Средневековье: основные этапы и закономерности развития
Средневековье является одной из основных частей аграрной культуры. Оно охватывает период с V в. н.э. до 1-ой половины XVIII в. В основном, средневековье совпадает с периодом зарождения, становления и развития феодализма как общественно-экономической формации. Хотя это совпадение не является полным, из-за неравномерности развития отдельных стран и регионов. Феодализм существовал во многих европейских странах вплоть до середины XIX и начала XX в.
Общепринятая периодизация средневековья включает 3 основных этапа:
1. Раннее средневековье с V по X вв., – период генезиса феодализма и его утверждения .
2. Расцвет средневековья (а точнее феодальной системы в Западной и Центральной Европе) относят к XI - XV векам.
3. С XVI в. наблюдаются процессы разложения феодализма
и зарождения капиталистических отношений. Нередко XVI век относят уже к новому времени, Впрочем, процессы разложения феодализма и зарождения внутри него капиталистических отношений закономерно накладываются друг на друга, разделить их практически невозможно.
Общая характеристика средневековья:
Средневековая Европа складывалась из двух разных систем или миров, культурный разрыв между которыми был огромен и казался непреодолимым:
Во-первых, это Античный мир, - мир уже христианский, хотя и рабовладельческий. Мир высокоразвитый (и не только для своего времени), оставивший в наследство человечеству классические образцы не только высочайшей художественной культуры во всех ее жанрах, но и образцы политического устройства от широкой демократии до военной диктатуры. Мир, в орбиту которого, так или иначе, было втянуто не только население Средиземноморья, Малой и Средней Азии, Северного Причерноморья, Севера Африки, но и многие европейские этносы помимо греков и римлян. Это жители Пиринейского полуострова, племена Северных Балкан и Британии.
Другим миром еще более обширным был мир варваров: родоплеменной, языческий, со своим неповторимым обликом, еще не знавший классового строя, переходивший от кочевого образа жизни к оседлому; от собирательсва, охоты, скотоводства к земледелию и животноводству. В течении средних веков эти различия постепенно стирались и в XV - XVI в. античное наследие было в целом усвоено и предопределило во многом развитие культуры по крайней мере вплоть до конца XVIII в.
Одной из важнейших черт истории европейского средневековья являлась интенсификация связей с соседними континентами: арабами с Ближнего Востока и Северной Африки, народами Закавказья, странами Азии до Индии и Китая. Европа впитала через них и богатейший опыт Востока. Средневековое европейское общество развивалось более динамично, по сравнению не только с древними цивилизациями, но и современными ему обществами в других частях света. Поэтому не только этап промышленной цивилизации до конца ХIХ в., но и средневековье в истории мировой цивилизации называют “эпохой европейской гегемонии”.
В тоже время по сравнению с последующими эпохами общественное развитие средневековой Европы было замедленным. Ручное производство, прямая передача производственных и бытовых навыков, низкий уровень техники и знаний ставили человека в зависимость от природных условий. Голод и эпидемии нередко приводили к демографическим катастрофам, которые усугублялись непрекращающимися войнами. Так, если в 200 г. население Европы составляло 44 млн. человек то в 500 только 30 и продолжало сокращаться вплоть до 8 века, затем оно крайне медленно растет и только в 1200 достигает 49 млн. Медленный подъем продолжается до 1340 г. достигнув 74 млн. Эпидемия чумы (черной смерти) в середине XIV в. уносит 3-ю часть населения, а в некоторых регионах более половины. Население восстанавливается только к середине XVI века и с этого отмечается его устойчивый рост. К началу промышленной революции оно составит уже немногим более 110 млн.
Сравните с общемировыми показателями: 200 г. - 257 млн., 500 г. – 207, 700 - 206, 1200 - 400, 1340 - 442, 1500 - 461, 1750 - 771. Какие можно сделать выводы?
Поборы землевладельцев, государства и церкви усугубляли трудности для большинства населения. Сила традиций, господство религиозного мировоззрения приводящие к догматическому мышлению затрудняли нововведения во всех сферах жизни Неудивительно, что многие ученые эпохи Возрождения считали Средневековье - “темными веками”, периодом упадка и деградации человеческой личности и общества в целом. Такая оценка в то время, когда шла борьба с пережитками средневековья и феодализма, были естественны. Мы не должны забывать, что в средние века были изобретены ножницы, часы, оконное стекло, огнестрельное оружие и множество других новшеств. Появились первые университеты, парламенты, суды присяжных. Наконец сложились основные народы, давшие базу для образования современных наций и их языков. Возникли проекты общества благоденствия и всеобщего равенства людей. В конце концов, Великие географические открытия выросли на базе средневековой экономики и открыли европейцам совершенно новые горизонты.
