История появления и развития компьютерных сетей
На начальном этапе развития компьютерной индустрии данные обрабатывались на мэйнфремах: один мощный компьютер в многозадачном режиме с разделением времени обрабатывал данные, а ввод данных осуществлялся с терминалов, представляющих собой клавиатуру и дисплей. При этом в пределах одного здания или даже одного предприятия можно было соединить терминальные рабочие места с мэйнфреймом при помощи кабеля. Создавалась структура, напоминающая современную одноранговую локальную сеть, соединенную звездой (рис. 13.1).
Мейнфрейм |
Бухгалтерия |
Офис |
Рис. 13.1. Мэйнфреймовая архитектура обработки данных |
В этом случае по соединительному кабелю передавался весьма незначительный по сегодняшним меркам объем данных с очень невысокой скоростью. Несмотря на то что и в этом случае надо было вырабатывать какие-то правила кодирования цифровых данных для передачи их по медному кабелю, эти правила кодирования и. сам физический процесс передачи не вызывали особых затруднений: можно было обходиттся теми же правилами, по которым данные обрабатывались внутри компьютера, кодируя наличие или отсутствие высокого уровня сигнала на медной шине как ноль или единицу. В полной мере эти кабельные соединения между терминалами и мэйнфремом еще не могли называться компьютерной сетью.
То, что годилось для промышленного предприятия, имеющего хотя и большую, но все-таки ограниченную площадь, оказалось непригодным для решения других задач. Компьютер стал активно использоваться в качестве хранителя и обработчика данных в таких областях, как продажа авиационных билетов, биржевая торговля, планирование и управление поставкой товара. Все эти очень разные сферы применения были сходны в одном: они требовали наличия терминальных рабочих мест по всей стране, в то время как мощный мэйнфрейм должен был оставаться единственным. Задача соединения мэйнфрейма с терминальными устройствами была решена благодаря наличию сети телефонной связи, которая проложена в самые отдаленные уголки. Решать пришлось другую задачу: как передавать через аналоговые линии телефонной связи, специальным образом приспособленные для качественной передачи человеческого голоса, цифровое данные? Вполне логичным выглядело решение преобразовывать цифровые данные для передачи по телефонным линиям в колебания звуковой частоты, а затем вновь преобразовывать эти колебания в цифровые данные на принимающей стороне. Сам процесс преобразования цифровых данных в аналоговый сигнал носит название модуляции, а обратное преобразование — демодуляции. Устройство же, выполняющее эти операции, называется модулятор-демодулятор, или, сокращенно, модем.
Создание модемов и выработка технологии передачи данных по сетям телефонной связи заложило очень хорошую основу для будущего создания компьютерных сетей. Для последнего шага не хватало одного: компьютеров, между которыми должны были бы устанавливаться связи. Вычисления в терминальной сети нельзя было считать распределенными, поскольку все они выполнялись одним компьютером, да и сама сеть, как уже отмечалось, была не компьютерной, а терминальной.
Впервые задача создания именно компьютерных сетей в США была поставлена военными. Созданное в 1952 г. в СССР водородное оружие и запущенный в 1957 г. искусственный спутник земли поставили Соединенные Штаты перед неожиданным для них фактом: их территория стала доступна для удара советских ракет. В срочном порядке нужно было пересматривать всю концепцию информационной системы вооруженных сил, которая прежде строилась на мэйнфреймовой архитектуре. Дело в том, что в основе терминальной сети мэйнфреймовых информационных систем лежала сеть телефонной связи. В свою очередь, телефонная сеть имела иерархическую структуру, при которой все телефонные соединения сходились в крупных городах. Таким образом, вывод из строя одного лишь крупного телефонного узла мог оставить без оперативного управления половину территории страны. Требовалось решение, в котором хорошо защищенные компьютеры информационной системы министерства обороны США, во-первых, могли бы обмениваться данными напрямую, минуя терминальные сети, во-вторых, продолжали бы обмен данными даже при выходе из строя одного из центральных узлов связи или одного из этих компьютеров. Информационная система в целом должна была сохранять работоспособность и после отказа своих важных компонентов. Для этого нужен был принципиально иной подход как к работе самой вычислительной системы, так и к организации коммуникаций и передачи данных между компьютерами.
Еще в начале 50-х гг. прошлого бека сотрудник корпорации RAND Пол Бэрэн проводил по заказу министерства обороны США соответствующие изыскания и предложил структуру высоконадежной сети (рис. 13.2).
Рис. 13.2. Высоконадежная сеть Пола Бэрэна
В этой сети, благодаря продуманной, а вернее, просчитанной, топологии, при выходе из строя даже половины узлов оставшаяся сеть с высокой вероятностью продолжала работать как единое целое. При этом Бэрэн предложил использовать для передачи данных между узлами не непрерывный аналоговый сигнал, а пакеты, то есть делить данные на фрагменты небольшого объема, передача которых была более надежной и которые позволяли быстро повторить пересылку в случае неудачи. К сожалению, реализовывать идеи Бэрэна было поручено телефонной компании AT&T, которая отвергла эти принципы как нереализуемые.
