Основные идеологические течения в современном мире.
Либерализм и неолиберализм. Либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей в конце ХVII-ХVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также в более позднее время сформировавшееся убеждение о равноправии соперничающих в политике профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими.
Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.
Важнейшим достоинством политической системы неолиберализм провозглашает справедливость, а правительства — ориентацию на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений. В отличие от прежней склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти.
Основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии.
Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от её целей и содержания) новой, но и весьма определённые ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.п. Потрясённые попытками радикального общественного переустройства во времена Великой Французской революции, духовные отцы этого направления — Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э.Берк — пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. По их мнению, сохранение прошлого способно снять всё напряжение настоящего и потому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям. Понятно, что такие принципы отрицали оптимизм либеральной идеологии относительно общественного прогресса, тот дух индивидуальной свободы, который, с точки зрения консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.
На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов (которые не могут быть произвольно нарушены человеком), воплощающих божественное неписаное право, убеждённость в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.
Кризисное развитие индустриальных держав в начале ХХ в. спровоцировало появление различного рода консервативных реакционных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др.
Второе направление эволюции консервативных идей ярко проявилось в неоконсерватизме — идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973-1974 гг., массовые молодёжные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.
Неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности. Эти ориентиры были чётко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, нравственных универсальных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.
Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан. И хотя предпочтительным политическим устройством для такой модели взаимоотношений гражданина и государства становилась демократия, всё же основные усилия теоретики неоконсерватизма (А.Белл, З.Бжезинский, Н.Кристолл и др.) тратили на разработку программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих государство от социальных «перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулирования конфликтов и проч.
И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации всё больше расширяется во всём мире.
Социализм. Теоретическое обоснование и идеологическое оформление идеи социализма получили только в ХIХ в. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи Ж.Ж.Руссо и воззрения его соотечественника Ф.Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.
Главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.
А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн, К.Маркс и Ф.Энгельс, В.Ленин, К.Каутский, А.Бебель, Э.Бернштейн, И.Тито, Мао Цзэдун.
Но ХХ век продемонстрировал не только непрекращающиеся попытки практического воплощения ортодоксальных версий социализма. Характерной и весьма показательной чертой нынешнего столетия были настойчивые стремления многих мыслителей модернизировать и теоретическую основу социалистической идеологии. Так, австро-марксисты М.Адлер и О.Бауэр пытались создать «интегративную» концепцию социализма, объединяющую идеи коммунизма и социал-демократии; А.Шафф и Г.Петрович обосновывали доктрину «гуманистического» марксизма; разрабатывались теории «экологического» и «христианского» социализма и т.д.
Наибольшее влияние на общественное сознание в ХХ веке (в основном в европейских странах) оказала социал-демократическая идеология.
Фашизм. Одни учёные понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30 гг. ХХ в. Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определённого идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняет задачи захвата и использования власти. Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества.
Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б.Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного им населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.
Национал-социализм отличался большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом.
«Культуросозидающие расы», «поддерживающие культуру», «культуроразрушающие».
Национальные идеологии.
Идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью. В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать требования либо защиты культурной самобытности национальной диаспоры (вплоть до образования самостоятельной государственности); либо расширения геополитического пространства для жизни нации или, напротив, защиты собственной территории и национального суверенитета от внешних посягательств; либо создания привилегий для лиц «коренной национальности» или же — интенсивного расширения интернациональных контактов и т.д.
Таким образом, политические движения, стимулируемые национальными идеологиями, в одних странах могут способствовать разрешению межнациональных конфликтов, усилению культурной однородности и, стало быть, интеграции общества (Швейцария, страны Бенилюкса и др.). В других, создавая очаги сепаратизма и этнического гегемонизма, национализм может подрывать целостность общества и стабильность политического правления.
Основные идеологические направления в современной России.
Доминирующее положение в политико-идеологическом пространстве занимают три идеологических течения: коммунистическое, национально-патриотическое и либерально-демократическое.
В коммунистической идеологии ощущаются две тенденции. Одна из них выражает стремление к либерализации доктрины, приближение её к идеалам социал-демократии. Существует и фундаменталистское течение.
Всплеск активности национально-патриотических идеологий, поставивших в центр своих требований образ Родины, обусловлен сложными процессами развития национального самосознания российского народа и особенно «кризисом национальной идентичности, утратой чувств исторической перспективы и понимания уровня самооценки нации».
Либерально-демократическая идеология представлена в виде трёх относительно самостоятельных тенденций. Радикальный либерализм, консервативный и социал-либерализм.
Как показывает опыт преобразований в обществах с переходными общественными отношениями, одним из важнейших условий стабилизации политической обстановки является выработка долговременной идейно-целевой доктрины, которой руководствуется государство в своей деятельности и которую можно условно назвать государственной идеологией. Условием выработки такого типа идеологии является достижение того минимального компромисса, который отразил бы как согласие основных групп общества относительно характера общественного строя и будущих перспектив развития, так и снял бы остроту противоречий между «верхами» и «низами».
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1601;