Внеэкономическое принуждение общее для рабовладельческого и феодального обществ значительно изменило свой характер. Основой нового способа производства стала крупная земельная собственность, эксплуатирующая мелкие самостоятельно хозяйствующие крестьянские хозяйства. Крестьянин из собственника земли превращался в ее держателя, попадая в поземельную, а затем в правовую и личную зависимость от феодалов-землевладельцев. Крестьяне имели в пользовании пахотные наделы и были собственниками основных орудий труда, имели свой скот и усадьбу. Внеэкономическое принуждение основывалось на политической в т.ч. военной силе. Политически крестьянин был ограничен в своих правах, он не признавался дееспособным, не мог сам распоряжаться ни своей судьбой, ни порой и жизнью.
В западной и юго-западной Европе феодальная собственность выступала в виде частного землевладения - поместья, вотчины, манора, сеньории. Зависимость крестьян в пользу дворян, монастырей была наиболее тяжелой.
В Центральной, Северной Европе, в Византии основная часть земли долго оставалось в руках государства. Крестьяне долго оставались лично свободными, но неполноправными людьми. Феодальное общество было сильно расслоено, имело классово-сословную иерархию. Основой этой структуры были ленно-вассальные отношения.
II вопрос. Развитие государства в период средневековья. Роль городов. Ремесло и торговля.
После крушения Западной Римской империи в 476 г. Восточная Римская империя (Византия) осталась единственным прямым наследником Античности; просуществовавшая вплоть до середины XV в. В то же время в Византии как и во всей Европе произошел переход от рабовладения к феодализму, который завершился по всей видимости на рубеже Х - ХI веков. Рождение новой Европы происходило в обстановке постоянных войн переселений, продолжающихся варварских вторжений на территорию Западной Европы и Византии. В VI - VII в. на территории Европы возникли так называемые варварские королевства, большинство из которых просуществовало по несколько десятку лет. Сами эти королевства постоянно воевали друг с другом. До VIII - IX веков по Европе передвигались многочисленные племенные союзы не сумевшие основать своих государств, германские, тюркские, иранские, славянские. В VII в. в Европу пришли арабы из азиатских владений Византии. В VIII в. они захватили большую часть Пиренейского полуострова, а в VIII в. Южную часть Италии и средиземноморские острова. В X в. в Центральной Европе появились венгры. С конца VIII в. и до середины XI в. Западную и Южную Европу опустошили набеги варягов-норманов.
Варварские государства вырастали с одной стороны из военной демократии племенных союзов, с другой стороны Королевская власть стремилась на территории бывшей Римской империи использовать опыт античности. Королевская власть становится наследственной и начинается формирование ленно-вассальных отношений.
Появляются первые законодательские акты - Варварские правды. Первый и наиболее известным из них стал франкский судебник начала VI в.“ Салическая правда”, где наряду с привилегиями франкских вождей были узаконены привилегии Римской знати.
Франкское государство достигло наивысшего расцвета при Карле Великом, в VIII - IX веках. Карл Великий был провозглашен императором, его империя простиралась от Эльбы и Дуная до Каталонии. Карл обязал каждого свободного мужчину найти себе сеньора, под началом которого он должен был воевать и от которого попадал в личную зависимость. При Карле регулярно собирались “генеральные” собрания знати. Реально в обсуждении дел участвовали только верхушка знати. Так было положено начало сословно-представительной монархии.
После смерти Карла знать настолько усилилась, что несколько раз отстранила его сына от власти. Внуки Карла поделили в 843 г. его империю на 3 части. В IX -X в. начался этап феодальной раздробленности в Западно - Франкском государстве, впрочем, также как и в Восточно-Франском государстве, на территории которого в XI в. была провозглашена Священная Римская империя, как наследница Римской империи Карла Великого, но королевская власть в ней была выборно-наследственной.
В период этих империй закончилось формирование ленно вассальных феодальных отношений. В Западно-Франкской еще в начале IХ в., в Священной Римской империи в XI -XII веках.
В XI–XII веках в Европе преобладало феодальная раздробленность часто под внешним покровом слабых монархий. В XIII - XV в. мы наблюдаем усиление государственной централизации в форме складывания монархий и княжеств с сословным представительством.
Этому способствовали в первую очередь экономические причины: переход от натурального и домениального хозяйства к более развитым товарно-денежным отношениям. Включения феодала не только в местный рынок, но и в участие в специализации отдельных регионов в рамках государства или и даже включения в международную торговлю.
Огромную роль в создании новой экономической ситуации играло не только повышение производительности и товарности в сельском хозяйстве, благодаря совершенствованию орудий труда и методов производства (переход к трехполью, стойловое содержание скота и т.д.), но и роль городов.
