Эволюционные и революционные социальные изменения
В истории социологии отчётливо прослеживается явное преобладание эволюционизма в понимании социальных изменений, то есть предпочтение постепенного, плавного, медленного развития, и отношение к революциям как неким социальным аномалиям. На самом же деле социальная эволюция и социальная революция — это две взаимосвязанные, взаимообусловленные стороны развития общества.
Наиболее ярко социальный эволюционизм прогрессивного типа представлен в социологии Г.Спенсера. Ядро теории Спенсера составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в силу неодинакового воздействия внешней среды на различные элементы системы. По мере возрастания сложности и разнородности в социальных системах ускоряется темп дифференциации, которая предполагает специализацию, разделение функций между частями, отбор наиболее устойчивых структурных соотношений. Эволюция прогрессивна, так как социальные изменения происходят в направлении повышения гармонии и целостности системы. Следовательно, дифференциация сопровождается интеграцией, усложнением организации. Однако динамическое равновесие в ходе эволюции может и нарушаться за счёт несоответствия функций, нарушения гармонии. Главная идея Спенсера: эволюция осуществляется от традиционного к рациональному, от непросвещённого — к просвещённому, от общества с ручной технологией — к машинным технологиям, не интегрированного общества — к интегрированному.
Э.Дюркгейм впервые обосновал положение о том, что пружиной эволюции является разделение труда. Есть два типа общества. На одном полюсе социальной эволюции, по его мнению, находятся простые общества с сегментарной структурой, состоящие из однородных сегментов и основанные на примитивном разделении труда. На другом — сложные общества, имеющие систему органов, из которых каждый имеет специальную функцию, и в свою очередь состоящих из дифференцированных частей с особыми функциями. Развитие осуществляется эволюционным путём в следующей последовательности:
— В сегментарном обществе растёт население;
— Многократно умножаются социальные связи и усиливается конкуренция;
— Возникает угроза сплочённости общества;
— Углубляется разделение труда, возникают новые социальные институты и функции.
Современная западная социология в основном стоит на позициях эволюционизма, заложенных позитивизмом прошлого столетия, или вообще снимает проблему эволюции как методологически несостоятельную. Примером может служить теория культурно-исторических типов, возникшая как попытка преодолеть недостатки теорий, фиксирующих однонаправленность социальных изменений в Европе. Она видит исторический процесс как параллельное сосуществование и развитие различных цивилизаций. Основатель этой теории Н.Я.Данилевский подразделял народы мира на «неисторические» (тупиковые ветви в развитии общества) и «исторические», т.е. создающие самобытные культурно-исторические типы. Тринадцать исторических народов (египетский, китайский, древнесемитский, индийский, греческий, римский, романо-германский, славянский и др.) проходят в своём развитии четыре фазы: бессознательную, государственного становления, расцвета цивилизации и упадка. На каждой фазе меняются четыре основных элемента культурно-исторического типа: религия, культура, политическое и общественно-экономическое устройство.
В западной социологии сторонниками теории культурно-исторических типов являются О.Шпенглер, А.Тойнби. Последний несколько модернизировал циклическую модель исторического процесса в направлении признания объединяющей роли мировых религий, смягчения предопределённости краха конкретной цивилизации. До настоящего времени, по мнению А.Тойнби, сохранились пять (по числу мировых религий) основных цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущей силой развития цивилизации является творческое меньшинство — носитель мистического творческого порыва, увлекающего инертное большинство. Если элита не способа ответить на вызов истории (закон вызова и ответа), то она превращается в господствующее меньшинство. Её борьба с большинством в итоге разрушает данную цивилизацию.
На позициях концепции культурно-исторических типов стоял и выдающийся русский социолог П.А.Сорокин, у которого речь шла об идеальных социокультурных системах. В отличие от Шпенглера и Тойнби, Сорокин не отрицал общественного прогресса. Несмотря на то, что он рассматривает исторический процесс как циклическую флуктуацию основных типов культуры, в перспективе им не отрицалось и формирование новой единой цивилизации в масштабах всего человечества.