Таким образом, к моменту, когда США остро нуждались в высоконадежной распределенной информационной системе, этой системы у них не было. Для быстрого решения проблемы были выделены деньги и создана единая научная организация ARPA (Advanced Research Projects Agency — управление по перспективным научным исследованиям). Результатом деятельности этой организации было несколько весьма важных решений.
□ Во-первых, агентство ARPA вместо организации закрытых военных лабораторий предложило решать поставленные задачи университетам, выделив гранты на проведение исследований.
□ Во-вторых, агентство реанимировало идеи Бэрэна о пакетной передаче данных и распределенной сети, начав проектировать и строить национальную сеть, соединяющую исследовательские центры.
□ В-третьих, благодаря щедрому финансированию ARPA, университеты получили возможность купить и установить в одном месте несколько компьютеров (в то время, когда персональных компьютеров еще не было, несколько компьютеров в одной организации были большой редкостью). Таким образом, каждый вовлеченный университет, кроме работы в рамках проекта общенациональной сети, получил возможность проводить эксперименты в рамках университетской локальной вычислительной сети.
□ В-четвертых, несмотря на пристальное внимание к развивающейся национальной компьютерной сети, агентство проводило исследования в области сетей, построенных на базе спутниковой и наземной радиосвязи. В результате этой работы уже в 1972 г. грузовик, перемещавшийся по штату Калифорния и оснащенный терминалом, мог управлять компьютером, установленным в Лондоне.
Хорошее финансирование университетов и весомые денежные добавки от ARPA сделали свое дело. Сеть ARPANET, в которую поначалу были включены всего 4 университета (1969 г.), стала быстро расширяться, и к 1972 г. к ней подключились уже 34 университета, а сама сеть приобрела ярко выраженную смешанную топологию, в которой любой компьютер имел как минимум два пути передачи данных.
Однако во всем этом процессе развития сети не хватало того, что условно можно было бы назвать «резкостью» картинки. Если в сети ARPANET, объединяющей университеты, наблюдалось единообразие как программного обеспечения, так и технических решений (во всех узлах сети были установлены компьютеры одной марки, Honeywell DDP-316), то на уровне локальных сетей университетов царил настоящий «зоопарк» протоколов, которые каждый из университетов был вынужден изобретать для себя самостоятельно. Завершающим аккордом в процессе формирования сети ARPANET можно назвать создание в университете Беркли операционной системы UNIX 4.2 BSD. В состав этой операционной системы по заказу APRA были включены сетевые разработки, успешно проявившие себя к этому времени: протоколы TCP/IP, сокеты и системные сетевые утилиты. Университеты получили унифицированное и готовое к применению программное обеспечение, при помощи которого можно было не только строить локальные сети, но и легко подключаться к сети ARPANET. С этого момента сеть ARPANET вступила в эпоху своего лавинообразного роста.
Бурный рост и безусловный положительный эффект, который оказала сеть ARPANET на научные исследования в университетах, вовлеченных в проект, привлекло внимание Национального научного фонда (National Science Foundation, NSF) США. Отмечая, что возможность практически мгновенно обмениваться результатами исследований многократно ускоряет ход научных исследований, фонд NSF выявил то, что сдерживало развитие сети ARPANET: для подключения к ней любой университет должен был заключать специальный договор с министерством обороны, причем министерство обороны не стремилось к дальнейшему расти-, рению своего сотрудничества с университетами. Такое положение дел привело к решению о создании сети NSFNET, которая стала альтернативной ARPANET и к которой могли подключиться любые университеты. Первоначальное финансирование проекта по созданию NSFNET было внушительным. Была построена сетевая магистраль, связавшая 6 университетских центров, оснащенных суперкомпьютерами, и создано 20 региональных сетей, соединенных с этой магистралью. В результате практически все университеты США получили возможность доступа к суперкомпьютерам базовых научных центров. Нужно отметить также факт принятия в 1983 г. протоколов TCP/IP в качестве официальных сетевых стандартов. Массовый рост количества локальных сетей, подключенных к ARPANET и NS- FNET, продолжался, сопровождаясь серьезным давлением бизнес-сообщества, которое давно уже поняло выгоду и прибыльность новой технологии.
В 1990 г. сеть NSFNET была переведена на коммерческие рельсы. Этот перевод облегчил участие бизнеса в дальнейшем развитии компьютерных коммуникаций. Появление персональных компьютеров ускорило процесс роста компьютерных сетей, к которым стали присоединятся не только научные центры, но и дома обычных граждан. Создание на Европейском континенте своих региональных сетей и объединение их с американскими сетями ознаменовало собой эпоху наступления Интернета, сети, объединяющей не столько компьютеры, сколько другие сети. Таким образом, Интернет — это не глобальная сеть, а сеть сетей.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 2169;