Города в средневековой Европе превратились в третью силу между королем и феодалами, между феодалами и крестьянами. Они уже с X - XI веков становятся как экономическим, так и политическим фактором. После крушения римской империи многие города пришли в упадок. Их возрождение и рост был связан с процессом отделения ремесла от сельского хозяйства
Первые столетия средних веков характеризовались господством натурального хозяйства. Крестьяне обеспечивали себя и господ не только сельхозпродуктами, но и ремесленными изделиями. В деревне, правда, выделялись немногочисленные крестьяне-ремесленники (кузнецы-универсалы, гончары, кожевенники). Были ремесленники и среди дворни в королевских и крупных феодальных владениях, появились и бродячие ремесленники. В основном ремесленники производили изделия на заказ, но товарные отношения в ремесло проникали гораздо быстрее.
Также обстояло дело и с торговлей. Обмен продуктами был незначителен. Монетные средства платежа, регулярные рынки сохранились лишь в южных регионах (особенно Италии). В других
районах господствовали натуральные средства платежа: прямой обмен, сезонные торжища. В товарном обороте преобладали привозные товары предметы роскоши - шелка, тонкое сукно, ювелирные изделия.
Уже к концу раннего средневековья в VIII - XI веках складываются наряду с южным торговым путем (Средиземноморье)
вначале западный (Рейн, Маас, Луара) северный от Ла Манша до Балтики и восточный (из варяг в греки), включавший и русский. Появились купцы - профессионалы, купеческие компании, затем гильдии.
Процесс градообразования шел 2-мя путями: Возрождение античных городов и появление варварских из ремесленных поселений, в портах, на месте ярмарок, торжищ, вокруг королевских резиденций. Раньше всего средневековые города (IX век) сложились в Италии и Византии, в X веке на юге Франции и по Рейну, в X - XI веках на Севере Европы. К XIII веку вся Европа покрыта сетью городов.
Массовый характер градообразования был связан в X - XI веках с бегством крестьян от укрепляющейся феодальной зависимости. Тогда появилась пословица “городской воздух делает свободным”.Средневековый город достиг своего расцвета в XII - XIV веках и все-таки первоначально города находились в сеньоральной зависимости от владельца земли на которой стоял город. Города платили им все феодальные повинности. Но в X - XIII веках по всей Европе развернулось “коммунальное движение” городов. Города освобождались от власти сеньоров и создавали свои органы управления: имели выборных советников, бургомистров, мэров, свой суд, финансы, свои системы налогообложения, воинское ополчение, т.е. образовывались города - коммуны. Там где королевская власть была сильна, власть сюзерена оставалась. И все-таки жители всех городов считались лично свободными.
Поэтому здесь и сформировалось “третье сословие”.
Городской ремесленник уже в основном был товаропроизводителем, реже работал на заказ. Тем не менее, жизнь ремесленника была строго регламентирована сеньором, государством, городскими властями, внутригородскими объединениями, товариществами, братствами, ремесленными цехами.
Что такое цех? В XIV - XV веках цеха стали закрытыми. Мастерами могли стать только близкие родственники членов цеха. Важнейшим видом городской деятельности была торговля. Сам город с его портом, крупными сооружениями, рынком, оборонительными службами, чиновниками выступал в качестве заказчика для ремесленников и торговцев, а также для домениальных продуктов сельского хозяйства. О международных торговых путях мы уже говорили, но торговля была делом крайне опасным не только благодаря несовершенству средств и путей сообщения, монетарной системы, но и благодаря беззаконию царившему на дорогах. Не только отдельные феодалы, но и короли не брезговали грабежом торговых караванов. Часто этот разбой прикрывался введением всё новых и новых пошлин. Особую проблему создавали пираты и постоянные войны. Для защиты своих интересов купцы вначале в рамках одного города, а затем и нескольких городов объединялись в гильдии.
Таким союзом была знаменитая Ганза (1358), в которую входили купцы северных городов, в том числе и Новгород. Ганзейский союз имел свой флот, объявлял войну и мир, вмешивался в дела Балтийских государств и боролся за гегемонию на Северном и Балтийском морях.
Города боролись за расширение своих вольностей, за своё представительство в рамках сословно-представительной монархии добивались этого, так как всегда выступали на стороне монарха против феодальной раздробленности, за централизацию и порядок.
III. Роль мировых религий в период средневековья.
Аграрный период в истории человечества неотделим от преобладания тех или иных форм религии в жизни общества. В период дикости различные формы языческой религии носили родоплеменной характер, верой в помощь умерших предков. Рядом с предками затем возникает звериный культ. В ранний период древнейших цивилизаций обожествляются как звери, так и силы природы, что бесспорно связано с переходом людей к земледелию и скотоводству. Во времена античности “культ человека” меняет и религию – боги уподобляются людям, их много и они отнюдь не безгрешны.
