ГРОМКОСТЬ И УРОВЕНЬ ГРОМКОСТИ ЗВУКА.
Уровень интенсивности характеризует звук только с физической стороны. Из предыдущего следует, что звуки разных частот при одном и том же уровне интенсивности могут оказаться и слышимыми и неслышимыми. Для оценки субъективного восприятия звука по уровню введен ряд характеристик. Одной из таких характеристик служит уровень слухового ощущения (или просто уровень ощущения), определяемый законом Вебера-Фехнера. Согласно определению уровень ощущения
где Lпc — уровень интенсивности звука на пороге слышимости.
Все измерители уровня обычно градуируют по звуковому давлению, и поэтому результаты измерений выражают в величинах уровней звукового давления
Таким образом, уровень ощущения представляет собой уровень интенсивности звука, находящийся над уровнем порога слышимости на той же частоте. Он учитывает зависимость порога слышимости от частоты и, тем самым, более точно характеризует субъективное восприятие звука на разных частотах, чем уровень интенсивности.
При уровнях гораздо выше уровня порога слышимости этот уровень все же неточно характеризует восприятие звука. Поэтому были введены понятия громкости и уровня громкости, с помощью которых можно получить более точную оценку субъективного восприятия звука.
Человек может довольно точно установить равенство громкостей двух звуков любого частотного состава. Это свойство слуха использовали для введения понятия уровня громкости. За эталон уровня громкости принимают уровень интенсивности чистого тона с частотой 1000 Гц. Единица уровня громкости называется фоном. Итак уровень громкости в фонах на частоте 1000 Гц равен уровню его интенсивности в децибелах. За уровень громкости (в фонах) любого другого звука принимают уровень интенсивности в децибелах равногромкого с ним тона с частотой 1000 Гц, т. е. считают
где G — громкость звука.
Чтобы определить уровень громкости какого-либо звука, достаточно взять с частотой 1000 Гц и изменять его уровень до тех пор, пока его громкость не будет одинаковой с громкостью определяемого звука. Уровень интенсивности эталонного тона при этом численно будет равен уровню громкости определяемого звука.
На рис. 2.6 приведены кривые равной громкости, полученные при сравнении тонов разных частот с эталонным. Они определены для всего диапазона слухового восприятия по частоте и уровню. Как видим, по мере повышения уровня громкости кривые равной громкости спрямляются. Например, для нулевого уровня громкости (на пороге слышимости) уровень интенсивности тона с частотой 100 Гц равен 38 (см. рис. 2.6).
а тона с частотой 500 Гц — 7 дБ. Для получения уровня громкости, равного 80 фон (см. рис. 2.6, кривая 80), уровень интенсивности тех же тонов должен быть взят равным соответственно 83 и 80 дБ, т. е. оба тона будут практически одинаково громки, если они будут иметь одинаковые уровни интенсивности.
Следовательно, на высоких уровнях громкости слух имеет частотную характеристику чувствительности, близкую к равномерной, поэтому физическая и субъективная характеристики будут близки друг к другу. Это обстоятельство привело к двум практическим рекомендациям.
Допустим, что слушание радиопередачи идет на уровне 80 фон, при этом все частотные составляющие передачи при их одинаковой интенсивности звучат почти одинаково громко. Теперь уменьшим усиление (приемника) на 30 дБ, тем самым уровень интенсивности звучания снизится на 30 дБ. Вследствие этого частотные составляющие, находящиеся около частоты 1000 Гц, будут иметь уровень громкости 50 фон, а составляющие, находящиеся около частоты 100 Гц, снизятся по уровню громкости до значения, равного 22 фон (см. крестики рис. 2.6); они будут звучать менее громко, чем средние частоты. Чтобы звучание низких частот осталось таким же, как и звучание средних, не обходимо скорректировать частотную характеристик приемника путем подъема его чувствительности на низких частотах (на 17—20 дБ на частоте 100 Гц). В хо- роших радиоприемниках при уменьшении коэффициента усиления автоматически корректируется величин усиления на низких частотах (происходит увеличение коэффициента усиления).
При измерении высоких уровней громкости шумочувствительность измерителей (шумомеров) должен быть почти не зависящей от частоты, что соответствует субъективному восприятию звука по громкости. При измерении низких уровней громкости показания шумомера будут близкими к субъективным только, если при этом будет учтено то обстоятельство, что слух слабее воспринимает низкие частоты, чем средние при низких уровнях громкости.
Для иллюстрации в табл. 2.1 приведены уровни громкости в фонах и громкости в сонах для ряда типовых звучаний.
