского университета, а с 1906 по 1911 г. преподавал гражданское право в Московском уни верситете. Ему принадлежит ряд крупных произведений: "История философии права", "Общая теория права" (1910—1912 гг.) в 4-х выпусках, "Общее учение о праве и государстве" и др. Ряд работ Шершеневич посвятил науке гражданского и торгового права.
Одной из центральных тем науки о праве в тот период было построение философии права и ее отграничение от общей теории права.
Шершеневич признавал, что право как явление общественное есть понятие социологическое и потому уяснение сущности права невозможно без понимания его проявлений в других областях. Од-
472 История политических и правовых учений
нако это не должно быть делом юристов, а должно исследоваться другими общественными науками. Любой "дуализм права", т. е. противопоставление действующему праву "идеального права", Шершеневич последовательно отвергал. Понятие естественного права, замечал он, на протяжении всей истории имело самые раз ные толкования. Особо жесткой критике Шершеневич подвергал возникшую в те годы концепцию естественного права с изменяю щимся содержанием. Он считал, что эта концепция не только науч но несостоятельна, но и социально вредна, поскольку стремится подменить действующее право меняющимся идеалом. Шершеневич доказывал опасность дуализма — "исторически сложившегося права и умопостигаемого". Противопоставление действующего права и права "идеального" ведет, по его мнению, к удвоению правового порядка, смешению права с другими социальными нормами.
Понятие права, утверждал Шершеневич, включает в себя толь ко положительное, действующее право. Объективное право — со вокупность правовых норм, субъективное право — "возможность осуществления своих интересов субъектом права". Шершеневич доказывал, что объективное и субъективное право — это не две стороны одного понятия, как утверждали Иеринг и другие предста вители социологической юриспруденции, а самостоятельные и со вершенно различные понятия. Если субъективному праву всегда соответствует объективное право, то последнее может вполне су ществовать без субъективного права. Объективное право, по Шер- шеневичу, — основное понятие права, субъективное право — произ водное.
К сущностным чертам права ученый относил следующие:
1) право предполагает поведение лица; 2) право обладает при нудительным характером; 3) право всегда связано с государствен ной властью. Эти неотъемлемые элементы права образуют пред ставление о его понятии. Право, утверждал Шершеневич, — это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов.
Шершеневич полагал, что принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное, каноническое и международное право.
Шершеневич писал, что государство является источником пра ва. Согласно его концепции государство есть явление первичное, а право — вторичное. На этом основании он выступал с критикой идеи правовой связанности государства им же самим созданным правом, которой придерживались Еллинек, Дюги, Штаммлер и дру гие теоретики. Теория правового государства, утверждал Шерше невич, не имеет теоретического обоснования и практического зна чения.
Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 473
"Дело не в том, чтобы связать государство правовыми нитками подобно тому, как лилипуты связали Гулливера. Вопрос в том, как организовать власть так, чтобы невозможен был или был доведен до минимума конфликт между правом, исходящим от властвую щих, и нравственными убеждениями подвластных". Государство, согласно Шершеневичу, предшествует праву и исторически и логи чески. "Для признания за нормами правового характера необходи мо организованное принуждение, которое только и способно отли чить нормы права от всех иных социальных норм и которое может исходить только от государства". Однако, размышлял ученый, не санкционируется ли таким образом произвол властей?
Подобно Иерингу Шершеневич рассуждал о политике факти ческого самоограничения государственной власти, которая в своих же собственных интересах устанавливает границы возможному про изволу со стороны должностных лиц и государственных органов. Право представляет собой, по его учению, "равнодействующую двух сил, из которых одна имеет своим источником интересы вла ствующих, а другая — интересы подвластных".
Граница между правом и произволом заключается в том, от мечал Шершеневич, что "право есть правило поведения и должно быть соблюдаемо самой властью, его устанавливающей". Если же государственная власть, установившая правило, не считает нуж ным его соблюдать, а действует в каждом конкретном случае по своему усмотрению, то право сменяется произволом. В отличие от шайки разбойников государство проявляет свою волю в нормах, которые оно соблюдает, пока они не заменены новыми. Кроме того, различие между государством и шайкой разбойников заключается в том, что последняя пользуется силой для разрушительных целей, а государство обращает свою силу на созидательные цели.
Шершеневич призывал исследовать социальную направленность деятельности современного ему государства. Государство, по его мнению, само заинтересовано в благосостоянии своих граждан и, как результат, в стабильности государственной власти, поэтому оно должно пойти по пути оказания помощи слабейшему посредством социального законодательства и демократизации государственного строя.
В основе деятельности любого государства, утверждал Шер шеневич, лежит инстинкт политического самосохранения. Поли тика государства должна быть достаточно гибкой, чтобы умело при спосабливаться к новым общественным условиям. "Прогрессивность того или другого государства обнаруживается именно в том, что оно сумело раньше и лучше уловить требования времени и приспо собиться к ним, вызывая в других, по необходимости, подража ние", — писал Шершеневич. А потому, выступая с требованием
17 История политических и правовых учений
474 История политических и правовых учений
реорганизации общественной жизни в России, он считал путь ре форм единственно приемлемым как для существования и развития общества, так и для сохранения политической власти государства. Шершеневич считал безусловно необходимым исследование тех явлений и отношений, которые влияют на содержание правовых норм и на их применение к правовым отношениям. Однако он воз ражал против замены правовой догматики социологическим право ведением либо естественно-правовыми воззрениями. Изучать дог му и технику права, подчеркивал Шершеневич, особенно важно для юриста-практика, который стоит вне идеологии государства и
политики права.
Разработанная им теория права и государства на основе фор мально-догматического метода имеет большое значение и в настоя щее время. "Общая теория права" Шершеневича, переизданная в 1995 г., во многом не утратила значения для преподавания теории государства и права, истории политических и правовых учений.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1869;