Теория структурации
Социальные практики как предмет исследования
По Гидденсу, ни структура, ни действия не могут существовать независимо
друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через них
осуществляется и воспроизводство структур, так что последние могут существовать
более или менее продолжительное время. Но Гидденс объединяет структуры и
действия не механистически. По существу, он предлагает взглянуть на социальную
реальность под совершенно иным углом зрения - ориентируясь на изучение
конкретных социальных практик, которые воспроизводятся благодаря активному
характеру действий социальных субъектов.
В соответствии с теорией структурации, предметом исследования являются
"социальные практики, упорядоченные в пространстве и во времени". Они не
являются раз и навсегда данными, неизменными. Напротив, социальные практики
разнятся в разных странах и, соответственно, они своеобразны в одной и той же
стране в разные периоды ее истории. При этом социолог особо подчеркивает, что
социальная практика "не создается социальными акторами, а лишь постоянно
воспроизводится ими", т.е. она имеет характер преемственности, упорядоченности.
Социальные практики "одинаковы" в определенном времени и пространстве
благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется Гидденсом как "мониторинг
(отслеживание) течения социальной жизни". В свою очередь, индивиды, усваивая в
ходе социализации законы и навыки социальной деятельности, обеспечивают
повторение социальных практик, что и делает возможным их типизацию и научный
анализ.
Структура
Гидденс отмечает, что традиционно понятие "структура" использовалось в
социологии для своего рода моделирования социальных отношений или явлений.
Так, можно говорить о "классовой структуре" или "структуре индустриальных
обществ" и т.д. Здесь этот термин используется, чтобы отметить некие общие
2 Ibid. - Р.1, 32
институциональные черты общества. В структурном функционализме данное
понятие обозначает устойчивые формы социального взаимодействия. Все эти и
подобные использования термина вполне правомерны.
Наряду с этими значениями социолог предлагает использовать данный
термин в ином смысле: как порядок позволяющий представлять воспроизводство
социальных практик во времени и пространстве, что придает им "систематическую"
форму. Это положение социолог иллюстрирует на примерах языка и речи. Язык -
это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от
любого индивида. Чтобы языку сохраниться, на нем должны говорить и писать
индивиды сообразно существующим правилам. Но, будучи в употреблении, язык
начинает неизбежно меняться, появляются новые слова, забываются и постепенно
исчезают старые слова. Так, благодаря своим действиям люди могут
трансформировать и производить структуры, то есть социальные практики.
Аналогично: партия - в традиционно употреблении предстает как
политическая структура с определенными институциональными функциями. В том
же смысле, в котором ее трактует Гидденс, - это определенные социальные
практики, которые для своего воспроизводства нуждаются в индивидах,
действующих по конкретным уставным правилам. Партия, как совокупность
определенных социальных практик, может меняться - появляются новые целевые
установки, утверждаются и новые правила поведения, а какие-то старые нормы
отменяются. Иными словами, члены партии благодаря своим действиям могут и
воспроизводить, и трансформировать определенные социальные практики, которые,
в свою очередь, детерминируют их поведение.
Таким образом, в общих чертах структура в представлении Гидденса, - это
образец социальных отношений, существующий в определенное время и в
определенном пространстве, который предполагает соответствующие модели
поведения индивидов. На этом основании такие социальные институты как партия,
государство, бюрократия или семья и т.д. рассматриваются социологом как
определенные отношения людей и как образцы поведения, существующие какой-то
промежуток времени, т.е. конкретные характерные социальные практики.
Применительно к социальной жизни Гидденс различает два вида структур:
правила и ресурсы.
Под правилами имеются в виду процедуры, которым индивиды могут
следовать в социальной жизни, они обязательно вторгаются в бесчисленные
рутинные социальные практики. При этом социолог особо подчеркивает, что
правила не сводятся к набору рациональных математических принципов, это, скорее,
способность применять обобщенную процедуру в правильном, общественно
одобряемом контексте с учетом моральной оценки действий как <справедливых> или
<несправедливых>. Правила обусловливают структурирование того, что происходит
в нашей жизни, типично для неё.
Для теории структурации особый исследовательский интерес представляют те
правила, которые способствуют производству институализированных практик,
характерных для определенного времени и пространства. Речь идет о социальных
практиках, свойственных конкретному институту - партии, общественной
организации, семье и т.д.
Второй вид структуры - ресурсы - также возникает только в результате
человеческой деятельности. Ресурсы могут проявляться в двух видах: в
локализированной форме или в форме власти. "Локализированные ресурсы"
включают в себя полезные ископаемые, землю, инструменты производства и товар.
По Гидденсу, эти ресурсы не существуют сами по себе, они становятся ресурсами
только благодаря человеческой активности. Так, земля не является ресурсом до тех
пор, пока ее кто-то не обрабатывает. "Властные ресурсы" - нематериальные
ресурсы, которые проявляются в том, что одни индивиды способны доминировать
над другими, заставлять их выполнять свои желания, и в этом смысле люди
становятся ресурсами, которые могут быть использованы другими людьми. При
этом социолог настаивает на том, что власть на ресурсы может существовать лишь в
том случае, если она воспроизводится в процессе человеческой интеракции. Власть
не является чем-то, что человек имеет, до тех пор, пока он ею действительно не
пользуется.
Таким образом, ресурсы означают средства - материальные или властные, -
используемые индивидами для достижения своих целей в процессе взаимодействия.
Естественно, что их значимость, характер поддерживаются и воспроизводятся
людьми, но с неизбежностью они могут изменяться.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 748;