Уже во времена античности возникают первые религии, основанные на единобожии и не связанные с конкретными родовыми или национально-государственными признаками: буддизм (около 5 века до н.э.), христианство(1 век н.э.). Ислам, который возник в период античности по мере своего развития и распространения к YII веку приобрел функции и признаки мировой религии.
Для всех мировых религий характерно противопоставление мира духовного личностного и мира общественного материального, общественного. Взгляд на земную жизнь как временную, как период испытаний и лишений (искупление греха) во имя спасения души в вечном загробном мире.
Несмотря на провозглашение индивидуального пути человека к богу, все мировые религии создали разветвленную теологическую сеть, которая не просто претендовала на посредничество между богом и человеком, но и вмешивалась самым активным образом не только в частные мирские дела, но и дела государственные. В средние века церковь не просто стала частью государственного аппарата, но и нередко пыталась подменить его собой.
Церкви, монастыри по мере развития феодализма стали не только крупнейшими собственниками земли, но и зависимых крестьян. Более того, именно под знаменем мировых религий в средневековье велись все кровопролитные войны, их целью являлось не только расширение государственных границ, но и распространение той или иной религии, а значит подчинение церкви новых народов.
Рассмотрим функции мировых религий на примере христианства, так как речь в нашей лекции идет о европейском средневековье, где христианство в его различных формах является и сегодня преобладающей формой религии.
Христианство выросло из иудаизма и заявило о себе во второй половине 1 века нашей эры. Первые христианские общины возникли в Малой Азии. Их членами были представители “униженных и оскорбленных” нижних слоев общества: бедняки, представители рассеянных Римом народов, рабы и вольноотпущенники. У них не было церковнослужителей (клира), как и церквей. Единые догматы и обряды также не существовали. Единственное, что их объединяло, была вера во Христа – бога-спасителя и ненависть к Риму.
Первые христиане подвергались жестоким гонениям в Римской империи, поэтому им нередко приходилось собираться на проповеди и молитвы в катакомбах, поэтому этот период христианства называют катакомбным.
По мере нарастания кризиса в Римской империи менялся социальный состав общин, в них стали входить и состоятельные люди. Из них формировался клир, представители которого должны были “наставлять” мирян, появились первые монахи, люди ушедшие из мирской жизни и посвятившие себя Богу.
Христианское учение становилось все более популярным, Римские императоры решили использовать христиан к борьбе за Римский престол. Римские императоры Константин и Лициний объявили в 313 году свободу христианского вероисповедания. В 325 г. император Константин собрал Никейский собор, который принял “символ веры”, был оформлен союз между императорской властью и церковью. Главой церкви стал император, а христианство стало государственной религией. Константин перенес столицу в Константинополь (современный Стамбул). Началась борьба между Римскими епископами (с конца YI века – папами) и Константинопольскими патриархами. Окончательный разрыв между западной, католической и восточной, православной церквями произошел в 1054 г.
После крушения западной римской империи роль пап несколько изменилась. Короли новых варварских государств в своей постоянной борьбе друг с другом обращались за покровительством к папам, при этом часть принимая христианство в форме различных ересей. Папы благословляют их. В ходе этой борьбы король франков Пипин Короткий передает папе ряд районов на территории современной Италии. Так возникло теократическое государство Папская область.
Католическая церковь в период средневековья подчинила себе не только мировоззрение людей, науку, образование, она в определенные периоды становилась над светской властью и активно вмешивалась в ее дела. Даже Карл Великий получил титул императора из рук Папы Римского. В последующем вместе с укреплением монархических форм правления и принятия законов о престолонаследии эта функция стала менее значимой, но никогда не исчезала. Она служила причиной ухудшения отношений королей и пап, которое закончилось Авиньонским пленением папы (1309 г) и расколом католической церкви, что привело и свою очередь к укреплению кардиналов, опирающихся на поддержку светской власти своих национальных государств.
Церковь в тоже время превратилась в крупную военную силу. Монашеские ордена превратились в вооруженные отряды, призванные огнем и мечом крестить языческие народы Европы.
В 1095 г папа Урбан II объявляет крестовый поход против “неверных”. Официальной причиной “крестовых походов” стало турецкое завоевание Сирии и Палестины. Крестовые походы, продолжавшиеся до середины тринадцатого века хотя и приводили к временному взятию Иерусалима в гораздо большей степени разрушали города и, в первую очередь христианские. В 1204 году был взят и разграблен Константинополь, что, конечно, ослабляло противоборство Византии с турками.
Церковь узурпировала значительную часть судебной власти. Вместе с возникновением инквизиции (1204) она взяла на себя карательные функции.
Таким образом, теологический характер средневекового общества бесспорен, хотя он совсем не отрицает параллельного сосуществования внутри него сильно развитых элементов рыцарской и народной культур, теологический характер которых не так ярко выражен.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 7976;