Таблица 2.1
Источник звука | LG, фон | G, сон |
Улица с интенсивным движением | 75...80 | 11.40...17.10 |
Шумная улица без трамвая | 60...75 | 4.35...11.40 |
Обычный средний шум на улице | 55...60 | 3.08...4.35 |
Комната шумная | 40...50 | 0.98...2.20 |
Комната тихая | 25...30 | 0.20...0.36 |
Разговор трех человек в комнате | 45...50 | 1.50...2.20 |
Оркестр | 80...100 | 17.10...88.00 |
Зал при массовых сценах | 75...90 | 11.40...59.00 |
Аплодисменты | 60...75 | 4.35...11.40 |
Исполнение соло в студии | 40...50 | 0.98...2.20 |
Форте фортиссимо | 88.00 | |
Фортиссимо | 38.00 | |
Форте | 17.10 | |
Меццо-форте | 7.95 | |
Меццо пиано | 4.35 | |
Пиано | 2.20 | |
Пианиссимо | 0.98 | |
Пиано пианиссимо | 0.36 | |
Порог слухового ощущения |
ЭФФЕКТ МАСКИРОВКИ.
Известно, что в тишине можно отлично слышать писк комара и жужжание мухи, тикание часов и т. п., а в шуме и при помехах можно не услышать даже громкий звонок, т. е. при шуме и помехах порог слышимости для слабого звука увеличивается. Это повышение порога слышимости называют маскировкой. Величина маскировки определяется по формуле
где Lп.c.ш и Lп.с.т — уровни порогов слышимости в тишине и в шумах.
При увеличении порога слышимости соответственно изменяется и уровень ощущения Е. При интенсивности I в условиях приема в шумах для уровня ощущения звука имеем
где Iп.с.ш - интенсивность на пороге слышимости при наличии помех и шумов; Ет - уровень ощущения того же звука в тишине.
Таким образом, при изменении уровня помех даже при неизменном уровне интенсивности звука уровень ощущения изменяется.
Это явление объясняется тем, что при действии помехи, имеющей частотные составлющие в той же области, что и принимаемый звук, а по уровню интенсивности значительно превышающей уровень принимаемого звука, нервные окончания уже возбуждены и посылают импульсы в слуховой центр, соответствующие помехе. Из-за дискретности восприятия слабый принимаемый звук ничего не может добавить к этому восприятию, и поэтому мы его не слышим. Если бы помеха была убрана, то он смог бы возбудить нервные окончания соответственно своему уровню и частотным составляющим. Неясное ощущение принимаемого звука получается тогда, когда интенсивность слабого звука, добавляясь к интенсивности помехи в этой же критической полоске слуха, создает суммарную интенсивность, достаточную для скачка на следующую градацию уровня ,т. е. при увеличении интенсивности в среднем на 20%. Четкое же ощущение принимаемого звука получается только тогда, когда уровень принимаемого звука превышает уровень составляющих помехи, находящихся в той же критической полоске слуха, что и принимаемый звук.
Низкочастотные тоны сильнее маскируют высокочастотные. Объясняется это тем, что волокна улитки, резонирующие на низких частотах, находятся далеко от овального окна (см. рис. 2.1), поэтому лимфа, колеблющаяся в каналах улитки в той или иной степени, возбуждает все волокна, находящиеся ближе их к овальному окну, т. е. высокочастотные волокна. На высоких частотах резонирующие волокна находятся близко от овального окна и колебания лимфы замыкаются, не доходя до более удаленных низкочастотных волокон. Если помеха широкополосная, то даже при большом превышении общего ее уровня над уровнем принимаемого тона последний может быть услышан, поскольку уровень помех, находящихся в пределах критической полоски (в которой находится и принимаемый тон), может быть довольно малым. Для равномерной помехи в диапазоне частот 100—5000 Гц это превышение достигает 15 дБ.
Для низких уровней частотный диапазон маскировки мал, для высоких — он простирается на широкую область частот, лежащих выше частоты маскирующего тона. При этом можно отметить повышение маскировки на частотах, кратных частоте маскирующего тона (см. рис. 2.7а, на частотах 2000 Гц). Снижение маскировки
(провалы) при небольшой разности частот маскирующего и маскируемого тонов (см. рис. 2.7а, на частотах 1000 и 2000 Гц) объясняются попаданием их в одну и ту же критическую полоску слуха (появляются слышимые биения частот).
Шумовая маскировка имеет плавный спад к высоким частотам и крутой к низким (рис. 2.76).
На рис. 2.7а и б приведены кривые маскировки, иллюстрирующие сказанное.
Кроме маскировки, шумы и помехи при их значительном уровне и длительном воздействии вызывают необратимые явления в слуховом органе: наиболее чувствительные клетки органа Корти изнашиваются, и порог слышимости повышается (человек глохнет). Это наблюдается у клепальщиков, машинисток и людей профессий, связанных с пребыванием в шумах. По той же причине городские жители имеют пороги [слышимости выше, чем сельские Порог слышимости повышается и у детей, которых регулярно «убаюкивает» громкая радиопередача. Отмечено, что у молодежи за последние годы резко возросли пороги слышимости. Причиной этого явилось увлечение поп-музыкой, отличающейся высокими уровнями громкости звучания.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1748;