IY. Расцвет и крушение Византии.
Реформы Константина в IY веке практически означали разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную – Византию. В течении IY века обе империи иногда соединялись под властью одного императора. Окончательный разрыв произошел в конце IY века. Крушение Западной Римской империи превратило Византию в единственную наследницу эллинистического мира, хранительницу античного наследия.
Византия в меньшей степени пострадала от нашествия варварских племен. Этому способствовала и компромиссная политика императоров, которые нередко принимали на военную службу целые варварские племена, а также умело использовали противоречия между ними.
В Византии кризис рабовладения протекал не так остро, как на Западе. Здесь труд рабов использовался вплоть до YII в. так как соседние с Византией варварские племена, воюя друг с другом, продавали рабов Византии. В тоже время в Y-YII веках и в Византии идет зарождение феодальных отношений.
Наивысшего расцвета Византия достигает в YI в при императоре Юстиниане (527–565). Юстиниан издает свод законов –Кодекс Юстиниана, который охватывал все стороны жизни Византийского общества. Главной его идеей было укрепление централизованного государства: “Одно государство, одна религия”. Император был официально объявлен главой церкви.
Кодекс объявил равенство граждан перед законом. Кодекс давал достаточно большие возможности рабу стать свободным (стать епископом, монахом, солдатом); к рабам перестали относиться как к вещи, его нельзя было убить. Тем не менее законы предусматривали смертную казнь (распятие, четвертование, сожжение и т.д.) за множество преступлений.
Правление Юстиниана не было безоблачным. Здесь и народные восстания и недовольство реформами многих чиновников и крупных землевладельцев. Тем не менее Юстиниану удалось на какое то время победить ряд “варварских королевств” и объединить часть Западной Римской империи вокруг Константинополя.
Византию времени Юстиниана называли страной тысячи городов. Правда, города в Византии носили разный характер. Наиболее крупные и, в первую очередь, Константинополь стали центрами ремесла и торговли. Большинство провинциальных городов носило полисный характер, то есть являлись местом проживания земельных собственников.
За свою тысячелетнюю историю Византия пережила как периоды кризисов и катастроф (YII–IX, XIII, середина XY века), которые привели к ее крушению, так и период величайшего расцвета (X–XII), когда Византия являлась самым сильным и богатым государством мира, “золотым мостом” между Западом и Востоком.
Первый кризис был связан с арабским нашествием и нашествием варварских, в основном, славянских племен. Внешняя угроза сопровождалась внутренним конфликтом между государством и церковью, так называемое “иконоборчество”. Под идеей о непознаваемости и невидимости Бога и божественного императорская власть выступила против усиления церкви и ее богатства. Формально победили в этой борьбе иконопочитатели. По существу конфликт закончился компромиссом. Было ограничено монастырское землевладение и отчасти церковные привилегии, а император становился хранителем религиозных традиций. В этот период был нанесен серьезный ущерб развитию Византии: разрушены многие церкви, опустели города.
Со второй половины IX века начинается период восстановления городов, интенсивного развития феодальных отношений. До этого времени преобладающей формой собственности на землю была государственная собственность, земельный надел можно было получить за службу в армии. Теперь начинается раздача государственных и пустующих земель знати, государственным чиновникам, военным командирам. Второй особенностью феодализма в Византии было длительное существование крестьянской общины, связанной круговой порукой. В Византии складывается строго централизованная система управления, когда местные чиновники подчиняются целиком центру и подчас превращаются в сборщиков налогов. В это же время устанавливается необычайно пышный, торжественный и красочный придворный и церковный церемониал, потрясающий современников.
Развивается торговля. Изделия Византийских ремесленников, в первую очередь, ткачей и ювелиров пользуются колоссальным спросом в Европе. Развивается миссионерская деятельность по христианизации варваров. Повышается вновь уровень грамотности населения империи. Монахи Кирилл и Мефодий несут грамотность в Восточную Европу, создавая славянский алфавит.
В конце ХII – начале ХIII веков новый кризис Византийского государства, вызванный нашествием турок сельджуков и первым крестовым походом. На территории Византии создается Латинская империя крестоносцев и ряд мелких государственных образований.
Несмотря на то, что последней династии Византийских императоров – династии Палеологов – удалось еще на два столетия продлить существование Византии (1261–1453) былого величия ей не суждено было достигнуть. Перед лицом опасности турецкого завоевания император и патриарх обратились за помощью к католической церкви, и даже была подписана Уния (1439), по которой православная церковь должна была подчиниться папе римскому, встреченная враждебно церковнослужителями и населением Византии. Крестовые походы (1396 и 1440) европейцев против турок не дали результатов. В 1453 году Константинополь пал. Пал “Второй Рим”, центр православия и античного наследия. Его эстафету суждено было подхватить “Третьему Риму” – Москве.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1856;