Революция —это качественное изменение, коренной переворот в социальной жизни, обеспечивающий поступательное, прогрессивное развитие общества.
Следует различать революцию как преобразование, охватывающее весь социальный организм, и революцию как качественное изменение отдельных сфер общественной жизни. В зависимости от критериев социальный переворот может рассматриваться как контрреволюция, как попятное движение, временно реставрирующее старые порядки. По мнению большинства социологов, революции относятся к фундаментальным, многомерным социальным изменениям, затрагивающим массы людей, основополагающие структуры общества. Похожи на революции, но не являются таковыми государственные переовороты.
Переворот —это внезапная, незаконная смена власти, правительства без изменения политического режима, экономической организации и социальной структуры общества.
Бунт и восстание —это массовые насильственные действия, направленные против эксплуататоров или иноземных завоевателей, которые обычно подавляются, но приводят к некоторым социальным изменениям.
Путч —это ситуация, при которой группа, находящаяся в подчинении (армия, группа офицеров и т.п.), отказывается подчиняться или насильственно свергает правительство.
Гражданская война —это вооружённый конфликт, который вызывается религиозными, этническими или классовыми противоречиями.
Наиболее детализированной и разработанной является марксистско-ленинская теория социалистической революции (…).
Позитивистская (бихевиористская) теория революции П.Сорокина. Сорокин делал свои выводы из опыта российских революций. Он сосредоточил внимание на причинах, «порождающих революционные отклонения в поведении людей». Причины революционного поведения — отклонения в области основных, базовых потребностей и инстинктов человека. Сорокин считал, что революции вызываются подавлением собственнического инстинкта, полового рефлекса и импульса к творческой работе, извращением религиозных, моральных, эстетических норм поведения. Дисфункция основных условных рефлексов нарушает привычную дисциплину, порядок и обращает людей в беснующиеся орды сумасшедших. Подавление властями базовых инстинктов человека, репрессии против большого числа людей — это главная причина революций. Вторая причина — отсутствие у властей достаточного арсенала средств для подавления разрушительных поползновений снизу. Однако революции не устраняют условия подавления инстинктов, наоборот, послереволюционный хаос усиливает трудности в удовлетворении базовых потребностей. Поскольку революционный пыл выдыхается, для соблюдения порядка необходимы новые тираны и деспоты, рекрутируемые из числа бывших революционеров.
Депривационная теория революции.Джеймс Дэвис и Тед Гурр попытались объяснить революции с точки зрения состояния массового сознания. Относительная депривация — это мера различия между желаемой и настоящей ситуацией, разница между ценностными ожиданиями и реальностью. Если люди крайне бедны, но воспринимают это как должное, справедливое, соответствующее их статусу, то революционного брожения не возникает. Когда же они начинают задаваться вопросом, почему имеют меньше, чем могли бы, ощущают разницу, тогда и появляется чувство относительной депривации. Возможны три варианта влияния депривации на социальную революцию.
1. Новые идеологии, системы ценностей, пропаганда новых стандартов потребления вступают в конфликт со старыми возможностями, ограниченными средствами изменения свой жизни.
2. Надежды и социальные ожидания остаются на прежнем уровне, но происходит падение жизненных стандартов, например, в результате экономического кризиса, правительственной политики доходов.
3. Первые два варианта сочетаются. Сначала надежды и возможности достижения растут параллельно, затем надежды продолжают расти, а реальные возможности достижения блокируются, или поворачивают вспять из-за войны, экономических кризисов, эпидемий, природных катаклизмов (наводнений, землетрясений).
Структурная теория революции Ч.Джонсон и Т.Скоппол.Это направление в социологии социальных изменений возникло на Западе в последние годы. По мнению его теоретиков, в каждой социальной системе есть некий баланс, равновесие, нарушение которого создаёт условия для дефляции (потери авторитета, влияния) органов власти. Причины революции надо искать на социальном уровне, в классовых отношениях. Выявив структуру классовых, национальных и иных групповых отношений (а не идеологические, психологические различия), можно понять механизм кризисов. Революции, прежде всего, устраняют старую консолидацию, старый баланс социальных интересов и утверждают новую структуру общества. По некоторым внешним признакам структурные теории близки к марксистской. Их довольно активно критикуют за игнорирование психологических и мотивационных аспектов социальной революции.
Социальная революция как способ циркуляции политических элит. Автором этой теории является известный итальянский социолог В.Парето. Общество является системой с динамическим равновесием и делением на элиту и не элиту. Деление основывается на биологических признаках: у одних есть «остатки», т.е. агрессивность стремление господствовать и т.п., а у других — нет. Индивиды, наделённые от рождения «остатками», предрасположены к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана («лисы»), или способностью применения силы («львы»). Они создают два различных типа правления. Когда «остатки» у одной из элит исчерпываются, она деградирует и на смену ей приходит другая. В состав элиты должны переходить новые лица из других слоёв, поддерживая высокий уровень агрессивности и умения манипулировать, а некомпетентные — уходить. Если эта циркуляция не обеспечивается вовремя мирным путём, то происходит революция. В области хозяйственной деятельности «львам» и «лисам» соответствуют «спекулянты» (предприниматели) и «рантье» (мещане, рабочие). Есть свои типы и в духовной сфере, определяющие смену периодов веры и скептицизма. В итоге процесс циркуляции элит охватывает все сферы общественной жизни. Политические элиты активно контактируют с экономическими и сменяются, когда не в состоянии решить социально-экономические проблемы.
Менее влиятельны теории революций, возникшие в рамках психологического толкования социальных изменений. Г.Лебон — вид массовой истерии, Г.Маркузе — искажение «антропологической структуры» базовых потребностей, прежде всего сексуальных.
Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко действительно ускоряют эффективное решение социальных проблем, активизируют массы населения, стимулируют социально-экономическое развитие. Революции не обязательно должны протекать в насильственной форме. Мирная форма не должна заслонять революционной сути многих социальных изменений.
Циклические социальные изменения.Это сложная форма социальных изменений, включающая эволюционные и революционные процессы, восходящую и нисходящую тенденции. Когда говорят о циклических изменениях, то имеют в виду не отдельные изменения, а определённый ряд изменений, которые образуют цикл (конечная точка повторяет первоначальную).
Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года (сезонная безработица), старение знаний определяет интервалы времени, в течение которых падает квалификация рабочей силы. Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение рождается, проходит период первичной социализации, затем период активной деятельности и период старости.
Значительное влияние на циклы социальных изменений оказывают циклы развития техники. Особое внимание специалистов привлекает циклический характер социальных изменений на сравнительно больших исторических этапах. Значительное распространение среди экономистов и социологов получили теории больших циклов (длинных волн), в разработку которых выдающийся вклад внёс русский учёный Н.Д.Кондратьев. Он пришёл к выводу о наличии больших циклов экономической конъюнктуры продолжительностью около 57 лет. При этом каждый большой цикл проходит в своём развитии «повышательную» и «понижательную» фазы.
Большинство учёных рассматривают феномен длинных волн не только как экономический, но и социальный, социально-психологический. В результате сложилось следующее его понимание: большие циклы — «это периодические повторения характерных социальных, экономических, технологических ситуаций, таких, например, как продолжительные экономические подъёмы и спады, сравнительно короткие периоды интенсивной реализации технических новшеств, пики социальной напряжённости и т.д. Эти характерные ситуации регулярно повторяются примерно через каждые 50 лет (социальные, как считает большинство исследователей — через 25 лет). Они почти синхронны для большинства ведущих развитых стран. Их проявления зафиксированы в статистике этих стран на протяжении двухсотлетнего периода истории».
Реформа —это изменение какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
С формальной точки зрения под реформами понимаются нововведения любого содержания. Соотношение реформ и революций — сложная теоретическая проблема, которая в каждом конкретном случае решается специфически. Противоположность их не абсолютна. Социализация современного капитализма отразилась в таких социологических понятиях, как «структурные реформы», «глубокие реформы» и т.п.
Структурные реформы —это не отдельные и частичные социальные изменения, а совокупность постепенных коренных преобразований, затрагивающих основы общества.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 3522;